Статья "Я-педагог. Сегодня, завтра"
статья по теме

Переход Вера Владимировна

Педагогическая статья .Мои размышления о современной школе.Роль учителя в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Переход Вера Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной

категории МОУ «Средняя 

общеобразовательная школа

№ 9 г. Надыма»

 

         Я—педагог: вчера и сегодня

 

        «Учитель – это артист, но его зрители не аплодируют ему. Это скульптор, но его работ никто не видит. Это врач, но пациенты редко благодарят его за лечение. А многие и вовсе не хотят лечиться. Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из жизни в этом же звании. Где же взять ему силы для каждодневного вдохновения? Только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя, однако ему надо все оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой.» (В.А.Сухомлинский)
Как современно звучат эти слова. А ведь написаны они в прошлом веке. Другой век, другая эпоха, другой образ жизни.  Работаю учителем 20 лет. Много это или мало? Невольно анализируя, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала в своей жизни, прихожу к выводу, что все ещё только начинается.  

Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. На наших глазах на смену старой эпохе пришла  новая.  Деятельность педагога из сферы формирования «человеческого капитала», в том числе в духовно-нравственном отношении, перешла в сферу услуг. Современная  школа России  оказалась в достаточно сложных и противоречивых условиях. На нее все более усиливается внешнее давление, оказываемое такими факторами, как резкая смена направления развития страны, экономический и экологический кризисы, демографические изменения (миграция, эмиграция), кризис и изменение структуры семьи. В совокупности воздействие данных факторов привело к тому, что в России за последнее десятилетие резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Современные дети   во многом отличаются от моих первых учеников. Это дети нового века – века современных технологий, уже других моральных и материальных ценностей, дети индиго.
Да, общество меняется, ценности пересматриваются. Но есть некая основа, которая сохраняется. Это классическая педагогика. Там мы должны искать  педагогическую истину.

Несомненно, что важнейшим фактором, влияющим на всю систему образования, является  деятельность учителя. Именно от его усилий и профессионализма напрямую зависят доступность, качество и эффективность образования для каждого ученика.

Я знаю: у меня есть 40 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное. Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде.

Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом,  побуждает осваивать новые методики и технологии. Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования.

Как создать собственный стиль? Один путь - осваивать философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние; отбирать принципы, содержание, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые  дают наибольший эффект.

Ещё один путь – использование современных образовательных технологий. Он способствует становлению компетентностей: информационной, социальной, личностной. Благодаря этому обучение приобретет практико-ориентированный характер, обеспечивающий развитие умения решать как предметные, практические, так и надпредметные, ситуационные задачи. Использование новых образовательных технологий в преподавании  открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно.

В настоящее время работаю по  ОС "Школа 2100"», которая основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися. Это проблемно-диалогическая технология; технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); технология оценивания учебных успехов; проектная технология.  «Школа 2100» - это система развивающего обучения. Реализуя технологии системно-деятельностного подхода, которые помогают учащимся самостоятельно открывать знания, создаю для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствуя формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

Одна из задач, поставленных жизнью, -  быть деловым, практичным человеком, стремящимся к постижению нового.  Приобретение новых знаний — это непрерывный поток в жизни учителя.  В чем мудрость моей работы? Учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Я – учитель. Осознание глубины понимания этого слова приходит со временем. Для меня школа не просто «наша», а «моя школа». Я в ней и учитель и ученица. Каждый день и час она меня воспитывает, переделывает, меняет мои взгляды и привычки. Заставляет смирять естественный гнев, отучила от скоропалительных выводов, учит предвидеть ход событий. Школа – это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенные взгляды. Это всё так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

20 лет. Много это или мало? Это не много и не мало, это только начало!  Педагогическая дорога терниста. А если бы начать сначала? Нет, я точно знаю: никем другим я не стала бы работать - только учителем!

С каждым годом меняются требования, предъявляемые к учителю, но всегда останутся незыблемы, вне зависимости от времени и эпохи, следующие профессиональные заповеди учителя:
•Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель.
•Всякое дело – в интересах учащихся и ничего – во вред.
•Не приписывай успех себе, а вину учащимся.
• Рассердись,… но на себя.

• Проживи одну свою и 1000 жизней своих учеников –  и ты проживешь вечность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»

Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...

Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....

" Кузбасс: вчера. сегодня, завтра"

Данная презентация составлена к внеклассному мероприятию. в нее вошли загадки, кроссворд о полезных ископаемых края, затрагиваются вопросы экологии. Может использоваться на уроках окружающего мира...

Москва: вчера, сегодня, завтра.

Презентация предназачена для начальной школы. В краткой форме рассказывается история возникновения Москвы, а также сравнение некоторых исторических мест раньше и сейчая....

Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".

В данном материале кратко и доступно представлен рассказ о жизни города Москвы....