Программа элективного курса "Моя малая Родина"
элективный курс (4 класс) по теме

Закиева Татьяна Миншарифовна

Программа межпредметного элективного курса "Моя малая Родина" предназначена для учащихся 4-х классов. Курс расширяет представление детей об истории своего родного города, его жителях. Позволяет вопитать у учащихся патриотические, моральные, духовно-нравственные чувства, необходимые для личностного роста и развития младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._moya_malaya_rodina.doc729.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования  Удмуртской Республики

Управление народного образования Администрации Камбарского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 имени Н.К. Крупской" города Камбарки Удмуртской Республики

__________________________________________________________________

427950, г. Камбарка, ул. К. Маркса, д.73            тел. 8(34153)3-04-84

«Согласовано».                                                              «Утверждаю».

На заседании предметного                                         Директор МБОУ лицей №1                    

методического объединения                                       им. Н.К. Крупской

«29»____ августа ___2013г.                                         Гришина Т.Н.

Протокол №__1____________                                      ______________________

                                                                                       «03 » ____09______2013г

 «Моя малая Родина»

Программа духовно-нравственного воспитания

межпредметного элективного курса

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9-10 лет

               

                                         Разработчик: Закиева Татьяна Миншарифовна,

                                                                    учитель начальных классов высшей

                                                                     квалификационной категории

                                                                     МБОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской

г. Камбарка

 2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса разработана для учащихся 4 класса и рассчитана на перспективу изучения курса «Краеведение» в среднем звене. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического, нравственного, эстетического, духовного воспитания, определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Камбарского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.

Специфика данной программы обусловлена изучением своего края. Особенность изучаемого курса состоит в преемственности применения краеведческих, исторических, научно – практических материалов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Курс «Моя малая Родина» является «межпредметным», поскольку изучение его тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология.

Содержательной основой представленной программы элективного курса «Моя малая Родина» является курс «Удмуртское краеведение» (культура, литература, история родного края), составленный методистами республиканского ИПКиПРОУР г. Ижевска в 1991 году. Он  включён в учебный план  раздела  «Национально – региональный компонент» и является одним из приоритетных направлений развития и воспитания учащихся.

Направленность курса – духовно – нравственная, развивающая. Прежде всего, он направлен на духовно – нравственное просвещение младших школьников, на  удовлетворение любознательных, ищущих детей и развитие их коммуникативной культуры.         

В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность приобрести навыки и умения работать с полученной информацией, дополнительной литературой; расширить представление об истории своего родного города, его жителях. Курс позволяет воспитать у учащихся патриотические, моральные, духовно - нравственные чувства, необходимые для личностного роста и развития каждого ребёнка.

Цель курса: на основе исторических, социально – экономических, хозяйственно – природных закономерностей сформировать представления учащихся о жизни и перспективах развития своего города, прививая любовь, уважение и заботу к своей малой Родине, формируя духовно – нравственную культуру.

Задачи курса:

- формировать систему знаний об истории Земли Камбарской, природных, хозяйственных ресурсов окрестностей г. Камбарки и их связи с охраной окружающей среды;

- совершенствовать умения, навыки  учащихся работать с географическими и историческими картами, дополнительными источниками информации;

- развивать гражданскую позицию, кругозор, культуру речи, творческий подход при решении практических задач и выполнении творческих заданий;

- воспитывать ценностное отношение к семье, культуре своего народа, к людям разных национальностей, православной религии и культуре, к самому себе, ценность человеческой жизни, духовной безопасности личности;

-  воспитывать чувства ответственности перед семьей, городом, Родиной.

Программа содержит пять разделов.

В каждом из направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

В первом разделе «История заселения и освоения земли Камбарской» раскрываются знания о происхождении родной земли и города Камбарка, о купце Демидове, основавшем Камбарку, формируются  представления о символах города — о флаге и гербе города.

Во втором разделе «Природные условия и ресурсы» формируются ценностные отношения детей к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным родного края.

В третьем разделе «Духовно - историческое наследие» происходит формирование личностной культуры:

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций,

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В четвёртом разделе «Командировка в семью» происходит формирование ценности семьи:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;

• элементарные представления об основных профессиях;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

В пятом разделе «Мы наблюдаем» формируется

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• уважение к защитникам Родины;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории земли Камбарской;

• интерес к важнейшим событиям в жизни города;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города Камбарка;

• любовь к школе, своему городу, народу, России;

• умение отвечать за свои поступки;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов.

Формы урока: практикумы, презентации, проекты, конференции, экскурсии, поход, групповая работа.

Методы урока: практический, исследовательский, поисковый, словесный.

Особое место отводится самостоятельной работе при выполнении заданий творческого характера. Здесь важно, чтобы каждый ребёнок прочувствовал значимость своего труда, поиска информации для общего дела класса и школы.  

Важное место в содержании курса отводится знакомству с отдельными выдающимися людьми (служитель церкви Секретарёв, Герой России Ю.Г. Курягин, ветераны ВОВ, Калашников), чьи имена звучат на устах каждого жителя города.

Содержание программы позволяет активно использовать в учебном процессе разнообразные учебные пособия, СМИ, Интернет и медиа - ресурсы, личный жизненный опыт, исторические данные, строить уроки с использованием приёмов технологии критического мышления, ИКТ, проблемного и модульного обучения. Реализуется возможность организации разнообразной познавательной деятельности учащихся, способствующей развитию ценностного отношения к природе, к миру, к людям, знаниям, к семье.

        В процессе работы по изучению данного курса  ученики  узнают:

- биографии знаменитых людей города;

- традиции семьи; что такое моральная ответственность перед семьёй;

- историю возникновения названия города Камбарки;

- географическое положение города  в Республике и России;

- особенности климата, растений, животного мира;

- памятники архитектуры;

научатся:

- работать вместе, в группе, в паре;

- ценить семейные традиции, отношения со взрослыми и сверстниками, принимать себя;

- составлять рассказы, сочинения о городе Камбарке;

- сохранять, беречь архитектуру города, преумножать красоту улиц;

- наблюдать, фиксировать результаты обрабатывать их и делать выводы;

- оформлять творческую работу в группе, паре, индивидуально.

- осознавать ценность человеческой жизни, противодействовать влиянию физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности.

        Предполагаемый результат:  оформить альбом с собранными материалами и творческими работами детей по изученным  разделам курса.

Формы контроля:

  • текущий: собеседование по изученным вопросам, проверка заданий, выступление на конференциях, участие в проектной, творческой  и поисковой деятельности;
  • итоговый:  защита творческой работы (реферат, сочинение, проект).  

В начале и в конце года проводится диагностика «Личностный рост» (по Степанову). В течение проводятся разные диагностики с целью выявления уровня воспитанности, морально-этической ответственности личности, межличностных отношений, нравственного воспитания, отношений в семье между ребёнком и родителями, результаты которых позволяют выявить проблемы и составить программу действий.

                Программа рассчитана на обучение в течение 1 года. Программа курса общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года (1 час в неделю).

Учебно - тематический план

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

История заселения и освоения Земли Камбарской

Природные условия и ресурсы

Духовно - историческое наследие.

«Командировка в семью».

Мы наблюдаем.

3

4

10

10

7

2

1

7

6

1

1

3

3

4

6

Выполнение практической работы №1.

Собеседование по изученным вопросам, выполнение практических работ №2 – №4.

Выполнение практических работ № 5 - № 7.

Участие в практикуме.

Выполнение практических работ № 8 - № 11.

Участие в работе творческой группы.

Защита творческой работы.

Итого:

34

Содержание программы.

Неделя

Наименование разделов, тем.

Формы работы.

Раздел 1. История заселения и

освоения земли Камбарской.

1

Камбарская Земля в древности.

Экскурсия в «Музей истории и культуры Прикамья».

2

Освоение Земли Камбарской.

Первичная диагностика.

3

Герб города Камбарки.

Пр. работа № 1.

«Изображение герба»

Раздел 2. Природные условия и ресурсы.

4

4. Географическое положение.

Работа с картами.

5

5. Внутренние воды (реки Кама, Камбарка, Буй, Камбарский пруд)

Пр. работа № 2. Поход в верховье Камбарского пруда.

6

6. Растительный и животный мир.

Пр. работа № 3.

«Красная книга Удмуртии».

Презентация «Растения и животные лугов

 г. Камбарки».

7

7. Охрана природы.

Экологические проблемы.

Пр. работа № 4. Групповая работа. Плакаты «Защита природы».

Раздел 3. Духовно - историческое наследие.

8

8. Промышленность.

Экскурсия по городу

9

9. Архитектура города. Архитекторы.

Пр. р. № 5. Бумажная пластика «Древние постройки города». Фотографии зданий.

10

10. Памятники архитектуры, культура (ул. К- Маркса, ул. Советская; обелиск учителям, погибшим в годы ВОВ).

Презентация «И помнит мир спасённый…».

Пр. работа № 6. «Рисунок обелиска, памятника».

11

11. Православные храмы.

Иллюстрации храмов России.

12

12. Храмы города (Успенская и Петропавловская церкви).

Сообщения о храмах.

13

13. Зачем люди ходят в храм.

Беседа с батюшкой.

14

14. Рисуем храмы.

Пр. работа № 7.

15

15. Культура православного человека.

Иллюстрации. Народные танцы, пляски, игры, обряды.

16

16. Культура людей разных национальностей.

Сообщения детей.

17

17. Быт древних удмуртов.

Обряд гостевания Удмуртов.

Раздел 4. «Командировка в семью».

18

18. Твоя семья.

Проект «Моя родословная».

19

19. Традиции твоей семьи.

Лопатина. «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых».

20

20.  Как давно твои родители живут в нашем городе

Сообщения детей. Роберт Элиас Haджеми - Современные Притчи.

21

21. На какой улице ты живёшь.

Пр. работа № 8

«История улицы»

22

22. Ценности моей семьи.

Целительные сказки А. Алнашева (удмуртский писатель).

23

23. Семья и род.

Пр. работа № 9

«Родословное древо». Презентации детей о семье.

24

24. Где и кем работают твои родители.

Пр. работа №10

«Профессии».

25

25. В мире профессий. Повар.  

Презентация «Профессия повар». Пр. работа №11.

26

26. Воспитай себя: уважение и самоуважение.

Таблица «Мои социальные навыки».

27

27. Как выбирать себе друзей.

Тест, анкетирование.

Раздел 5. «Мы наблюдаем»

28

28. Известные люди города. Настоятель Успенской церкви  отец Федор Секретарев, Петра и Павла отец Максим.

Экскурсия в музей, сбор информации.

29

29. Герой  России Ю.Г. Курягин.

Интервью и собранный материал

30

30. Калашников.

Сбор информации.

31

31. Мой город. Благоустроим город. Детская площадка.

Проект. Групповая работа.

Фильм о Камбарке.

32

32. Обработка собранных данных.

Вторичная диагностика «Личностный рост»

33

33. Оформление творческих работ.

34

34. Итоговое занятие.

Итоговый тест.

Защита работ.

Учебная программа

№ недели

Тема занятия

Ученик узнает

Ученик научится

1.

2.

3.

Раздел 1.

1. Камбарская Земля в древности.

2. Освоение Земли Камбарской.

3. Герб города Камбарки.

- историю возникновения названия города Камбарки.

Объяснить происхождение названия города, что обозначают цвета на гербе города.

4.

5.

6.

7.

Раздел 2.

4. Географическое положение.

5. Внутренние воды (реки Кама, Камбарка, Буй, Камбарский пруд).

6. Растительный и животный мир.

7. Охрана природы.

Экологические проблемы.

- Географическое положение города  в Республике и России, соседей УР

- Название рек, пруда.

- особенности растений, животного мира, название заповедника урочище Валяй

- Составлять рассказы о положении города Камбарки.

- Правильно вести себя у воды

- Составлять цепи питания.

- Определять заповедники по карте.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Раздел 3.

8. Промышленность.

 9. Архитектура города. Архитекторы.

10. Памятники архитектуры, культура.

11. Православные храмы.

12. Храмы города (Успенская и Петропавловская церковь)

13. Зачем люди ходят в храм.

14. Рисуем храмы.

15. Культура православного человека.

16. Культура людей разных национальностей.

17. Быт древних удмуртов.

- Хозяйство города,

- Историю прошлого, памятники архитектуры, фамилии архитекторов.

- Какие бывают храмы.

Термины: храм, икона, священник, православный человек, молитва.

- Люди каких национальностей проживают на территории Камбарки.

- Уважать людей разного труда

Уважать людей разных национальностей.

- Сохранять, беречь архитектуру города, преумножать красоту улиц.

- уважать культуру православного человека, людей разных национальнос-тей и вероисповеданий.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Раздел 4.

18. Твоя семья.

19. Традиции твоей семьи.

20.  Как давно твои родители живут в нашем городе.

21. На какой улице ты живёшь.

22. Ценности моей семьи.

23. Семья и род.

24. Где и кем работают твои родители.

25. В мире профессий. Повар.  

26. Воспитай себя: уважение и самоуважение.

27. Как выбирать себе друзей.

- Традиции семьи, любимые места в городе.

- семейные ценности

- Происхождение названия своей улицы. В честь какого человека она названа.

- Разные профессии, какие знания необходимы для получения профессии.

- составлять рассказ о семье, родословное дерево семьи.

- Анализировать свои поступки и поступки своих родных.

- Видеть хорошие моменты в своей семье.

- Ценить труд своих родителей, помогать им в домашних делах.

- Уважать родителей, старших и младших.

-  Не поддаваться влиянию.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Раздел 5.

28. Известные люди города.

29. Герой  России Ю.Г. Курягин.

30. М. Калашников.

31. Мой город. Благоустроим город. Детская площадка.

32. Обработка собранных данных.

33. Оформление творческих работ.

34. Итоговое занятие.

- людей, которые внесли вклад в историю города, сделавшие хорошие поступки, отличившиеся подвигом, имеющие высокую нравственность и мораль.

- Порядок оформления проекта, реферата.

- Этапы работы в группе.

- Наблюдать, фиксировать результаты обрабатывать их и делать выводы.

- Оформлять творческую работу в группе, паре, индивидуально.

Перечень учебно- методического обеспечения.

Учебники

Методические пособия

Дидактические пособия

Наглядные пособия

1.Суханов А. И. История нашего края: Учебное пособие для 7-10 кл.- Ижевск: Удмуртия, 1991. – 180с.

2. Широбоков С.И. География Удмуртской АССР. Ижевск: Удмуртия, 1976.

1. Наш край: Приложение к учебнику «География» для 9 кл. – Ижевск: Удмуртия, 2006 – 152с.

2. Новиков А. Земля Камбарская, родная. – Камбарка, 1997-34с.

3. Плешаков П. А. Летопись г. Камбарки, 2002.

1. Зайцева И.Н. Камбарка: документы, материалы – Ижевск: Удмуртия, 2004. – 436с.

2. Каталог УР «Удмуртия». – М., 1994 – 360с.

3.Памятники истории и культуры Удмуртии: Каталог. – Ижевск: Удмуртия, 1990. – 156.

4.Природоресурсный атлас Камбарского района УР.

5. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000. – 800с.

Карта Камбарского пруда

Газета «Камская Новь»

Положение о гербе и флаге МО «Камбарский район» и г. Камбарка.

Рисунки, фото, таблицы, схемы.

Список литературы для  учащихся:

  1. Зайцева И.Н. Камбарка: документы, материалы - Ижевск: Удмуртия, 2004. – 436с.
  2. Наш край: Приложение к учебнику «География» для 9 кл. – Ижевск:   Удмуртия, 2006 – 152с.

     3. Новиков А. Земля Камбарская, родная. – Камбарка, 1997-34с.

     4. Плешаков П. А. Летопись г. Камбарки, 2002.

Список литературы для  учителя:

 

1.  Наш край: Приложение к учебнику «География» для 9 кл. – Ижевск: Удмуртия, 2006 – 152с.

2. Новиков А. Земля Камбарская, родная. – Камбарка, 1997-34с.

3.Суханов А. И. История нашего края: Учебное пособие для 7-10 кл.- Ижевск: Удмуртия, 1991. – 180с.

4. Широбоков С.И. География Удмуртской АССР. Ижевск: Удмуртия, 1976.

5. Леса и люди. – Ижевск: издательство «Регион – Пресс», 2007. – 96 с., ил.

6. ООПТ Урочище «Валяй» Камбарского района УР. Научный отчёт. Ижевск, 1996 г.

Составитель программы

Закиева Т.М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ лицей №1 им. Н.К. Крупской г. Камбарка УР. Домашний адрес: Г. Камбарка, ул. Пушкина, дом 2.

Результаты диагностики «Личностный рост» учащихся 4 «а» класса на конец  2008 – 2009 учебного года (по Степанову А.А. )

  1. Отношение к семье.

Ценность – уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию.

67% учащихся 4 класса (11 человек) имеют незыблемое отношение к семье. Ценность семьи высоко значима для них. Они дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных кому – то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при их участии и помощи в подготовке. В будущем они хотят создать счастливую семью.

28% (6 человек) имеют ситуативно – позитивное отношение. Семья для них представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается ими как естественный. Они принимают участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнят о дне рождения кого – то из близких. Заботу родителей воспринимают как само собой разумеющееся.

Лишь 5% (1человек) имеют ситуативно – негативное отношение, как правило потребительское. Ему “должны” давать деньги на шалости. Но если от родителей нужно что – то серьёзное, он добьётся этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

  1. Отношение к Отечеству.

Ценность – гражданственность, патриотизм.

77% (14 человек) учащихся имеют незыблемое отношение к Отечеству. Им присущи вполне развитые чувства гражданственности, патриотизма. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они чувствуют личную ответственность за судьбу страны. Подобные чувства являются глубоко личными, пережитыми.

23% (4 человека)  имеют ситуативно – позитивное отношение. Они переживают чувство Родины как чувство родного дома, города. Однако, им кажется, что то, что происходит в стране и на их малой родине, имеют между собой мало общего. Они встают, когда звучит  гимн, скорее, не по душевному призыву, а потому, что так принято.

3. Отношение к Земле (природе).

Ценность – любовь к природе, бережное отношение к её богатствам.

27% (5 человек) – незыблемое отношение. У них вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым  животным; они готовы убирать лес и чистить водоёмы, находя эти знания увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного котёнка, не забудут полить цветы (из потребности ощущать гармонию мира, в котором  живут, а не за похвалу).

68% (12 человек) имеют ситуативно – позитивное отношение. Они заботятся о животных, цветах, но главным  образом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются  ими как важные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будут сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике.

5% (1 человек) имеют ситуативно – негативное отношение. Собственное  мнение об экологических проблемах от него не зависит. Он  предпочитает  не обращать внимание на такие мелочи, как брошенный мусор. Всех животных делит на полезных и бесполезных - радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

  1. Отношение к труду.

Ценность – трудолюбие, стремление к творчеству.

77% (14 человек) – незыблемое. Их отличает трудолюбие во всём: от уборки класса до чтения трудной книги. Они получают удовольствие от сложной, трудоёмкой, даже нудной работы. Не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что – то сделать. Не стыдятся  подработать.

23% (4 человека)  имеют ситуативно – позитивное отношение. Скорее всего, только престижная работа вызывает уважение этих детей. Они помогут и в домашних делах, но их будет раздражать, что это занимает столько времени.

5. Отношение к культуре.

Ценность – интеллигентность.

77% (14 человек) – незыблемое отношение. Культурные формы поведения личностно значимы для этих учащихся  и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. Им чужды хамство, украшение речи нецензурными оборотами, они внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Они понимают необходимость  сбережения культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлют вандализма.

23% (4 человека) имеют ситуативно – позитивное отношение. Они признают ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они хотели бы выглядеть “культурными людьми”, но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому. Они находят оправдание эпизодическим проявлениям хамства, неряшливости, нецензурной брани. Вандалы антипатичны им.

6. Отношение к знаниям.

Ценность – любознательность.

83% (15 человек) – незыблемое отношение. Это любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового. Дети много спрашивают на уроке, сомневаются в, казалось бы, очевидных вещах. Они считают, что успешность профессионального роста напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению.

17% (3 человека) показали ситуативно – позитивное отношение. Дети могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ими термина или факта. В их сознании знания и будущая работа, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий.

7. Отношение к другим людям.

7. Отношение к человеку как  Другому.    Ценность – альтруизм.

54% (10 человек) – незыблемое отношение. Подлинные альтруисты. Они всегда готовы помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы со стороны. В своих действиях, во благо других, бескорыстны. Всегда готовы помочь слабым, нуждающимся. Готовы рисковать собственным благополучием ради помощи другим. Любят дарить подарки “ просто так”.

41% (7 человек) имеют ситуативно – позитивное отношение. Они не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитают это делать тогда, когда их об этом попросят. Они осторожны в своих действиях во благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяют искренности просящих милостыню, и если они  оказываются поблизости от него, стараются сделать вид, что их не замечают.

5% (1 человек) показал ситуативно – негативное отношение. Лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. Бескорыстие им кажется расточительством, они привыкли всё делать с выгодой для себя, умело это маскируя.

  1. Отношение к самому себе.

8. Отношение к своему телесному Я.

Ценность – забота о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

77% (14 человек) – незыблемое отношение. Для них ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируют его и связывают с ним  дальнейшие жизненные успехи. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя. Постараются не допустить этого в отношении других.

23% (4 человека) имеют ситуативно – позитивное отношение. Ценность здоровья значима для них. Они понимают важность здорового образа жизни, но ставят его не слишком высоко. Здоровье для них – естественное состояние, сама собой разумеющаяся  “вещь”, а не то, что требует специальных усилий. В глубине души полагают, что способны добиться жизненного успеха, не пристального внимания своей физической форме.

9. Отношение к своему духовному Я.

Ценность – самостоятельность, самоопределение, самореализация, свобода.

45% (8 человек) – незыблемое отношение. Рассматривают себя как автора  или распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы важно для них, и ради этого чувства они готовы противостоять внешнему давлению. Они способны на самостоятельность и ответственный выбор. Для них очень важно найти смысл  собственной жизни, которую они хотят прожить “по совести”.

55% (10 человек) имеют ситуативно – устойчивое отношение. Ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают, что это реально в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободными, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы. Признают совесть и смысл жизни, но в повседневной жизни предпочитают руководствоваться другими регуляторами.  

Вывод

Личностный рост связан с развитием именно ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью.

Проанализировав уровень личностного роста каждого ребёнка, сосчитав средний балл ценностных отношений, получилась следующая картина класса.

77% (14 человек) из 18 детей класса имеют постоянные, незыблемые ценностные отношения к миру, к людям, к себе.

23% (4 человека) характеризуются относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения личности к миру, другим людям и самому себе фиксируются в позиции. Но позиция не является сформированной. Жизненные критические ситуации, сильные эмоциональные переживания могут способствовать изменению уже устоявшихся отношений личности к окружающей его реальности. Позиция будет претерпевать изменения. Ребёнок будет каждый раз утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственную позицию в конкретном поступке.

 

                        

Отношение в начале года

К

семье

К Отечеству

К

природе

К

труду

К

культуре

К

знаниям

К

 другому

К телесному Я

К духовному Я

Максим

+9

+5

+6

+10

+10

+18

+18

+4

+20

Настя С.

+10

+3

+3

+20

+11

+16

+11

+8

+10

Наташа

+10

+5

+6

+10

+13

+16

+15

+1

+10

Полина

+10

+8

+1

+6

+17

+20

+12

+2

+10

Таня

+5

0

+2

+6

+9

+13

+13

+9

+10

Ульяна

+4

+10

+6

+10

+10

+20

+15

+8

+10

Ваня

+15

+10

- 4

+6

+20

+20

+10

+10

+12

Рома

-3

+20

+3

+5

+20

+25

+10

+9

+10

Серёжа

+14

+6

+4

+10

+10

+10

- 4

+6

+2

Катя

+11

+9

+3

+10

+10

+19

+8

+10

+9

Коля

+10

+13

+4

+11

+10

+22

+10

+10

+10

Миша

+9

-4

7

+4

+4

+3

+4

+8

+10

Алёна

+10

+6

+4

+7

+28

+16

+10

+10

+10

Алёша

+18

+13

+2

+8

+18

+24

+10

+10

+10

Маргарита

+10

+10

+2

+5

+18

+20

+10

+8

+10

Настя Ч.

+10

+4

+4

+18

+12

+19

+10

8

+8

Руслан

+6

+10

+13

+12

+17

+20

+10

+9

+2

Азалия

+8

+5

+10

+16

+17

+23

+10

+7

+5

Отношение в конце года

К

 семье

К Отечеству

К

 природе

К

 труду

К

культуре

К

знаниям

К

 другому

К телесному Я

К духовному Я

Максим

+9

+15

+16

+12

+20

+20

+19

+14

+22

Настя С.

+14

+13

+6

+24

+21

+26

+12

+9

+12

Наташа

+11

+15

+9

+16

+23

+16

+16

+11

+11

Полина

+18

+18

+7

+20

+27

+20

+18

+20

+11

Таня

+8

+1

+7

+16

+19

+13

+18

+23

+17

Ульяна

+9

+21

+16

+20

+14

+20

+20

+28

+20

Ваня

+24

+12

- 4

+16

+28

+20

+20

+20

+12

Рома

0

+23

+8

+8

+23

+28

+12

+19

+10

Серёжа

+20

+16

+14

+20

+20

+10

- 4

+16

+12

Катя

+21

+19

+4

+20

+18

+19

+9

+20

+19

Коля

+20

+23

+4

+10

+12

+22

+20

+20

+20

Миша

+19

+4

+17

+24

+4

+3

+4

+8

+11

Алёна

+20

+16

+14

+27

+28

+20

+20

+20

+20

Алёша

+28

+23

+12

+28

+28

+24

+20

+20

+18

Маргарита

+17

+20

+2

+15

+28

+20

+13

+18

+11

Настя Ч.

+14

+24

+14

+28

+12

+19

+20

+28

+28

Руслан

+16

+20

+23

+12

+27

+20

+11

+19

+12

Азалия

+18

+15

+20

+26

+27

+23

+10

+17

+5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка " Моя малая родина"

Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"

В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...

Программа кружка "Моя малая родина"

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...

Рабочая программа "Язык моей малой Родины"

Аннотацияк программе по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины»Программа по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины» рассмотрена на заседании КНМЦ ...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...