Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"
план-конспект урока (4 класс) по теме


Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и достоинство. Конспект представляет блочную структуру занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Честь и достоинство»

Автор: Тимофеева Л.В.

Школа: МАОУ Абатская СОШ №1

Класс:4

Предмет: ОРКСЭ,  Основы светской этики

Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и достоинство. Конспект представляет блочную структуру занятия. На уроке осуществляется связь с чтением, русским языком. Перед изучением   темы в качестве дополнительно чтения  по желанию учащихся предлагается  прочитать следующие произведения : «Честное слово», « Рассказ о неизвестном герое». На аналитическом этапе урока  используется групповая форма работы. Количество групп по количеству пословиц примерное и в каждом конкретном классе может меняться. К уроку составлена презентация.

Цель занятия: показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека

Задачи: определить  понятия» честь», «достоинство»-  как высоких  моральных качеств  человека, способствовать воспитанию  данных нравственных качеств на основе известных произведений литературы,

побудить детей к анализу собственных поступков,

совершенствовать коммуникативные умения, умения работать с текстом,

обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Ожидаемые результаты:

В результате занятия  учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, усовершенствуют коммуникативные  умения.

Основные понятия: честь, достоинство.

Материалы: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть.

1.Мотивация (работа с высказываниями)

Прочитайте высказывания.

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.

Аристотель

Не сильные лучшие, а честные. Честь и достоинство – сильнее всего.

Ф.М. Достоевский.

        Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.

        В. Г. Белинский.

На основе высказываний определите, о каких нравственных понятиях мы будем говорить сегодня на уроке.

( если не прозвучат, учитель называет сам)

2.Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают эти слова, какому поведению они соответствуют.

II. Основная часть.

1.Информационный блок.

Слайд ( обложка к рассказу «Честное слово», « Рассказ о неизвестном герое» С.Я Маршака)

Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев? Как бы оценили  поступки героев?

    (   В рассказе «Честное  слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом»,  сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.)

В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

Какие моральные качества присущи эти героям?

( умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым)

Сделайте вывод, что же такое честь?

Прочитайте определение в учебнике.

Запись определения в тетрадь.

слайд

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека ,его незапятнанная репутация.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

 - О ком бы вы так могли сказать? ( приводят собственный  пример)

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

- Что такое достоинство?

- Послушайте фонограмму произведения Л.Н. Толстого «Косточка» (включается нажатием звукового знака)

- Почему мальчик заплакал?

(Стыдно за то, что солгал, своровал)

- А как бы поступили вы на месте мальчика?

- Послушайте фонограмму произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (включается нажатием звукового знака)

- Почему муж с женой заплакали?

(Стыдно за то, что они обижали старика)

- Достоин ли уважения поступок мужа с женой?

- А как бы поступили вы в этой ситуации?

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал «Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие «достоинство»?

- Прочитайте в учебнике определение «достоинство».

Запись определения в тетрадь.

(слайд )

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

- Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

«Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер».»

- Почему мама так ответила?

- Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын  принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

 А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

2. Аналитический блок.

1. Работа в группах с пословицами.

Класс делится на 5 групп по числу пословиц.

 Задание группам: Обсудите, каково значение пословицы? Придумайте ( или вспомните пример из жизни, литературных произведений)  историю, которая подтверждала эту пословицу.

2. Обсуждение результатов групповой работы.

3. Беседа.

Слайд

Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство?

 3.Оценочный блок.

( предлагается тест в виде заданий альтернативных ответов)

С помощь теста вы сейчас проверите себя, как вы поняли понятия сегодняшнего урока. Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

Тест (высвечивается на экране).

1.        Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

2.        Честь – это ответственность за свое поведение.

3.        Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

4.        Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

5.        Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

6.        Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

7.        Достоинство – это чувство превосходства над другими.

8.        Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

9.        Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

10.        Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

4. Рефлексивный блок

Закончи предложение

Цель:  подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Закончить урок хочется словами Ред ярда Киплинга

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

5. Домашнее задание. (  задание на выбор)

1.        Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

2.        Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кино-фильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

3.        Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях

Использованные источники

1.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1412/ Максимова Марина Александровна, Разработка урока по теме «Честь и достоинство»

2. http://orkce.ru/sites/default/files/file/orkce6.pdf Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики»)

3. Логиновских Н.И.Основы светской этики . 5 класс.  Из опыта преподавания курса « ОРКСЭ» - Курган,2011

Пословицы для работы в группе

1.Не в бороде честь - борода и у козла есть.

русская пословица

2. Всякому своя честь дорога.

русская пословица

 

3. Спесь губит достоинство.

лакская пословица

 

4.Не кусок пирога, а честь дорога.

русская пословица

 5.Береги платье снову, а честь смолоду.

русская пословица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"

Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях...

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...

Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"

урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"...

Урок по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»

Конспект урока по теме «Добродетель и порок»  модуль «Основы светской этики»...