конспект урока "ОСНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" "Как изобразить доброе и красивое"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Шеховцова Виктория Владимировна

конспект урока "ОСНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" "Как изобразить доброе и красивое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx509.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету   «Основы православной культуры» ( учебник Л.Л. Шевченко « Православная культура»; первый год обучения, книга первая).

Уч. нач. кл.  Шеховцова  В.В., МОБУ СОШ №5

Тема: Как изобразить доброе и красивое?

Цели:

 - помочь детям понять, что добро и красота неразрывно связаны:

- красивое исходит из доброго сердца, а уродливое из злого;

- источник зла – своеволие, непослушание;

- красота бывает внутренняя и внешняя; внутренняя красота сопряжена с душевной добротой, любовью;

 - научить детей видеть красоту добрых поступков.

Оборудование: икона « Воспитание младенца»; сочинения детей, видеосюжет с картинами природы в музыкальном сопровождении.

Запись на доске: Как изобразить доброе и красивое?

  1. При солнышке тепло, при матери добро.
  2. Почитай отца и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле.

                                             

 Ход урока: вступительное слово учителя:

  Сегодня наш урок будет проходить в школе добрых волшебников. Вы будете художниками – волшебниками, а я вашим учителем. Вот ваше первое задание:

Сочините добрый и красивый мир. Опишите его друг другу (работа в парах). 3 – 4 ученика предлагают свои сюжеты всему классу.

Учитель подводит итог: Ребята! Вы добрые волшебники. Злой не может сочинить ничего красивого и доброго. Добро исходит лишь от чистого сердца. А ведь наш мир тоже кто-то сочинил. Православные считают что этот кто-то – Бог. И что он очень добрый, потому что сочинил такой красивый мир. Давайте в этом убедимся (просмотр видеосюжета, обмен впечатлениями).

    Работа с учебником.

  1. Чтение детьми текста на стр. 68

«Бог сотворил мир. Красота и разумное его устройство рассказывают о       Премудрости и Любви Творца мира.

        Бог создал человека по Своему образу и подобию. Человек был добрым и красивым. Бог дал человеку правила для жизни. Люди должны быть послушными Богу, любить друг друга и сохранять красивый мир».

      Какое предложение самое важное в этом тексте?

Что значит Бог «создал человека по образу и подобию?»

- Люди должны быть послушными Богу, любить друг друга и сохранять красивый мир.

- человек похож на Бога не телом, а духом.

  1. Работа с репродукцией иконы.

Посмотрите (стр. 69) на репродукцию старинной иконы. (Репродукция -  это фотография).

Кто на ней изображен?

- Бог, творец мира.

- Что мы видим в левом верхнем углу?

- Звезды, солнце, планеты.

- А в правом верхнем углу?

-Птиц.

- Внизу мы видим воду, сушу, земные строения как знак того, что мир устроен разумно.

- Обратимся к тексту учебника.

 Прочитайте еще раз последнее предложение. « Люди должны быть послушными Богу, любить друг друга и сохранять красивый мир».

Слово учителя.

  1. Мир был создан добрым, но все-таки зло вошло в него. Почему? Зло вошло в мир от непослушания, когда люди перестали слушать друг друга. Разучились быть послушными, значит разучились любить. Если представить любовь как живой огонек свечи или лампады, то непослушание можно сравнить со злым колючим ветром. Но на Земле есть и были всегда люди, хранящие этот огонек любви. О ком я говорю? – о мамах.

  Знакомство со стихотворением.

  1. В учебнике дети читают про себя, а  затем вслух стихотворение на стр. 59.

 

                              В  БУРЮ

                             (Отрывок)

Комнату лампада                       Сладко в колыбели.            

Кротко озаряла,                           Ты, гроза Господня,            

Мать, над колыбелью                Не буди ребенка!    

Наклонясь, стояла.                      Пронеситесь, тучи        

На малютку-сына                         Черные, сторонкой».        

Нежно мать глядела;                  Спи, дитя, спокойно.

Колыбель качая,                           Вот гроза стихает.

 Тихо песню пела:                         Матери молитва

  «Ах, уймись ты, буря,                 Сон твой охраняет.

 Не шумите, ели!                           (А. Н. Плещеев)

  Мой малютка дремлет                                                      

 

  1. Выполнение задания стр. 60 (дети читают про себя, отвечают вслух).

       Беседа по вопросам:

- о чем просила мать бурю?

- не будить ребенка.

- Как вы поняли слово «молитва» (обращение с просьбой к Богу).

Слово учителя.

   Настоящая молитва исходит из любящего маминого сердца.

 В стихотворении встретилось слово – лампада. Что это такое? Кто  знает? У кого есть дома лампада? Похожа ли она на современную лампу? Можно ли повесить лампаду над обеденным столом? Почему? Лампада своим светом освещает душу человека. А где она должна висеть? (перед иконой)

- Кто в этом стихотворении обращается с молитвой к богу?

- Мама.

- Как вы думаете, эта молитва будет услышана?

- Да, она исходит из материнского сердца.

   Чтение ученических сочинений.

  Не так давно мы писали творческие работы о мамах. Я зачитаю некоторые ваши сочинения.

! Вот какие добрые слова исходят из любящего детского сердца.

  Слово учителя.

  1. Очень много пословиц создано о маме. Прочитайте пословицу на доске: « При солнышке тепло, при матери добро». Почему народная мудрость связывает маму с солнышком? В православии есть древняя заповедь: Почитай отца и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле. Как вы это поняли? Долголетие человека тесно связано с его отношением к родителям.
  2. Работа в тетради. Запись в тетради задание №4 стр. 60  (Самый добрый и красивый человек – мама)
  3. Работа с  репродукцией картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина « Петроград (мать)». Прочитайте название картины. Кто изображен на ней? Что делает мама? Да, ребята, она прижимает своего ребенка. Мама хочет защитить его. Ведь события происходят в военное время. Какие глаза у мамы? Какая мама? Опишите ее. Какие краски использовал художник?

   На доске написаны слова: яркие, резкие, мягкие, неброские, тревожные, пронзительные, нежные, плавные. Выберете слова, характеризующие краски.

  Слово учителя.

  1. Чтобы изобразить доброе, нужны светлые, мягкие, неброские краски. Красивое можно изобразить не только словами, но и красками.

  Красива ли мама? На конкурсе красоты она не заняла бы первого места. У нее нет пышных волос, красивых ногтей, нарядного платья. Но все-таки она красива. О такой красоте говорят: она внутренняя, душевная, сердечная. Ее можно сравнить с живым огоньком свечи, который светит во взгляде, в жесте, в котором она прижимает ребенка и даже в печально сжатых губах.  Ребята, а видели ли вы подобное изображение матери и ребенка? Да, это икона Божьей Матери. А где вы ее видели? Как вы думаете, почему эта икона находится во многих домах?

Обобщение ответа детей:

 Икона Божьей Матери хранит живущих в доме и защищает от зла. Она не дает забыть о живом огонечке любви, который надо защищать от злого ветра непослушания, обиды.

  Слово учителя.

 Нашей школе тоже была подарена икона Божьей Матери «Воспитание младенца». Демонстрация иконы. Икона была подарена для того, чтобы она охраняла детей нашей школы от всего злого и помогала им становиться добрее и красивее.

Подведение итогов:

  С помощью чего можно изобразить доброе, красивое? (слова, краски). А еще, ребята, с помощью звуков. Прослушайте добрую, красивую музыку.

 Какие звуки были в музыке Чайковского? (на доске выбрать слова).

  Итог урока:

  1. Продолжите мое предложение: Чтобы создать добрый и красивый мир, нужно …..
  2. С помощью чего можно изобразить добрый и красивый мир?
  3. Я желаю, чтобы каждый из вас создал вокруг себя добрый мир (в классе, во дворе, дома) … Для этого нужно иметь доброе сердце.

  Д/З     1. Выучить стихотворение по желанию.

             2.Нарисовать в тетради добрый и красивый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Урок по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "Добро и зло"

Первый урок по данной теме, анализируется и сравнивается понимание добра и зла в разных религиозных культурах и в светской этике, с презентацией....

Культура общения педагога "Давайте говорить - красиво изъясняться"

Культура речи. Компоненты профессиональной речи педагога. Требования к речи педагога...

Конспект занятия для 3 класса "Красив тот, кто красиво поступает"

1.Учить различать положительные и отрицательные поступки и давать им оценку.2. Развитие речи детей, умения осмысленно отвечать на поставленные вопросы.3. Воспитание правил хорошего тона, таких качеств...

Конспект ОД "Край любимый и родной нет тебя красивей"

В наше дни дети мало знают о своем городе, стране . Материал подготовлен с целью обогащения знаний детей о своей малой Родине....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...