Самоанализ педагогической деятельности за 2010-2011г
материал по теме

Филимонова Марина Михайловна

Самоанализ работы во втором классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_za_2010-2011-2klass.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Екатериновская СОШ

САМОАНАЛИЗ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за 2010-2011 уч.г.(2 класс)

Учителя начальных классов

Филимоновой Марины Михайловны

2011 год

   Я работаю второй год по программе «Планета Знаний».

   Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

   Перед собой поставила цель – поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

  Совершенствую методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы, работаю над повышением эффективности урока, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса.  Как педагог стараюсь создать условия для развития всесторонне развитой личности.

     Успешно применяю современные педагогические технологии: уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения.

     В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

     Владею мониторингом качества образования по предметам.  На своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-путешествия, уроки в форме деловой игры, с участием сказочных персонажей. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.

  На уроках литературного чтения наряду обучения осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм, правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого, передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения, повышенное внимание уделяла выявлению авторской позиции в художественном произведении, давая детям первые представления об авторской индивидуальности.

  Работала над формированием начального представления о литературном жанре, работала над обогащением  знаний школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Вела работу над формированием умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделением в тексте ключевых слов, раскрытием их значения. Во втором классе продолжала работу над формированием умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения  непонятных слов.

  Обучала умению прогнозировать содержание текста по заглавию.  Умению называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.   Кроме этого учила детей характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.  Развивала умение находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.   Учила детей быть внимательными к собственным чувствам, возникающим  при чтении произведения, умению выразить их в речи.   Учила делить текст на части, озаглавливать  их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.

   Обучала  подробному пересказу небольших произведений  и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об от дельном герое, отдельном событии), составлению рассказа  от 1 лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

   Развивала умение определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

  А также умению определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Умению сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

  На протяжении года работала над  формированием  представления о содержании основных нравственных понятий, развитием  умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

  Формировала умения представлять структуру книги (на примере  учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентирование в книге, пользуясь оглавлением, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения. Работая над темой «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения», давала различные задания: творческие пересказы произведений или фрагментов, создать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, придумать окончание и т. д. Давала задания по подбору рифм, недостающих в поэтическом тексте слов. Придумать сказку, загадку, рассказ по заданной теме или рисункам. Писать мини-сочинения по литературным и жизненным впечатлениям. Иллюстрирование рассказов.

  К концу учебного года дети научились (в различной степени) объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием, прогнозировать содержание по иллюстрации, названию или ключевым словам. Делить текст на части, озаглавливать их. Определять основную мысль текста. Пересказывать произведения или фрагменты.  Учитывая, что класс очень слабый и такие ученики как Васильева Галя, Степаненко Саша, Куршев Валера не читали к концу 1го класса, были достигнуты такие результаты:

   Считаю, что познавательный интерес, возникающий в процессе учения, является самым действенным. Я формирую его различными способами, одним из которых является занимательность. Использую  игры на всех уроках. Строю их на материале различной степени трудности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям. Больше это возможно на уроках русского языка и математики. И неизменные помощники в этом мне интерактивная приставка и ноутбук.

  На уроках математики для развития самостоятельного мышления на этапе изучения нового материала или отработки практических знаний и умений ставлю перед учащимися определенную задачу и стараюсь организовать их умственную деятельность так, чтобы они в меру своих возможностей искали и находили пути ее решения. При затруднении помогаю алгоритмом вопросов или действий.

  Так как набор детей очень слабый, им больше подходит зрительное восприятие. Поэтому материал стараюсь подавать с помощью презентаций. Очень помогает в работе визуалайзер.

      С его помощью я  проецирую материал на экран для большей концентрации внимания. Использую программы « Уроки Кирилла и Мефодия для нач.классов» по математике, русскому  языку и окружающему миру. Дети в игровой красочной форме, выполняя задания, изучают таблиц умножения, решение задач, отрабатывают  вычисления на все действия с числами в пределах 100. Детям очень нравится, и некоторые ученики, которые просто бы сидели и ничего не делали (есть такие), в такой форме с удовольствием изучают материал.

   При повторении ранее изученного и закреплении нового материала использую различные виды тестов разной степени трудности  для того, чтобы ребенок проявил себя на уровне своих возможностей.

   Составляя мониторинг обученности учащихся, делаю выводы, что некоторые учащиеся (Кобец Ю., Королёва В., Алёхин Д., Моисеенко В.)  улучшили свои результаты.

     

  Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаем над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова; подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Эти работы красочно оформляем. Вместе с ними анализируем, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки.

  Так как класс слабый,  огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты.

  При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. И здесь помогает мне интерактивная приставка. Пока идёт работа с классом до 10 учеников успевают поработать с экраном, закрепить свои знания, получить оценки.

  Анализируя мониторинг, делаю выводы, что хотя, в общем, результаты довольно слабые, всё же есть сдвиги в лучшую сторону: Моисеенко В. и Куршев В. закрепили свои знания и исправили свои неудовлетворительные оценки.

  На уроках окружающего мира стараюсь доказать своим ученикам, что в природе все взаимосвязано, помочь понять, для чего человек должен знать природные связи. Научить детей правильно относится к природе. Дети ведут наблюдения за природными объектами, читают принесенную ими дополнительную литературу, выполняют рисунки, пишут сочинения, пробуют сочинять стихи.  Разрабатываю и провожу мероприятия для экологического воспитания учащихся.

  Мониторинг показал, что результаты в течение года улучшались.

   Владею методикой анализа урока и самоанализа. При самоанализе особое внимание реализации целей урока, правильно ли выбраны пути достижения цели, обязательно подвожу итог работы на данном уроке. На уроке провожу четкий отбор связей с ранее усвоенными знаниями, вовлекаю учащихся в активный познавательный процесс путем использования различных методических приемов: систематическое и многократное повторение изученного материала, развитие, углубление и закрепление знаний, формирование выводов в процессе обобщения. При  обобщении материала использую различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: ставлю их перед необходимостью анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Считаю, что теоретическая и методическая подготовки позволяют мне добиться педагогических целей.

   Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.

   Как классный руководитель создаю условия для всестороннего развития личности. Устанавливаю тесный контакт с классом, достигаю взаимопонимания с родителями.

   Оцениваю успехи ребенка не только в учении, но и в общественных делах, тем самым, повышая его самооценку и статус коллектива класса в целом.

   Несколько лет по совместительству работаю педагогом дополнительного образования, веду работу по прикладному искусству в объединении «Волшебный мир», который в этом году в районном конкурсе на лучшее объединение занял первое место. На протяжении всех лет учащиеся участвуют в различных конкурсах школьного и районного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.

   Стараюсь помочь каждому ребенку поверить в свои возможности, воспитываю организованность, самостоятельность, ответственность, культуру поведения. Вместе с родителями организуем праздники, родительские собрания.

  С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческого воображения.

   Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Нахожусь в  неустанном творческом поиске, обучении  моделирования урока, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество.

  Происходит переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее. Все новое дает возможность по-новому взглянуть на самые простые и обыденные вещи.

  Мое педагогическое кредо:  Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей –

 Моя работа.

  Проанализировав свою работу, я поняла,  что устойчивого положительного результата  можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....