Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"
элективный курс (1 класс) по теме

Илларионова Лариса Ивановна

В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе.

В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края.

Целью программы является формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края, воспитание бережного отношения и чувства к своей малой Родине.

Программа курса содержит две части:теоретический курс и практическую часть. Курс рассчитан на 33 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Программа элективного курса по внеучебной деятельности

«Моя малая  Родина»

1 класс

                                           

                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей Малой  родине. Воспитание этого чувства на   1 ступени образования предусматривает знакомство школьников с историей улуса и села, с их  прошлым и настоящим, русской и якутской  культурой, с окружающей природной средой.

Патриотическое направление реализуется при помощи внеучебной деятельности в 1 классе  («Моя малая Родина»)

Актуальность программы

В программе «Моя малая Родина» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории Амгинского улуса, села, лесов и водоёмах в окрестностях.

     Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники и художественные образы растений и животных края.  В содержании занятий объединяются блоки  знаний двух-трех различных предметов:

  1. окружающий мир  и песенно-игровой фольклор;
  2. окружающий мир  – экология – живопись;
  3. окружающий мир – музыка – художественный труд – экология.

Новизна программы заключается в:

  1. объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края;
  2. использовании приёмов театрализации, элементов игровых и народных обрядов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в исследовательской деятельности.

Целью программы является: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края, воспитание бережного отношения и  чувства любви к своей малой  Родине.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;
  2. формировать умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности;
  3. формировать у  обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;
  4. расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;
  5. способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

 Организация работы при изучении данного курса включает в себя такие элементы работы с детьми, как проведение тематических уроков в классах, экскурсии в природу, посещение музейных экспозиций, организацию праздников, викторин и конкурсов, составление и защита рефератов и докладов.

Основными формами работы являются натурные наблюдения, выполнение практических заданий, проведение дискуссий и праздников с игровыми элементами, привлечение родителей учащихся к образовательной работе с детьми.

При изучении материалов о родном крае, учащимся представляется уникальная возможность не только совершать свои «маленькие открытия», но и возможность научиться представлять их в устных докладах и школьных конференциях. Ребята учатся работать с материалами  музея хлебопашества, энциклопедиями, научной литературой, что, несомненно, послужит основой для дальнейшего обучения их в старших классах хоть и на элементарном уровне. Решается важнейшая составляющая курса – формирование навыка поисково-исследовательской деятельности учащихся.

В курсе «Моя  малая Родина» выделено три раздела по изучению своей малой Родины: «Я познаю мир», в котором дети узнают о своем ближайшем окружении: родители, родственники, друзья, домашние животные, игрушки, народный фольклор своего края, быт людей, то есть получают элементарные знания о взаимоотношениях в окружающем социуме, которые будут являться первой ступенькой при формировании экологических знаний- одной из задач краеведения. «Что меня окружает?»- программа нацелена на изучение животного и растительного мира, его защиту и охрану. «Где я живу?»-изучение погодных условий нашего края, природные сообщества, полезные ископаемые, влияние хозяйственной деятельности на экологию нашего улуса. К концу курса  краеведческие знания не только расширяются, но и приобретают более выраженную экологическую направленность.

Благодаря предлагаемому курсу, предложенная  система краеведческого образования в школе, приобретает завершенный структурный облик. Программа курса содержит две части: теоретический курс и социокультурный практикум. Социокультурный практикум является важнейшей составляющей частью курса, направленной на начальную социализацию ребенка. Он закладывает основу для дальнейшей работы по социализации ребенка на последующих ступенях образования.

Для обеспечения данного курса используются материалы музея хлебопашества  и учебные пособия по природоведению под редакцией А.А. Плешакова.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Я познаю мир.(15 часов)

Тема: «Где мы живем?» (15 часов)

Введение.  История села Покровка: основные особенности, доступные сведения из истории. Представление о времени. Как жили раньше и теперь.  Происхождение улиц районного центра. Моя улица.  Мой дом. Наш адрес. Моя семья. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать?   Мои друзья. Что я люблю, а что нет.  Домашние животные. Забота о  домашних животных. Растения нашего края. Распознавание деревьев на наших улицах. Охрана растений.

Экскурсии в музей-3: «Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Жизнь людей нашего края раньше и теперь», «Мужчины нашего села- участники ВО войны».

Экскурсия по селу-1 «Улицы нашего села»

Поход в лес - «Удивительное рядом»

Раздел.2 «Я познаю мир» (11 часов)

Тема. «Прошлое и настоящее родного края»

Представление о далеком прошлом  родного края.  Мамонты -  удивительные животные.  Первооткрыватели нашего улуса.  Поверхность и водоемы нашего края. Река Амга. Климатические условия Амги. Сезонные изменения в природе. Быт русских людей. Быт якутов. Декоративно- прикладное искусство народов нашего улуса. Народные приметы, игры, песни, праздники. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Зависит ли окружающий мир от тебя в будущем?

Экскурсии в музей: «Прошлое нашего края», «Почему так называется наше село»,  «Климатические условия севера», «Быт русских», «Быт якутов».

Экскурсии в природу: Водоемы. В зимний лес. В гости к Весне.

Раздел 2 «Что меня окружает и где я живу?»(7 часов)

Многообразие природы. Животный мир Амги: птицы, звери, насекомые, рыбы. Растительный мир нашего края: лиственные и хвойные растения, грибы. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Что такое экология родного края? Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, охрана редких растений и животных; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.

Заочные экскурсии: «Животные нашего края», «Растения Амгинского улуса», «Редкие животные и растения нашего края», «Путешествие по карте Амгинского улуса».

Экскурсия в лес-1.Растительный мир нашего края.

.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Основные сведения о своем селе: домашний адрес; имена и отчества родителей; родословную двух поколений;  профессии родителей; дикие и домашние животные своего края; деревья, кустарники; правила поведения в природе.  Наиболее распространенные профессии  жителей родного края. Основные сезонные признаки; разнообразие водоемов; фольклор населения малой Родины; правила поведения в природе.

группы растений своего края: хвойные, лиственные, грибы;

группы животных: звери, птицы, насекомые.

Взаимосвязи между природой и человеком; значение природы для человека; охрана природы; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

Рассказать о своей семье; составить родословную двух поколений. Различать изученные группы растений и животных нашего края. Выполнять правила поведения в природе. Рассказать о сезонных изменения нашего края;    выполнять правила поведения в природе; различать  предметы быта русского и якутского народов.

различать наиболее распространенные в нашем крае растения и животные;

объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

подготовить рассказ  краеведческого содержания, используя разные источники информации;

выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.

 

                                 Учебно-тематический план курса

№п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во

часов

Теоретический курс

Социокультурный практикум

1

Я познаю мир.

Где мы живем?

2

Обзорная экскурсия в музей «Мой край родной»

Экскурсия по селу: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

2.

Кто я такой?

1

Беседа «Расскажи о себе»

Дидактическая игра «Вот я какой!»

3.

Что я люблю?

1

Тестирование

Конкурс рисунков: «Путешествие Грязнульки»

4.

Что за дерево такое?

2

Гербарий «Растения нашего края»

Поход в лес.

Конкурс листовок и плакатов: «Береги родную природу!»

5

Мамочка моя

2

Беседа: «Моя мама»

«Есть женщины в нашем селенье»-экскурсия в музей.

Конкурс рисунков, поделок. Праздник: «Милой маме»

6

Папа- лучший друг

2

Беседа: «Мой папа»

«Мужчины нашего села-участники ВО войны»-экскурсия в музей

Семейная газета: «Мой папа или дедушка»

7

Мои бабушка и дедушка

2

Экскурсия в музей: «Жизнь людей раньше и теперь»

Круглый стол: «Расскажи о своих родных»

Конкурс рисунков, стихотворений о своей семье

8

Мои друзья

2

Тестирование, рассказы учащихся: «Мой лучший друг»

Рисование портрета друга. Разучивание подвижных игр на улице.

9

Итоговое занятие: «Моя семья»

1

Разучивание песен, стихотворений,подготовка проектов: «Моя родословная»

Праздник: «Родительский дом- начало начал», защита проектов своей родословной.

10

итого

15

п/п

Тема

раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов

Теоретический

курс

Социокультурный  практикум

1

Я познаю мир

История родного края.

1

Экскурсия в музей: «Прошлое нашего края»

Конкурс поделок из природного материала: «Динозавры и мамонты»

2

Где мы живем ?

1

Экскурсия в музей: «Почему так называется наше село?»

Аппликация на тему: «Мое село»

3

Поверхность и водоемы нашего края

2

Путешествие по карте Амгинского улуса

 Сбор коллекции камней.

4

Сезонные изменения в нашем крае

3

 «Климатические условия нашего региона»

Ведение записей о погоде в дневниках.

Экскурсия в зимний лес.

Экскурсия: «В гости к Весне»

5

Быт людей нашего края

1

Экскурсия в музей: «Быт русских»

Разучивание народных песен, игр, народных примет.

6

Быт людей нашего края

1

Экскурсия: «Быт якутов»

Конкурс рисунков

Разучивание народных песен, игр, народных примет.

7

Декоративно- прикладное искусство нашего края.

1

Путешествие по выставке: «Красота якутских  узоров»

Фольклорный праздник: «Сельские посиделки»

8

Итоговое занятие

1

Подготовка проекта: «Кем я буду, когда вырасту»

КВН: «Любим родную Амгу»,

защита проектов.

9

Итого

11

п/п

Тема

раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов

Теоретический

курс

Социокультурный

практикум

1

Что меня окружает?

Животный   и растительный мир Амгинского улуса.

1

Заочная экскурсия: «Животные и растения нашего края»

Защита докладов о животных  и растениях родного края.

2

Что такое «Экология»

1

Беседа: «Экология- наука о связях между живыми существами и окружающей их средой»

Практическое занятие: «Большие и маленькие раны природы нашего края»

3

Берегите воду!

1

Красавица- Амга.

беседа: «Вода- это жизнь»

Конкурс рисунков: «Речка плачет», «Путешествие Капельки воды».

4

Итоговое занятие

1

Подготовка рефератов: «Возьми под защиту…»

Звездный час: «Мой край родной», защита рефератов.

итого

4

п/п

Тема раздела

Тема

занятия

Кол-во

часов

Теоретический

курс

Социокультурный

практикум

1

Где я живу?

Мы- жители Земли.

1

Путешествие по карте мира, по глобусу.

Составление визитной карточки: « Я- житель Земли, Амги».

7

Труд жителей нашего улуса.

1

Экскурсия в музей: «Только трудом мы живем»

Презентация «Династия хлеборобов села Покровка»

Конкурс рисунков и поделок по теме: «Без труда нет добра»

8

Судьба природы- наша судьба»

1

КВН: «Мой край родной»

Защита рефератов по темам: «Я – патриот своей Родины!»

9

итог

3

Итого:  33 часа

Использованная литература:

  1. Герасимов В.П. Животные Крайнего Севера  Нач.школа №1-1992
  2. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего – М: Детская литература, 1999
  3. Биология в школе: журнал – 2002- №1
  4. Педсовет: журнал
  5. Последний звонок: журнал
  6. Райков Б.Е. Зоологические экскурсии, М. 2006
  7. Атлас Амгинского улуса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...

Программа элективного курса «Я в мире экономики»

Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....

программа элективного курса "Введение в профессию".

Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...

программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"

Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Программа элективного курса "Моя малая Родина"

Программа межпредметного элективного курса "Моя малая Родина" предназначена для учащихся 4-х классов. Курс расширяет представление детей об истории своего родного города, его жителях. Позвол...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...