Урок №25 по ОПК. Курс ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс) по теме

Кутырева Валентина Андреевна

Тема: "Монастыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_monastyr.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Монастырь.

Цел урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Оборудование: компьютер, проектор,   видеозапись  «Оптинский монастырь»,  учебник «Основы православной культуры», памятка.

 Ход урока.

  1. Оргмомент. Мотивация.                                                                                   (2 мин)

Христиане любое дело начинают с чего? (С молитвы). Желающие могут прочитать. Слайд

2.Открытие темы урока детьми.                                                        (3 мин)

 Просмотр видеоматериала про Оптину пустынь

- Где происходило действие? (В Оптиной пустыне)

- Как по - другому можно назвать Оптину пустынь? (Монастырь)

- Верно. Значит тема нашего урока? МОНАСТЫРЬ. СЛАЙД.    

      3. Актуализация знаний.

Чтобы узнать, что в этой теме вам знакомо,  а что нет, заполним  «Бортовой журнал»  С/р.  СЛАЙД                                                                           (2 мин)

Поднимите руку, кто на первый термин поставил +. Все. На второй, на третий, и т.д.

Хорошо, сейчас посмотрим,  как вы правильно понимаете, что такое монастырь. Выявление места и причины затруднения.

Работа в парах. Составляем синквейн к слову монастырь. СЛАЙД  (3 мин)

Проверка.  Слайд

     4.    Основная часть урока. Построение проекта выхода из затруднения

 - А кто живет в монастыре?

-  Верно в монастыре живут монахи.

 - Цель нашего урока: понять кто такие монахи? Что это  за люди?  СЛАЙД

Сформулируйте и запишите ответ: Монахи это…Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм. Сравниваем  собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими аналогами. Метод сравнения версий (прием из технологии французских мастерских)  СЛАЙД.

- Это служители Бога,   решившие вести уединенный образ жизни. Люди, действительно горящие душой, всем своим существом стремящиеся к Богу. Монах - это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг.

 Разбор пословиц:

Монах – это тот, кто хранит ум, а не вещи.

Монах – это тот, кто днем хранит себя, а ночью хранит весь мир.

    Монах дает обеты, т.е. клятву. СЛАЙД                                         (10 мин)

Физминутка «Лови снежинку»                                                         (2 мин)

     Работа с книгой.  Читаем про себя стр. 80-81.  Реализация построенного проекта.

 Работа в группах

Кроссворд. СЛАЙД

Проверка. Пословица и её разбор. СЛАЙД   (пример, идеал)                (8 мин)

  Закрепление.

 -  Знаете ли вы, что означает слово призвание? Сформулируйте и можете записать ответ. Даю полминутки (песочные часы). Мозговой штурм

 - СЛАЙД.   Это определение своего места в жизни, это способности + долг послужить человечеству наилучшим образом. Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

- Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

- Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

-  Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что  религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом.  Так что Монашество - это тоже призвание            (7 мин)

 -   Хочу закончить свой урок очередной притчей. Два весла. СЛАЙД.(5мин)

 Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил он.

— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

- О каком главном монашеском правиле говорил рыбак? (Трудись и молись)

Сложно в нашем мире жить и не грешить. Вот что советовал оптинский старец СЛАЙД

    5.  Итог                                                                                                     (2 мин)

- Итак, ребята, где живут монахи? (В монастыре)

- По каким правилам живут монахи? (молиться и трудиться)

- Какие монашеские обеты вы узнали? (Послушание (отказ от своеволия) Безбрачие (отказ от семейной жизни) Нестяжание (отказ от личной собственности)

   6. Рефлексия.                                                                                          (3мин)

1. На уроке я работал         активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я        доволен / не доволен

3.Урок для меня показался        коротким / длинным

4.За урок я                             не устал / устал

5.Мое настроение стало      лучше /  хуже

6.Материал урока мне был        понятен / не понятен

                                                  полезен / бесполезен

                                              интересен / скучен

                                                  легким / трудным

- Закончим урок прочтением памятки. СЛАЙД

Спасибо за  работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"...

Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"

Учебные задачи, направленные на достижение:1) личностных результатов обучения:- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;- развивать мотивы учебной деятельности и формирова...