Методическая разработка интегрированного урока "Альтернативное чтение"
методическая разработка (2 класс) на тему

Мулкахайнен Любовь Михайловна

Урок является первым этапом реализации проекта "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по "Программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_alternativnoe_chtenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока «Альтернативное чтение»

 для 2 класса «Особый ребенок» по теме:

«Обыгрывание стихотворения про зиму:

«В лесу родилась елочка…».

Л.М.Мулкахайнен, учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга.

1.Пояснительная записка

Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок».  Освоение учащимися с тяжелой умственной отсталостью литературных произведений весьма затруднено. Поэтому в нашей школе разрабатывается и реализуется проект «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Разработка данного урока является частью проекта.

Приведу краткую характеристику класса: все пять учащихся 2 «Г» класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и три мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.

Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)

Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, социально-бытовая ориентировка).

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Зима».

Задачи:

Образовательная – продолжать обучать учащихся воспринимать стихи, создавать соответствующие образы; обобщать знания детей о  зимних явлениях природы,  о лесных обитателях (заяц, волк). Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, картинки)

Коррекционная – корректировать и развивать зрительное восприятие, долговременную память. Корректировать мелкую  моторику рук и продолжать развивать  речевой  аппарат.

Воспитательная – повышать  мотивацию к занятиям, развивать эстетическое восприятие через просмотр мини спектакля.

Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
  2. Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физкультминутки, но и соблюдение оптимальной эргономичной  посадки (в индивидуальных креслах) в течение урока.
  3. Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.

Методы

На уроке применен метод театрализации, который разрабатывается в ходе реализации проекта «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Данный метод включает в себя элементы кукло- и сказкотерапии.

Материалы и оборудование  к уроку: колокольчик, мягкие игрушки (лошадка) и их изображения; подносы, тазики с имитацией снега из ваты и бумаги (если есть снег на улице – показать настоящий снег в тазу); ель искусственная, елочные украшения;  красные шапки; пиктограммы «Ель новогодняя», «Шапка»; изображения героев мини спектакля; фланелеграф.

Для мини спектакля: аудиозаписи, магнитофон, игрушки для театра («Заяц», «Волк», «Старичок»), декорации.

Ход урока

  1. Организационная часть. Звонок на урок.

Учитель (звонит в колокольчик): «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! Ребята, кто хочет позвонить?» Звонит в колокольчик тот ученик, кто поднял руку.

2. Основная часть. Путешествие в зимний лес.

Учитель: «Ребята, скоро Новый год! На этот большой праздник обязательно наряжают елку (показ пиктограммы «Новогодняя ель»). А елочки растут в лесу! Давайте совершим путешествие в лес! Какое время года сейчас? Посмотрите в окно! Деревья без листьев, идет снег - зима!  (Ученики могут показать рукой на улицу, за окно).

         А зимой, ребята, очень холодно! Как мы показываем, что нам холодно? (Дети обнимают себя руками). Посмотрите, что мы можем одеть, чтобы не замерзнуть! (показ пиктограммы «Шапка»). Что это? (кто-то из детей может показать на свою  голову). Правильно – это шапка. Давайте  оденем красивые шапочки! (Дети одевают шапки – кто сам, кому помогают взрослые).

Поедем мы в лес на лошадке (показ игрушки каждому ребенку). Как лошадка цокает копытами? (Некоторые дети говорят сразу и подсказывают другим). А как лошадка разговаривает? («Звуковой теннис» с каждым учеником).

Как, ребята, мы едем в лес на лошадке?  (Обыгрывание потешки. См. Приложение 1)

Мы приехали в лес и увидели елочку! (Показ елки. Каждый ребенок трогает елочку) Вот она какая, пушистая и немного колючая!

В лесу родилась елочка, в лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зеленая была!

Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!»,

Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай»!

              Ребята, а вы знаете, что такое снег? Давайте посмотрим и потрогаем его! (Дети трогают настоящий снег. Учитель дает характеристику снегу – «холодный, тает на руках, превращается в воду»). А у нас есть игрушечный снег. Давайте укроем нашу елочку снегом! (Дети по очереди берут «снег» из тазиков и сыпят на елку).

        Какая красивая елочка у нас получилась! Смотрите, ребята, кто это? Зайка! (Учитель показывает  игрушку «Зайка», один из учеников может называть Зайку). 

Трусишка, зайка серенький под елочкой скакал.

А какое мы знаем стихотворение про зайку?

Физкультминутка (См. Приложение 2)

        Зайка у нас ускакал, потому что услышал, как кто-то зарычал!  (Взрослые дружно рычат).  Это волк прибежал! (Ученики знакомятся с игрушкой «Волк»)

Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,

Лошадка мохноногая торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки, а в дровнях – старичок:

Срубил он нашу елочку под самый корешок.

        Ребята, посмотрите, какие красивые дровенки, саночки у нашей лошадки! А это старичок (ученики рассматривают санки с лошадкой, игрушку «Старичок»). А срубил Старичок елочку, чтобы привезти ее на праздник к деткам!

И вот она нарядная на праздник к нам пришла

И много, много радости детишкам принесла!

        Давайте, ребята, украсим елочку! (Ученики держат в руках елочные украшения и по очереди украшают елку).

        А теперь мы посмотрим маленький спектакль и послушаем песенку с участием всех наших героев!

(Взрослые за декорациями показывают мини спектакль. Звучит песня «В лесу родилась елочка…»)

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: «Ребята, наш урок заканчивается. Сейчас мы вспомним, зачем мы с вами пошли в лес и кого мы там встретили. (Учитель по очереди прикрепляет на фланелеграф изображения основных героев и предметов прошедшего урока). Мы отправились в лес за елкой, потому что скоро Новый Год. Поехали мы на лошадке, нашли красивую елочку, встретили Зайку и Волка, увидели Старичка на саночках, который срубил елочку для праздника, а мы нарядили ее. Все молодцы!

Вот звенит у нас звонок, и закончился урок! ( Учитель звонит в колокольчик) С Наступающим Новым Годом нас всех!

3.Приложения

Приложение 1

Слова потешки                                                   Действия учеников

Еду –еду, в лес приеду!

На лошадке

Дети ритмично стучат себя по коленям (кто сам, кто в рамках сопряженных действий).

В красной шапке

Дети рукой показывают шапки на голове.

В лапоточках

Дети дотрагиваются до обуви (или взрослые трогают обувь учеников).

По кочкам, по кочкам

Взрослые трясут коляски, в которых находятся дети.

В ямку – бух!

Дети наклоняются к полу.

Приложения 2

Слова потешки                                                   Действия учеников

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Дети держат руки у головы и шевелят ими

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Дети трут ладошку о ладошку.

Зайке холодно стоять

Надо зайке топотать

Дети топают ногами.

Вот так, вот так, надо зайке топотать!

4. Библиография

Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н.  Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.:  ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Стихотворение и песня «В лесу родилась елочка…» сл. Р.А. Кудашева,

муз. Л.К. Бекман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю  вашему вниманию разработку и...

Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе

Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...

Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"

Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещ...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А....

Методическая разработка: Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство

Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство2 классТема: Чтение рассказа «Жалко птичек».Цель: Формировать правильное чтение через знакомство с произведением.Задач...