урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".
план-конспект урока (4 класс) по теме

 

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  собственное отношение к ним и  в дальнейшем реализует  эти ценности на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Эгоизм и альтруизм"1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кабинет духовно – нравственного воспитания

Духовно – нравственные ценности личности

Конспект урока

Исполнитель:

Белова Евгения Александровна,

Учитель начальных классов,

 МК С(к)ОУ Нач. школа – д/с №10        

Кемерово 2012

Содержание

  1. Введение
  2. Технологическая карта
  3. Ход урока
  4. Презентация

Введение

Наша страна находится в глубочайшем духовном и нравственном кризисе. Это наблюдается в разных аспектах нашей жизни, и в событиях, транслируемых по СМИ, и на улицах населенных пунктов. Люди стали крайне озлобленные, неуравновешенные, совершенно бескультурные. Нравственная деградация коснулась не только низших слоев населения с их алкоголизмом и наркоманией, но и «элиту», среди которой распространяется поведенческая и сексуальная распущенность. Это все приводит к уничтожению нашей русской нации, такой образованной и аристократичной. От ее аристократичности не осталось ни следа. Люди озабочены только собой, улучшению собственных жизненных благ, совершенно не обращая внимания на живущих рядом. И в рамках духовно – нравственного воспитания мы должны попытаться возвратить молодежь к их истокам. Русский человек исторически широк душой, готовый всегда придти на помощь, жертвуя собой ради Родины, близких и родных. Задачей курса «Светской этики» является воспитание  высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, духовных традиций народов России.

По теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» обучающийся должен пройти процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры, которые требуют открытия смысла понятий «эгоизм» и «альтруизм», определяя его собственное отношение к ним и  его реализации  этих ценностей на практике. 

Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует  реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и  внимание детей на протяжении всего урока.  

Технологическая карта

Название предмета: «Светская этика»                       Класс:  4       Урок:    13

Тема:  «Эгоизм и альтруизм»

Цели: Воспитание нравственности, морально ответственного поведения личности  в жизни  семьи, общества.

Задачи урока:

-познакомить обучающихся с такими общечеловеческими понятиями, как «альтруизм» и «эгоизм», обсудить поступки, соответствующие этим понятиям;

- способствовать расширению кругозора  детей, пополнять словарный запас;

- воспитывать уважительное, позитивное отношение к людям.

Тип урока: получение новых знаний

Методы: словесный, наглядный, эвристический.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: продуктивное обучение

Основные термины и понятия: «эгоизм», «альтруизм»

Межпредметные связи: связь с литературным чтением, изобразительным искусством.

Наглядность: презентация, Дерево Мудрости.

Оборудование: монитор, проектор, словарь, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день, солнышку и птицам, добрый день приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть добрый день длится до вечера!

  1. Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности
  1. Создание проблемной ситуации.

Слайд 1

- Посмотрите на экран и подумайте, на какие две группы вы бы разделили этих героев?

Слайд 2

  1. Работа с терминами

(работа с компьютером, закрепление и пополнение лексического словаря ребенка)

- Какими качествами личности можем охарактеризовать героев?

Предлагается поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу

Слайд 3

Ученик выходит к компьютеру и самостоятельно проводит стрелку от нужного качества личности к герою, объясняя его. Если класс согласен – поднимает руку, если выполнено неправильно, то ученик  выполняет еще одно.

Добро - зло

Дружелюбие – вредность

Порок - добродетель

Правда – ложь

Трудолюбие – лень

Мужество - трусость

Альтруизм - эгоизм

Слайд 4

-  Какие термины остались? Кто знает, что они обозначают.

- Помещаем термины на дерево Мудрых мыслей.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности
  1.  Работа с учебником и словарем

-  Давайте откроем наши учебники на стр. 30 и прочитаем название нашей темы (Альтруизм и эгоизм).

-Обратите внимание, что нового мы сегодня узнаем на уроке.

-Запишем тему в тетрадь.

-Поразмышляем над  этими понятиями.

- Знаете ли вы, какого человека можно назвать эгоистом?

- Слово «эгоист» произошло от латинского «Эго» - Я. Человек, который выше всего ставит собственные интересы.

Слайд 5

 Эгоист – это человек, любящий себя больше ДРУГИХ.

Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу.

-Подберем синоним - себялюбец

 Антоним - альтруист.

-Так кто же является альтруистом?

Найдите и прочитайте  в учебнике значение слова «альтруизм».

Слайд 6

Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист – человек, любящий других больше себя, отдающий предпочтения интересам других.

Найдем толкование этого слова  в словаре  (работа по выбору).

Запишите мудрые мысли.

  1. Физминутка.

  1. Первичная проверка понимания изученного
  1. Чтение рассказа Б. Алмазова «Лягушонок»

Слайды 7, 8

Беседа

-Хорошо или плохо поступил Тимоша? Почему хорошо?

- Трудно ли ему было расстаться с коллекцией?

- Что было бы, если он все – таки пожалел свою коллекцию?

 - Какое качество личности  характеризует мальчика? (альтруизм) Что оно обозначает? Кто в этом рассказе эгоист?

- Тимоша  был вознагражден за свой поступок? А ждал он вознаграждения?

- Хотели бы вы поступить также как он?

         - Как пословица « Доброе сердце о чужой беде болит» связана с рассказом Б. Алмазова  «Лягушонок»?

  1. Работа в парах с  самопроверкой по эталону

Слайд 9,10

- Найдите слова,  характеризующие данных героев.

Обучающиеся записывают подходящие слова на лучики своего  солнышка.

 (Задиристость, хвастовство, обидчивость,  жестокость, угодничество, сочувствие, добродушие, сострадание, терпимость, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание)

        - Как одним словом мы можем назвать Тимошку? Вальку?

Солнышки с хорошими качествами вывешиваются на доску.

  1. Закрепление и применение изученного.  Работа в группе

Слайд 11

Творческое задание

- Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит».

 - Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, правитель которой делает все для его жителей, животных и птиц. Помогите ему принять законы.

Дети выполняют задание на больших листах, оформляют и разрисовывают их по желанию, педагог корректирует работу групп.

Зачитывают законы по группам.

ПРИМЕР: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц. 3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.    

- Я надеюсь, что эти золотые слова определяют все поступки в вашей жизни, ведь человек рождается для того, чтобы делать людям добро.

  1. Домашнее задание

- Дома, вместе с родителями,  нарисовать  страну, для которой придумывали законы.

  1. Рефлексия

Слайд 12

Игра «Взаимопомощь»

- Для подведения итогов я хочу, чтобы вы вспомнили, кто и в чем вам сегодня помог, и запишите это имя на листок бумаги.

По желанию озвучиваются имена, рассказывается, в чем же состоит альтруистический поступок товарища по образцу:

1. Я сегодня узнал, что эгоист – это …, а альтруист – это  … .

2. (имя) я могу назвать альтруистом (или эгоистом), т.к. (что он сделал).

        Приложение презентация.

Валька Кудинов _________

Тимошка Есаулов _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ

Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...