Создание психологического климата на уроке
материал по теме

Андрющенко Ольга Владимировна

Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно и учителю и ученикам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_blagopriyatnogo_psihol._klimata_uroka.rar399.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Учитель-логопед                       О.В. Андрющенко

2010г

Создания благоприятного психологического климата урока.

        “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе и в классе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

              Главным критерием которой является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

     Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание в школе атмосферы психологического комфорта.

       Что такое комфорт?

   Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

    Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

        Проведенный опрос трех тысяч школьников старших классов показал, что только 42% учащихся в ситуации выбора остались в своей школе; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы школу. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины  учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт.

         Исследования также показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».          В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели.

          В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

  1. Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
  2. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
  3. Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
  4. Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
  5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.

         

                        Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
  2. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

 

                Вот некоторые правила создания благоприятного  психологического климата на одном из самых «взрывоопасных » этапов урока: регулировании и коррекции поведения учащихся, оценки их знаний.

  1. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

            Ничему меня не научит

           То, что тычет, талдычит, жучит…

  1. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
  2. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
  3. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  4. Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
  5. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  6. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  7. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  8. Мотивируйте оценки знаний учащихся, ученику следует знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  9. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  10. Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  
  11. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
  12. Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  13. Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

  Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благоприятный психологический климат на уроке.

Как создать благоприятный психологический  климат на уроке.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц...

Создание психологического климата в начальных классах

Дети, растущие в современном мире, во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компьютерно...

Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе

Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....

Презентация по теме "Создание психологического климата"

В данной презентации изложен материал по теме "Создание психологического климата в коллективе"...

Мультимедийная презентация на тему: "Создание психологического климата"

Создание психологического климата в группе является одной из наи­более важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие лично...

Презентация "Создание психологического климата на уроках"

Презентация "Создание психологического климата на уроках"...

Благоприятный психологический климат на уроке

Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику....