"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"
методическая разработка по теме

Борш Вера Александровна

 

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc140 КБ
Office presentation icon moya_prezentaciya_po_zot.ppt801 КБ

Предварительный просмотр:

Ход педсовета.

  1. Приветствие.  Выбор комиссии для принятия решения.

Ознакомление с темой, целью, задачами педсовета. Эпиграф педсовета.

 «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов, профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

                                                                                          В. А. Сухомлинский

  1. Выступление по теме «Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса»

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ?»

Актуальность проблемы. 

В законе  РФ “Об образовании”  сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности.

Почему же такая критическая ситуация сложилась в стране?  Что влияет на здоровье человека?

 а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

– экологические факторы

  1. Солнечная радиация,
  2. состав питьевой воды,
  3. влажность, чистота воздуха.

- Биологические факторы:

  1. наследственность,
  2. состояние здоровья матери во время беременности,
  3.  нарушение состояния здоровья новорожденного.

-– круг общения, вредные привычки воспитанников. (Подрастая и подражая поведению взрослых,  многие дети  злоупотребляют  спиртными напитками и табакокурением. В нашей школе ведется активная  работа по профилактике табакокурения, но пока она не дает эффективный результат, т.к. нет поддержки на государственном уровне).  Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.

–низкая  пропаганда здорового образа жизни.

-Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции)

  1. курение и беспрерывное употребление алкогольных напитков потенциальными родителями. Перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники)
  1. гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика
  2. игнорирование заветов Мойдодыра.
  3. закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.
  4. низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.
  5. скудный рацион питания
  6. постоянные отрицательные эмоции, а радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

На здоровье человека оказывает влияние множество факторов, причем все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете. Не правомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков.

 Эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения)

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

Больше внимания я уделю внутренним факторам, с внешними вы ознакомились на слайдах.

Б) К педагогическим факторам следует отнести:

  1. Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
  2. Стрессовая педагогическая тактика;
  3. Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);
  4. Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  5. Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
  6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
  7. Межличностные отношения между сверстниками; и др.

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.  Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы. Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

Данные обследования обучающихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья обучающимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН. Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали, что в школе лишь

 2,4 % - здоровые дети

59,4 % -  вторая группа здоровья (основная часть)

36,6 % - третья группа

1,5 % - обучающиеся четвертой группы

25% детей имеют пониженное зрение;

46,3 % детей отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

 Педиатры,  проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения и снижение успеваемости. В  этих условиях при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка необходимо научить  снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но это в большинстве школ не осуществляется,  и ребенок чаще всего вынужден обучаться в специализированных школах, в которых происходит  коррекция  учебной программы,  а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития, а также к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Нам, уважаемые педагоги,   приходится работать именно с такими воспитанниками, которые поступают в школу не только со сниженным интеллектом, но чаще всего с аддиктивным поведением.  ОБЖЕРИНА Н.Н. познакомит нас с динамикой «школьных болезней» за последние 3 года по результатам диспансеризации обучающихся в нашей школе.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕДРАБОТНИКА ШКОЛЫ)

  При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учащихся   «Если хочешь быть здоров….», перед которым были поставлены следующие задачи:

-определить отношение школьников средних и старших классов к своему здоровью;

- изучить мотивацию учащихся по сохранению здоровья;

-выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;

- выяснить пожелания учащихся о том, кто и каким образом должен формировать культуру здоровья  в школе.

В исследовании приняли участие 36 обучающихся.

 Давайте посмотрим его результаты.

 СЛАЙДЫ 11-27

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Наши девятиклассники прошли  районное анкетирование. Его результаты заставили нас задуматься.

  1. Регулярно курят 8 мальчишек из 11 опрошенных, лишь 1 не курит; в то же время все 11 считают, что курить вредно.
  2. Никогда не употребляли спиртные напитки лишь 2. 9 человек выпивают, причем,  есть такие, которые выпивают по 1-2 раза в месяц. Один из них считает, что употребление спиртных напитков совсем не вредно для организма.
  3. 4 человека не занимаются спортом, остальные написали, что занимаются баскетболом, футболом, волейболом.
  4. По отношению к наркотикам у ребят также сложилось  неоднозначное мнение. Будем работать и в этом направлении, так как мальчишки заблуждаются в  значимости психоактивных веществ  на детский организм.

Таким образом, здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих охране и укреплению здоровья, формированию потребности в здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек, исходя из условий школы.

Здоровьесберегающие технологии  –  система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор,чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).

Все мы знаем пословицу «Повторенье - мать ученья». Вначале педсовета, кто вслух, а кто-то про себя ответил на вопрос, что такое здоровьесберегающие технологии. А сейчас каждый из нас проверит правильность своих суждений. Немного теории.

Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию  ребенка. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает:

- сокращение и индивидуализацию учебной нагрузки,

- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

- повышение мотивации учащихся.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.  Если же здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим  будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.   Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ)— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
         Применительно к взрослым  –  содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.

  1. Принцип «не нанеси вреда» (все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя).
  1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. (Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса).
  2. Принцип единого представления о здоровье ( физическое, нравственное, психическое, социальное  здоровье).
  3. Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке и занятии).
  4. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (индивидуальный подход к учащимся).
  5. Принцип соответствия содержания и организации обучения.
  6. Принцип активных методов обучения и воспитания.
  7. Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)

Каковы основные принципы здоровьесберегающей образовательной технологии?

Здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ):

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
  2. здоровьесберегающие медицинские технологии в школе (ЗМТШ)
  3. здоровьесберегающие технологии административной работы (ЗТАРШ)
  4. здоровьесберегающие технологии семейного воспитания (ЗТСВ)
  5. здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и здоровьесберегательные образовательные технологии (ЗОТ), и здоровьесберегающие медицинские технологии (ЗМТШ), и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе (ЗТАРШ), и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания (ЗТСВ), и  здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ).

Здоровьесберегающие медицинские технологии (ЗМТШ)

  1. технологии профилактики заболеваний,
  2. углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
  3. коррекция возникающих функциональных отклонений,
  4. отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-IV группу здоровья),
  5. реабилитация соматического состояния здоровья,
  6. противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  7. витаминопрофилактика,
  8. санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ОУ.

 В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе понимается совокупность медицинских приемов, технологий,  мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов. (Для вас подготовлены выдержки из действующих СанПиНов, которыми мы с вами должны обязательно руководствоваться)

         Задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.  Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Все эти технологии должны быть взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз здоровьесберегающие образовательные технологии ЗОТ.

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, т.е. происходит формирование культуры здоровья.

Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;
  4. В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  5. В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма.

Успешность обучения и в нашей школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел к нам. Это исходный фон. В дальнейшем для сохранения здоровья ребенка не менее важны  условия образовательной среды:

  1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
  2. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);
  3. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ИКТ и средств наглядности;
  4. Организация и проведение уроков и занятий с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
  5. Социальное здоровье учащихся;
  6. Здоровье учителя;
  7. Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. О рациональной организации двигательной активности обучающихся, включающей предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу расскажет Панишева О.Е.

3. Работа в творческих группах.

Уважаемые коллеги! От педагога  – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, воспитания  и развития, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся внутришкольная среда. Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий. Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

Поэтому, я вам предлагаю дальнейшую работу в группах

Работа творческих групп. (30 минут)

  1. Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
  2. Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»
  3. Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»
  4. Проблемная группа №4 « Коррекция программы «ЗДОРОВЬЕ»

Выступление от группы (не более 15 минут):

  1. Можно использовать выступление  с показом презентации, распечатки.
  2. Можно провести тренинг, релаксацию
  3. Использовать другие эффективные варианты.

4. Презентация результатов обсуждения вопросов в творческих группах.

  1. Обзор методической литературы по данной теме. (Шаляпина Т.А.)
  2. ИТОГИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ ГРУПП.

Результаты применения здоровьесберегающих технологий.

  1. Увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках школы и учреждениях дополнительного образования.
  2. Взаимодействие школы по профилактике вредных привычек, формированию ЗОЖ с органами и учреждениями структуры профилактики.
  3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления школьников.
  4. Повышение информированности всех участников образовательного пространства  ОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения;
  5. Повышение социально-психологической комфортности в детских коллективах.
  6. Укрепление материально-технической базы школы (спортивный инвентарь, оборудование в сенсорную комнату, мастерские и столовую, школьная мебель)
  7. Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
  8. Организация полноценного качественного питания.
  1. Проект решения по теме педсовета. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

Приложение

Проблемная группа №1  ВОПИЛОВОЙ С.Г. «План – анализ урока с позиции здоровьесбережения»

                           Техническое задание:

          Используйте рекомендации И. К. Смирнова, заведующего кафедрой        психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. (Презентация и текстовый материал прилагаются)

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  1. Как Вы оцениваете  обычные рабочие уроки  в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?
  2. Почему педагоги  не всегда соблюдают валеологические требованиями к уроку?
  3. Каково проблемное поле урока в нашей школе   с позиции здоровьесбережения?
  4. Какое внимание уделяете вы этим проблемам?
  5. Что необходимо предпринять для решения проблем?
  6. Что мешает приближению к идеалу? 

2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность, оптимальность. Сделайте замечания и предложения. (Приложение у ВОПИЛОВОЙ С.Г.)

3. Выступление от группы (не более 15 минут):

  1. Презентация по Смирнову, с вашими рекомендациями, применимыми для уроков в коррекционной школе.
  2. Окончательный, с вашей точки зрения, анализ урока с позиции здоровьесбережения (можете предложить на слайде или сделать распечатку по 2 копии на другие группы).
  3. Самоанализ открытых уроков математики (Вопилова С.Г.), чтения и развития речи (Шилохвостова Т.Н.), СБО (Саратова Т.С.)

Коллеги! Желаю инициативы и творчества в работе!

                                                                                      Вера Александровна

Приложение

Проблемная группа № 2 (КИСЕЛЕВА Е.В.) «Здоровье учителя»

                                 Уважаемые коллеги!

Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами.
Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

 Техническое  задание.

        Проанализируйте данные теста — тренинга «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать».

        Посчитайте в процентном отношении данные анкет: например, 400 — 480 очков набрали -....чел. (….%) и т. д. После обработки анкет постарайтесь объяснить причины, влияющие на настроение учителей. Получив общую картину ситуации и выяснив причины эмоционального состояния педагогов,  готовьте  предложения на педсовет, представляющие собой систему мер по профилактике эмоционального выгорания педагогов и формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Возможно, вам помогут следующие рекомендации.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  1. Насколько актуальны  проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса  для педагогов нашей школы?
  2. С какими трудностями  при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
  3. С какими трудностями вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?
  4. С какими трудностями вы  встречаетесь при работе с администрацией школы?
  5.  С какими  трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
  6. Какие  корпоративные меры, на ваш взгляд, можно предпринять  для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя?

2. Обсудите в группе Добрые советы, предложенные учёными психологами для  борьбы с психологическими перегрузками, деформацией личности, проявлениями синдрома выгорания. (Приложение )

 3. Выступление от группы (не более 15 минут):

  1. Можно использовать выступление  в виде презентации, распечатки «Добрых советов»
  2. Можно провести тренинг, релаксацию.

Коллеги! Желаю инициативы и творчества в работе!

                                                                                      Вера Александровна

                                                           

Добрые советы

 против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.

1.  Оцените ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры.

2.  Создайте себе комфортные условия работы.

3. «Уйдите  в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться,  сделайте себе  что-либо приятное.

4.  Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом  беспорядке: когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

5.  Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.

6.  Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7.  Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получится , а пробовать разные варианты необходимо.

8.  Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится.  Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

9.  Готовьте пути отступления.

10.  Старайтесь смотреть  на вещи оптимистично.

11.  Стремитесь побороть страх.

12.  Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.

13.  Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

14.  Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле  неприятно.

15.  Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

16.   Используйте возможность выступить с речью.

17.   Следите за фигурой.

18.  Маленькие радости в ваших руках.

19.  Старайтесь  больше шутить, смеяться, особенно над собой.

20.  Увеличивайте время, которое посвящается другим интересам, а не работе.

21. Научитесь признавать право окружающих быть другими.

22.  Больше доверяйте другим людям.

23.  Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

24.  Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

25.  Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

26.  Активно занимайтесь восстановлением и укреплением  своего здоровья.

27.  Овладевайте методами психокоррекции.

28.  Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.

Приложение

Проблемная группа № 3 (ПАНИШЕВА О.Е.) «Корректировка общешкольных положений»

Уважаемые коллеги!

Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток,  не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на:

  1. Обеспечении грамотности в вопросах здоровья.
  2. Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.
  3. Воспитании ответственности за  собственное здоровье и здоровье близких.

 Техническое  задание.

Уважаемые коллеги!

Внимательно прочитайте предложенные общешкольные положения. Оцените их возможность проведения в нашей школе. Внесите свои предложения по данным положениям. Если считаете невозможным проведение хотя бы одного конкурса, докажите это. (Откровенно признаюсь, что я их уже корректировала под нашу школу, но очень рассчитываю на ваши рекомендации. В.А.)

Положение об общешкольном конкурсе
«Самый здоровый класс»

I. Общие положения.

Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.

Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Задачи:

1. Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.

2. Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.

3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.

II. Организация конкурса.

1. Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.

2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учитель физической культуры, педагог - организатор,  социальный педагог,  педагог – психолог, члены Совета старшеклассников,  заместитель директора школы по воспитательной работе, родительский комитет.

 Жюри использует следующие критерии оценки:

– участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях – 10 баллов (за каждого участника);

– привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни – 10 баллов за участника – родителя;

– пропуски уроков по болезни – вычитается 1 балл за день болезни (за каждого ученика);

– организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для своего и  других классных и школьных коллективов – 20 баллов за мероприятие;

– выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет,
в которых пропагандируется здоровый образ жизни –
15 баллов за издание;

– организация классных походов, экскурсий, прогулок – 5 баллов;

– участие в спортивных секциях, кружках  – 5 баллов (за каждого ученика);

– качественное выполнение  ежедневной утренней зарядки –
по 1 баллу за ученика;

– наличие у учащихся вредных привычек – вычитается 10 баллов (за каждого ученика).

  1. Награждение победителей конкурса.

Общие результаты обрабатываются в среднем на 1 ученика, т.к. в классах  разное количество учеников.

Победители награждаются почетными грамотами и ценными подарками.

Положение об общешкольном конкурсе «Спортсмен года»

I. Общие положения.

Цель: выявление лучших спортсменов школы.

Задачи:

1. Популяризация занятий спортом среди учащихся.

2. Повышение спортивного мастерства школьников.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

II. Организация конкурса.

1. Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая.

2. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учитель физической культуры, педагог - организатор,  социальный педагог,  педагог – психолог, члены Совета старшеклассников,  заместитель директора школы по воспитательной работе.

3. При определении победителей учитываются следующие показатели:

– получение отличной оценки по физической культуре в четверти – 10 баллов; «4» - 8 баллов

– сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» – 10 баллов и на «4» – 8 баллов;

– участие в спортивных состязаниях:

а) в школьных соревнованиях – 5 баллов;

б) в городских, районных соревнованиях – 10 баллов;

в) в областных соревнованиях – 15 баллов;

– посещение занятий в спортивных секциях – 5 баллов.

4. Подведение итогов проводится в конце каждого месяца. Результаты записываются в «Книжку участника конкурса» и отражаются на стенде в разделе «Спортивные достижения».

III. Награждение победителей конкурса.

Победитель конкурса награждается почетной грамотой и ценным подарком, а участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты и памятные призы.

Коллеги! Желаю инициативы и творчества в работе!

                                                                                      Вера Александровна

Приложение

Проблемная группа №4 (Руководитель Борш В.А.)  «Коррекция программы «Здоровье».

В 2006 году педагогическим советом нашей школы была принята программа «Здоровье»   

 Целью программы является:

  1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;
  2. формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  3. осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;
  4. разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Сроки реализации данной программы закончились. Не все параметры программы удалось реализовать, особенно западает применение   здоровьесберегающих медицинских технологий в школе (ЗМТШ). Причины разные: одна из них – медицинский работник переведен в штат центральной районной больницы. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА. Он должен вместе с учителями и психологами активно участвовать в построении и реализации образовательного процесса: исследовать, насколько образовательная программа школы, отдельные учебные программы соответствуют физиологическим возможностям детей.

Создание новой программы, решающей проблемы с сохранением здоровья всех участников образовательного процесса, необходимо.

Приложение

Формулировка проекта решения педагогического совета.

  1. Активно внедрять в практику  здоровьесберегающие технологии, рационально организовывать урок с учётом работоспособности учащихся, Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения.

Учителям-предметникам и воспитателям:

  1. Строго соблюдать дозировку домашнего задания и требования к самоподготовке;
  2. На уроках и занятиях для снятия усталости проводить физкульминутки;
  3. Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке и занятии, учитывая степень усталости;
  4. Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
  5. Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
  6. Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;

          (Ответственные: педколлектив)

  1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий  по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов. (ответственные: администрация школы, медработник, в течение года)
  1. Зав. по хозяйственной части  усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
  2. Администрации школы добиться установления в учебных помещениях нормального светового и теплового режимов.
  3. Дооборудовать снарядами школьную спортплощадку.

  1. Изучить на заседаниях МО позитивный опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в УВП.

(В следующем учебном году; ответственные: заместители директора по УВР, руководители МО.)

4. Принять или  Утвердить программу «Здоровье» как составную часть Программы развития учебного заведения. Принять положения «Самый здоровый класс»,  «Спортсмен года». Осуществлять работу по данным программам в течение учебного года. (Ответственные: заместитель директора по ВР, учитель физической культуры, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели В течение года)

  1. Педагогу — организатору,   учителю физкультуры раз в четверть проводить Дни Здоровья в школе
  2. Творческой группе классных руководителей и воспитателей разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде. (Август 2013г., ответственные: руководители МО)
  3. Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и по профилактике вредных привычек.

  1. Ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов. (Ответственные: администрация школы, медработник)
  2. Организовать группу здоровья для педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровьесберегающие технологии - основа построения учебно- воспитательного процесса» Подготовила Борш В.А., зам.директора по ВР Кумены 2013

Слайд 2

Цель педагогического совета: Создание условий в школе с пользой для здоровья участников образовательного процесса

Слайд 3

Задачи педагогического совета: Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы. Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса. Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Слайд 4

«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» Н.К. Смирнов, профессор,чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ.

Слайд 5

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.

Слайд 6

Внешние факторы: – экологические факторы : Солнечная радиация, состав питьевой воды, влажность, чистота воздуха. -– круг общения, вредные привычки воспитанников. (Подрастая и подражая поведению взрослых, многие дети злоупотребляют спиртными напитками и табакокурением. В нашей школе ведется активная работа по профилактике табакокурения, но пока она не дает эффективный результат, т.к. нет поддержки на государственном уровне). Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. - биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного. – низкая пропаганда здорового образа жизни.

Слайд 7

Социокультурные факторы: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции) курение и беспрерывное употребление алкогольных напитков потенциальными родителями. Перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники. гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика игнорирование заветов Мойдодыра. закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза. низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании. скудный рацион питания постоянные отрицательные эмоции, а радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

Слайд 8

К педагогическим факторам следует отнести: Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры; Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются); Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Нерациональная организация учебной деятельности; Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.); Межличностные отношения между сверстниками и др.

Слайд 9

Данные обследования обучающихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья обучающимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН. Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали:

Слайд 11

Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Слайд 12

Что вы делаете для укрепления своего здоровья?

Слайд 13

Привлекают ли вас люди, ведущие здоровый образ жизни?

Слайд 14

Кто должен заботиться о вашем здоровье?

Слайд 15

Когда необходимо заботиться о своем здоровье?

Слайд 16

От кого вы больше всего узнаете о здоровье?

Слайд 17

Часто ли родители говорят вам о здоровье и о том, как его беречь?

Слайд 18

Какие темы о здоровье часто обсуждаете с родителями?

Слайд 19

Какие темы о здоровье часто обсуждаете с учителями?

Слайд 20

Какие темы о здоровье часто обсуждаете с одноклассниками?

Слайд 21

Какие вопросы вам бы хотелось обсудить с врачами-специалистами?

Слайд 22

В школе созданы условия для занятия физической активностью как во время уроков, так и после уроков?

Слайд 23

Где вы получаете больше всего информации о сохранении здоровья в школе?

Слайд 24

Хотелось ли вам получать больше информации об укреплении здоровья?

Слайд 25

Какие вопросы хочется рассмотреть более подробно?

Слайд 26

Почему важно быть здоровым? Не хочу быть здоровым! Если не быть здоровым, то можно умереть Дольше проживешь Это важно Чтобы укреплять иммунитет Чтобы быть крепким, сильным, здоровым Чтобы дети рождались здоровыми Чтоб не заболеть гриппом Не знаю

Слайд 27

Ваши предложения для улучшения работы в школе по сохранению здоровья учителей и учащихся Заниматься спортом Мне все равно Качалка Организовать спортклубы Бросить пить, курить Смотреть интересные фильмы Больше уроков физкультуры Проводить закаливающие мероприятия Одеваться потеплее Чтобы все ходили на спортивные мероприятия Чтобы в школе не курили Меня все устраивает Повысить зарплату учителям и воспитателям

Слайд 28

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (Профессор,чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнов).

Слайд 29

Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает: сокращение и индивидуализацию учебной нагрузки, сокращение и индивидуализацию домашнего задания, сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций, повышение мотивации учащихся.

Слайд 30

«не нанеси вреда» приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов единое представление о здоровье непрерывности и преемственности субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися соответствие содержания и организации обучения позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) активные методы обучения и воспитания Принципы ЗОТ

Слайд 31

Здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ): здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) здоровьесберегающие медицинские технологии в школе (ЗМТШ) здоровьесберегающие технологии административной работы (ЗТАРШ) здоровьесберегающие технологии семейного воспитания (ЗТСВ) здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)

Слайд 32

Здоровьесберегающие медицинские технологии (ЗМТШ) технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III- IV группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика, санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ОУ.

Слайд 33

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Слайд 34

Здоровье ребенка считается в норме, если он: В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; В нравственном плане – честен, самокритичен; В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Слайд 35

Работа творческих групп. Проблемная группа № 1 « Школьный урок и здоровье учащихся » Проблемная группа №2 « Здоровье учителя » Проблемная группа №3 « Формирование культуры здоровья ученика » Проблемная группа №4 « Коррекция программы « ЗДОРОВЬЕ »

Слайд 36

Выступление от группы (не более 15 минут) Можно использовать выступление с показом презентации, распечатки. Можно провести тренинг, релаксацию Использовать другие эффективные варианты.

Слайд 37

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ Увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках школы и учреждениях дополнительного образования. Взаимодействие школы по профилактике вредных привычек, формированию ЗОЖ с органами и учреждениями структуры профилактики. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления школьников. Повышение информированности всех участников образовательного пространства ОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения; Повышение социально-психологической комфортности в детских коллективах. Укрепление материально-технической базы школы (спортивный инвентарь, оборудование в сенсорную комнату, мастерские и столовую, школьная мебель) Организация полноценного качественного питания.

Слайд 38

Решение педсовета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе.

Использование педагогических технологий и методических приемов для создания системы мер по охране и укреплению здоровья школьника....

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Здоровьесберегающие технологии в обучающем и воспитательном процессе

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.

Ни для  кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье....

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью...