Конспект урока "Март - начало Ярилиных праздников".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Бакалова Лариса Юрьевна

 

Знакомство обучающихся с началом весенних праздников на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart-nachalo_yarilyh_prazdnikov.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 2».

 Г. Мичуринска Тамбовской области

 

«Март – начало Ярилиных

      праздников на Руси»

                                                                                   Учитель начальных классов

        Волкова Лариса Юрьевна        

Цель урока: познакомить обучающихся с началом весенних

праздников на Руси; продолжить изучение традиций и обрядов с

использованием краеведческого материала; обогатить знания детей о

народном фольклоре; разучивание игр, закличек, песен о весне;

воспитывать чувство гордости за национальную культуру и стремление

продолжать традиции русского народа.

                                Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, урок - праздник.

? А как вы думаете, что такое праздник?

(Ответы детей).

По словарю Даля праздник - это день, посвященный отдыху, не

деловой день.

В народе словом «праздник» называлось каждое воскресенье (т.е. 7-ой

день недели). Отмечали семейные праздники (это именины, рождение

ребенка, новоселье), обрядовые (свадьбы, крестины) и календарные.

Каждый праздник требовал к себе особого отношения. Предпраздничные заботы волновали и радовали не меньше, чем сам праздник. Во - первых, накануне ходили в церковь. Затем убирали в доме: все мыли, чистили посуду, полы устилали половиками, столы покрывали праздничными скатертями, на стенах появлялись расшитые полотенца. Наряжались в праздничную одежду (яркую, расшитую национальным узором).

Готовили праздничную пищу.

? Давайте вспомним, какую пищу готовили на Руси в крестьянских

семьях?

(Обязательно пекли пироги с различной начинкой, блины, варили

мясные щи, студень, квас, каши на молоке).

? А какой сейчас месяц?

(Март.)

? Чем март отличается от других месяцев? (Это первый

весенний месяц. С него начинается весна.)

Действительно, когда-то на Руси все начиналось с весны. Весной к

людям приходили свои особые радости, наступало ожидание

пробуждения природы от зимней спячки. По народному календарю на

время первого движения природы, с приходом весны, приходилось

начало Нового года. Не только у славян, но и у всех индоевропейских

народов новый год начинался с весны, с марта. На Руси новолетье

отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой -

свистуньей. Но прежде чем войти в весну красну, окинем взглядом вес

колесо - круг русского года. Все жизненные события у славян

размещались по кругу дней года. Они наглядно изображены в виде

символического знака, колеса, вращающегося посолонь, то есть по

движению Солнца. Год - это не просто время, состоящее из 12 месяцев.

В слове «год» - есть корень, говорящий о том, что это «годное»,

«угодное», приятное и веселое время. Но таким, годным для жизни,

делали его наши предки. Более того, они были убеждены, что своими

добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают

весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету

птиц. Опыт многих поколений русских людей передает нам среди всех

праздников - праздник весны. В народе говорили «Всякая душа

празднику рада», «В такой у Бога все равны». Во время празднования

звучали веснянки; хоровые заклички; песни; девушки водили хороводы;

а ребятишки играли в игры - все это вместе взятое должно было

ускорить приход этого приятного во всех отношениях времени года.

И на сегодняшнем уроке мы вспомним традиции русского народа.

Тема урока: «Март - начало Ярилиных праздников на Руси».

? Ребята, кто такой Ярило?

(Это бог плодородия у славян).

? Как называли март на Руси?

(Проталъник, весновей, капельник).

А еще распутица, проплешник. Первые лучи солнца припекали и

подтаивал снег, образуя плешины.

? Какие пословицы, приметы, поверья вы знаете?

(Март — не весна, а предвесенье.

Силен март капелью.

Сказывали старики: «На дворе - капель, так и у нас тепель».

Богат проталъник солнечным светом. Протальник ломает зиму.)

Мартовский ручеек землю будит. Весенней воды никто не уймет.

- А в нашей Тамбовской губернии так говорили: «Как в марте зима не

злиться, а весна не покорится»., «Весенний день год кормит».

Все эти названия отражали природные явления этого времени года:

затяжную борьбу тепла и холода..., творя праздники весны. В этих

праздниках обязательное участие принимали дети, они зазывали весну

песенками, закличками, играми, помогая весне набрать живительную

силу. Давайте разучим закличку о весне.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью

С великой милостью,

Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебом обильным.

А теперь давайте споем песню о весне.

(Дети поют песню.)

- А вот и весна красна к нам пожаловала.

Появляется Весна:

- Я, Весна - красна - красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки.

На полях ращу цветы

Прогоняю с бухты лед,

Светлым делаю восход,

Всюду, в поле и в лесу

Людям радость я несу!

- Я, Весна - красна. Всем в подарок принесла много-много вешних вод

да веселый хоровод.

Дети становятся в круг «Хоровод».

Весна:

- Ребята, а знаете ли вы приметы, поговорки о весне?

(Матушка - весна всем красна.

Красна весна, да холодна.

Весною с верху печет, а снизу морозит.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Если весною снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому

лету.

В старину говорили: «Хороший год - по весне видно».

На весну надейся, а дрова запасай.)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 2». Г. Мичуринска Тамбовской области

Ученик: К нам весна — красна пришла

И веселье принесла

Травке зеленеть

Птицам песни петь,

Садам весной цвести,

А нам скорей расти!

Учитель: Весна, будь нашей гостьей, присаживайся. Март ассоциируется

с водой, с первыми весенними ручьями. Почитание воды на Руси было

связано с ясным представлением о ее живительной, очистительной и

целебной силе. Рассказывают, что в Тамбовской губернии мартовская

вода считалась «пользительной», ее хранили для особых случаев,

например, ее использовали девушки как средство от веснушек, загара,

солнечных ожогов, ею отпаивали за зиму ослабевший скот, домашнюю

птицу, давали больным людям. А может, быть и вам бабушки

рассказывали что-нибудь интересное о воде?

Ученик: А мне бабушка говорила, когда купали маленьких детей,

приговаривали: « С гуси вода, а с Ванюши вся худоба».

Ученик: А мне бабушка говорила, что талой водой мыли волосы, и от

этого они становились густыми, шелковистыми, росли лучше. - Звонкие

весенние ручьи, теплое солнце радовали ребятишек. Большую часть

времени они проводили на улице, затевая разные игры. Сейчас мы

поиграем в игру, которая была очень популярна у нас в Тамбовской

губернии, она называется «Ручеек».

Игра «Ручеек».

- Третий месяц у ворот - это к Солнцу поворот. И открывали март

Ярилины дни. В народном представлении Ярило является главным

поединщиком, побеждающим холод зимы. В эти дни одевались

празднично, ярко. Закликали Солнце - Ярило (бога плодородия). Чтобы

дал жизни силу, чтобы земное Светило - Солнце не медлило, а катилось

красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных,

вызывало капель, да оттепель. В марте была первая в новом году

Красная горка, это подтаявшая макушка ближайшего яра (яр - это место

Ярилы).

- Ребята, на нашем календаре видно:

1 - марта - это Ярило с вилами, т.е. Ярило вздевает зиму на вилы.

- На Руси устраивали праздники в честь Ярилы. В старину считалось, что  смехом, шутками, розыгрышами люди прогоняют от себя нечистую

силу, становятся чище душой и крепче телом. Совершая обряды, наши

предки сознательно вставали на сторону красного Солнышка, глубоко

веря, что помогают ему разогреться в полную силу. В этом обязательное

участие принимали дети, считалось, что первомартовское солнце

благоприятно росту и здоровью детей. А вот 2 марта у деревенских

ребятишек Тамбовской губернии был настоящий праздник. Они

вставали на самое высокое место (это было строение или горка) и

зазывали Солнце к себе в гости.

- Давайте и мы позовем Солнышко.

«Солнышко, Солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из-за горы до вешней поры.

Видело ли ты, солнышко, красную весну?

Встретило ли ясное, ты свою сестру?»

Входит Ярило:

Дети хором: «Гори, гори ясно, (Взяли в руки солнышки)

Чтобы не погасло.

Гори солнце ярче

Лето будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее».

- Всякая душа празднику рада.

Сегодня 2 марта - «Ярилины игры».

1 ученик: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому сказку, кому правду, кому песенку.

2 ученик: Как этот праздник наступает, весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором песни русские поет.

Песня «

Учитель: Ни один праздник на Руси не обходился без Петрушки -

забияки.

Петрушка: «Много разных игр есть

Всех их трудно перечесть.

Нам, друзья, гулять ни лень,

Мы б играли целый день».

Приглашаю всех на игру «Карусель»

Закрутили, завертели

Колесо у карусели.

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Игра «Карусель».

Петрушка: Эй, девчонки - подружки

Веселушки, хохотушки.

Эй, ребята - молодцы,

Озорные удальцы.

Веселей попляшите,

Всех гостей повеселите.

Частушки

Раздайся, народ!

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу.

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Я плясал в три ноги

Потерял сапоги.

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

Я девчушка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан одетая

Девочки-беляноки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

На окошке 2 цветочка

Голубой да аленький,

Я мальчишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

Ох, ты матушка Россия,

До чего ж ты хороша.

Здесь мы весело живем

Играем, пляшем и поем!

Входят скоморохи:

- К вам пришли веселые насмешники, скоморохи и потешники.

Мы с тобой шли?

Шли!

Пирожок нашли?

Нашли!

Я тебе его отдал?

Отдал!

А ты его взял?

Взял!

Так, где он?

Кто?

Пирожок!

Какой?

Мы с тобой шли?

Шли!

А у нас в Рязани - пироги с глазами

Их едят, а они глядят...

Петрушка:

- Звонкие резные ложки расписные, от зари и до зари веселятся ложкари.

Ложкари:

А сейчас мы поиграем, да гостей всех позабавим.

- (Дети играют на ложках).

Учитель: 3 марта - дети кормили птиц, выпеченными для этих целей

пирожками из овсяной муки - овсяничками. Считалось, что птицы -

вестники весны. В это время птичка овсянка издавала звуки, схожие по

ритму и тону со словами «Покинь сани, покинь сани».

Дети поют. Вносят гостям птички-овсянички.

Учитель: Ребята, а сейчас традиционная страница нашего урока

«Рецепты из бабушкиного сундучка».

(Дети зачитывают 2-3 рецепта). Сегодня идет 4-ый день Широкой

Масленицы: «Разгуляй четверг». В этот день носили чучело из соломы

по улицам деревень Дети : Масленица на двор въезжает. Штрокая на

двор въезжает. (Дети в костюмах, с плясками вносят чучело

Масленицы) Масленица пышка На улицу вышла. (Раздают сувениры

гостям).

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок-праздник. Вы все не уроке

поработали на оценку «отлично». Я думаю вам всем было интересно

познакомиться с традициями и обрядами нашего народа, узнать о том,

как праздновали первые весенние праздники на Руси; какие песни пели, в какие игры играли дети; какие хороводы водили девушки, узнали

интересные рецепты приготовления традиционного русского кушанья

блинов. Обо всем этом нам поведали наши милые прабабушки и

бабушки. Это от них вы многое узнали о нашем прошлом, и еще многое

вам предстоит узнать.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем

смотреть по-иному, многое заново для себя открываем или

переоцениваем.

И очень часто за событиями

И за сутолокой дней,

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Для продолжения изучения и знакомства с историей русского народа в нашей школе был открыт этнографический музей. Чтобы лучше узнать, понять и познакомиться с тем, как жили наши предки мы в своем, микрорайоне провели поисковую работу. Пока это только первые крупинки, первые шаги изучения нашей старины, истории Тамбовского края. Все экспонаты, которые здесь представлены, переданы в дар музею нашими учащимися от их бабушек и дедушек. Глядя на все эти экспонаты можно только восхищаться мастерством нашего народа. А вы, ребята, в свою очередь должны стать последователями лучших традиций своих предков; бережно, с любовью хранить и приумножать культурное наследие нашего народа, любить свою землю, край, где родились.

А наш праздник продолжается. По улицам нашего города широко

шагает Масленица... (Дети с песнями и плясками выходят, взявшись

за руки из класса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 3 класс "Светлый праздник Пасха".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" в 4 классе. К уроку разработана презентация....

Конспект урока технологии "Поделка к празднику "День Святого Валентина"

Эти конспект поможет вам подготовиться к данной теме урока....

Конспект урока ОМР по теме "Праздники и календари"

Конспект составлен дл проведения урока ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Праздники и календарь". Рассамтриваются праздники,отмечаемые в зимнее время года в христанстве и буддизме....

Конспект урока по математике тема: "Праздник числа"

Конспект урока по математике тема: "Праздник числа" Внеклассное мероприятие. по математике....

Конспект урока по изобразительному искусству "Праздник в городе"

Конспект урока по изобразительному искусству (3 класс, УМК "Школа России"...