Основы религиозных культур и светской этики. Урок на тему "Об иконах, которые спасают..."
план-конспект урока (4 класс) по теме

Анохина Ольга Евгеньевна

Урок разработан и проведён по УМК "Начальная школа XXI века". Основная цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_ikony.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Тема урока. «Об иконах, которые спасают…»

Цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины;
  2. освоить основные понятия: икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий;
  3. помочь учащимся осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, чем икона отличается от картины;  задумаются, почему человек в православии воспринимается как святыня.

Основные термины и понятия: икона, фреска, чудотворная икона, иконостас, иконописец, мозаика, молитва, нимб, образ Божий, церковно-славянский язык.

Оборудование:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А,В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
  2. Бейджики у детей для 5 групп (Лидер, Секретарь, Докладчик, Хранитель времени).
  3. Знаки, обозначающие методы исследования (книга, глаз, рука-прибор, группа людей, телефон, компьютер, телевизор, восклицательный знак).
  4. Компьютер, проектор, экран.
  5. Пять ноутбуков для работы групп, интернет.
  6. Карточки с проблемными вопросами (с обратной стороны карточки план работы над проблемой):
  1. Как изображается Бог на иконах?
  1. Если Бог – невидимый Дух, то почему Он изображается на святых иконах видимым образом? 2. Какой образ Спасителя называется Нерукотворным?)
  1. Кого кроме Бога изображают на святых иконах?
  1. Кроме Бога, кого мы изображаем на святых иконах? 2. Почему мы преимущественно перед всеми святыми молимся Божией Матери?)
  1. Кто такие святые Ангелы?
  1. Кто такие Ангелы? Какими силами и способностями одарил их Бог? 2. Почему святые Ангелы изображаются в виде юношей и с крыльями?)
  1. Какие цвета используют при написании икон?
  1. Какие цвета чаще всего используют на иконах? Что они обозначают? 2. Какой цвет не используется. Почему?)
  1. Почему у Божией Матери много разных икон?
  1. Кто первый написал образ Божией Матери? 2. Какие иконы Божией Матери вы знаете? Расскажите об одной из них.)
  1. Какие иконы называют «чудотворными»?
  1. Почему некоторые иконы называют «чудотворными»? 2. Расскажите об одной из них.)

Литература.

  1. «Закон Божий». Автор: Протоиерей Серафим Слободской
  2.  Истоки Великой Победы. Книги для развития учащихся 2, 3, 4 классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2010.

Источники сети интернет.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://azbyka.ru

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи этапа

Методы и формы обучения

I. Организация начала урока

- Сегодня урок окружающего мира пройдёт у нас в форме коллективно-творческой деятельности.

Создать психологическую готовность к деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

- Для начала я предлагаю проверить как мы готовы к изучению новой темы.


  1. Выставка рисунков учащихся «Мой храм».


  1. Тестовый контроль:
    1. Храм – это:

а) дворец,

б) дом, посвящённый Богу,

в) памятник.

2. Богослужение – это:

а) молитва,

б) посещение церкви,

в) церковный обряд, проводимый священником в храме.

3. С чего начинается строительство храма:

а) с совместной молитвы строителей,

б) со сбора украшений для храма.

4. Зодчий – это:

а) священник,

б) прихожанин,

в) строитель.

5. В какой одежде нужно посещать храм:

а) в повседневной и спортивной,

б) в скромной, но праздничной,

в) в вечерних богатых нарядах.

  1. Самопроверка по ключу: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-б.

Интерес к изученной теме.






Умение работать индивидуально.




























Умение проводить самопроверку.

Фронтальная работа, беседа.






Индивидуальная работа.




























Самопроверка.

III. Подготовка к основному этапу

Учитель читает стихотворение Таисии Феврониной.

Закладка в памяти.

Калейдоскоп событий в мире

вращает времени рука,

и большинство людей в забвение

уносит памяти река.

В короткой памяти людской

лишь остаются единицы:

цари – избранники судьбы,

событий громких очевидцы,

ученые, художники, врачи,

актеры, гении, поэты

и чьи-то музы и вожди,

живут и ныне на портретах.

А есть еще одна закладка

от Бога в памяти людской:

святые лики в наших храмах

с их неземною чистотой.

Так не похожи на портреты,

они заказаны Творцом,

дающим счастье простым смертным

писать Божественным перстом.

В них только дух, не видно тела.

Портрет магической души

любовью к людям беспредельной

сияет в храмовой тиши.


- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему?

(Ответы детей)

Создать эмоциональный настрой на изучение новой темы.

























Подведение к понятию «икона».

IV. Усвоение новых знаний

  1. Работа в парах

- Ребята, а что же такое икона?

(В переводе с греческого слово «икона» обозначает «образ»).

- Где поставляются святые иконы в доме и в храме?

(В храме по стенам и в иконостасе; в доме  - передний правый, «красный» угол.)

- Подумайте, кого изображают на иконах.  

(Икона – живописное изображение Самого Бога, или Божией Матери, или Ангелов, или  святых угодников.)

- Ребята, а любой из нас может написать икону, чтобы люди молились? (Иконы писать имеет право только тот человек, который является православным христианином, постоянно ходит на службы, исповедуется, причащается, постится.)

- Как называют людей, которые пишут иконы?

(Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако,  иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира.)


  1. Презентация об Андрее Рублёве (подготовлена учеником)

Умение работать в парах, прислушиваться к мнению партнёра, приходить к общему решению.































Умение представлять свои мини-исследования публично.

Работа в парах.






































Мини-исследование.


V. Постановка проблемных вопросов для исследования

  1. Формирование рабочих групп.

- Для начала давайте сядем в группы и распределим роли для     работы. Посовещайтесь. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.


  1. Постановка проблемных вопросов.

- Чтобы вы хотели узнать об иконах?

(дети наговаривают проблемы с помощью наводящих вопросов учителя)

  1. Как изображается Бог на иконах?
  2. Кого кроме Бога изображают на святых иконах?
  3. Кто такие святые Ангелы?
  4. Какие цвета используют при написании икон?
  5. Почему у Божией Матери много разных икон?
  6. Какие иконы называют «чудотворными»?


- Сегодня вы найдёте ответы на многие из этих вопросов.

Умение организовывать работу в группе, распределять роли.




Умение ставить проблемные вопросы для исследования.


Групповая форма работы, проблемная ситуация.





Фронтальная форма.

VI. Составление плана действия.

- Как можно что-то узнать, исследовать по проблеме? (Ответы детей фиксируются в виде символов).

  1. прочитать (книга)
  2. наблюдать (глаз)
  3. провести эксперимент (рука, прибор)
  4. спросить у других людей (группа)
  5. позвонить специалистам (телефон)
  6. найти информацию в Интернете (компьютер)
  7. посмотреть по ТВ (телевизор)
  8. я знаю (восклицательный знак)


- Посмотрите, как много методов. Что же мы будем делать на уроке?

(я знаю, прочитать, позвонить, найти информацию в Интернете)


(Чётко зафиксировать на доске план исследования!)

Учить составлять план действия и соотносить словесные и знаковые обозначения.














Умение выбрать главное, существенное для работы.

Планирование учебной задачи.

Фронтальная работа с символами, знаками.

VII. Сбор информации

- Предлагаю каждой группе выбрать карточку с проблемой.

У вас есть план, по которому вы должны собрать информацию. Фиксировать информацию будет секретарь, а следить за временем – хранитель времени. Лидер организует работу группы. Докладчику необходимо обобщить информацию и подготовить выступление.

1) – Прочитайте вопросы и напишите, что вы знаете по этой проблеме. Не забывайте фиксировать номера вопросов.

2) – Сегодня нам пригодится для работы мобильный телефон. Позвоните.

3) – Теперь мы поработаем с учебником -  источником информации.

4)  – Если информации в учебнике мало, можно воспользоваться Интернетом.

- Что нового узнали по 1 вопросу плана? По 2? Возьмите листочки и запишите.


(Учитель чётко фиксирует время работы с каждым методом).

Умение формулировать выбранную тему.


Учить работать по плану.







Учить договариваться в группах.

Групповая работа.











Индивидуальная работа.

VIII. Обработка информации

-  А теперь задание: из собранной информации попробуйте составить текст по плану.

Несмотря на то, что выступать от групп будут докладчики, текст помогают готовить все участники группы.

Умение составлять текст по плану.

Групповая работа.

IX. Сообщение исследования

  1. Лидер группы озвучивает тему.
  2. Выступление докладчика.
  3. Вопросы докладчику.


 (Задавая вопросы – не повторяться. Вы должны уметь слышать и слушать друг друга)

Умение выступать перед аудиторией.

Рассказ.

X. Домашнее задание

- Все доклады сегодня мы не смогли выслушать, поэтому дома дополните доклады из других источников и подготовьте сообщение на открытый классный час.

Беседа.

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте подведём итог нашей работы.

1. Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

3. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

А теперь попробуйте продолжить фразу.

Сегодня на уроке:

- я научился …

- было интересно …

- было трудно …

- мои ощущения …

- больше всего понравилось …


Большое спасибо за работу на уроке!

Эмоциональный настрой на окончание урока.

Беседа.

Информация для учителя.

1. Как изображается Бог на иконах?

1.1.Если Бог – невидимый Дух, то почему Он изображается на святых иконах видимым образом? 

Бог - Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.

Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.

Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец - в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам.

Бог Сын, изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.

Бог Дух Святый изображается в виде голубя: так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков: так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.

1.2. Какой образ Спасителя называется Нерукотворным?

Предание считает первой чудотворной иконой плат с изображением Иисуса Христа. Существует такая легенда.

В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный».

2. Кого кроме Бога изображают на святых иконах?

2.1. Кроме Бога, кого мы изображаем на святых иконах?

Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.

Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.

2.2. Почему мы преимущественно перед всеми святыми молимся Божией Матери?

Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: "Благодать Сына Моего будет с этою иконою". Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!

3. Кто такие святые Ангелы?

3.1. Кто такие Ангелы? Какими силами и способностями одарил их Бог?

 В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов.

Ангелы - духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут.

Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово "ангел" означает "вестник".

  1. Почему святые Ангелы изображаются в виде юношей и с крыльями?

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.

Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

4. Какие цвета используют при написании икон?

4.1. Какие цвета чаще всего используют на иконах? Что они обозначают?

Золотой цвет

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Красный цвет

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет

Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

Черный цвет

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

4.2. Какой цвет не используется. Почему?

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

5. Почему у Божией Матери много разных икон?

5.1. Кто первый написал образ Божией Матери?

Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: "Благодать Сына Моего будет с этою иконою". Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!

5.2. Какие иконы Божией Матери вы знаете? Расскажите об одной из них.

Владимирская икона Богоматери – одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбский привез её из Киева во Владимир. В 1395году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.

Ещё одна из самых почитаемых в России - икона Казанской Божией Матери. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак.

Смоленская икона Божией Матери -  «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы на краешке стола, где обедало святое семейство. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя,  к спасению.

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин.

В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

Одержав победу на Куликовом поле, великий князь Димитрий,  торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

В память победы икона стала называться «Донская».

 6. Какие иконы называют «чудотворными»?

6.1. Почему некоторые иконы называют «чудотворными»?

Чудотворная икона — в Православной церкви иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону.  В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом.

6.2. Расскажите об одной из них.

Матрона Московская

Матрёна Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Супруги Дмитрий и Наталья Никоновы жили очень бедно. Они с трудом могли прокормить троих детей, когда же Господь послал им четвёртого, они решили, что сразу после родов отдадут младенца в приют для детей бедняков, который находился в соседнем селе. Казалось, судьба еще не рожденной Матронушки была предрешена. Но однажды ночью Наталья увидела вещий сон, к ней прилетела белая птица с человеческим лицом и села на правую руку. Глаза птицы были закрыты. Вскоре на свет появилась девочка - её веки были плотно сомкнуты как и у той белой птицы. Ребенок родился слепым. Вспомнив тот вещий сон, мать решила, что это был знак от Бога, и навсегда оставила мысль о приюте.

Молитвой и святой водой исцеляла болезни, духовным предвидением предостерегала от опасностей и бед. К ней шли за помощью в безнадёжных безвыходных ситуациях. Она утешала: всё будет хорошо. Молилась и беда отступала. Благодаря своему особому данном Богом дару, матушка Матрона помогла очень многим людям, её почитали ещё при жизни. А после смерти причислили к лику святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19

В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20

В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21

В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Анохина Ольга Евгеньевна

Спасибо, уважаемые коллеги! Будем сотрудничать дальше!!!

Гуля Наталья Владимировна

Мнение Шаталова в одном из интервью:
"- Религия в школах тоже нужна?
- А вот это - нет! Входить в религию или нет - это дело персонально каждого, и школа не имеет никакого права так или иначе влиять на принятие этого решения. Тем более у нас ведь светское образование! Я думаю, идея ввести религиоведение - это временная слабость Минобразования, и скоро она сама по себе исчезнет, рассосется."

Ольга Евгеньевна, Ваш урок интересен. Спасибо большое. Изучение культуры иконописания интересен.Успехов Вам.

Анохина Ольга Евгеньевна

Добрый день, Наталья Владимировна! Большое спасибо за Ваш комментарий. Он для меня очень полезен. И с мнением Шаталова я тоже согласна. Жаль, что мнение практикующих учителей, никого не интересует.