рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Стеблева Наталья Станиславовна

рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_orkse.docx92.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Яснополянская СОШ»

Утверждаю                                         Согласовано                                  Рассмотрено

директор школы                              зам. директора по УВР                      на заседании МО

____________/Злоказова И.Я./     ___________/Шумакова И.В./           протокол  № ___1___

"_____"_______20_г.                     "_____"_______20_ г.                      "_____"_______20_ г.                        

Рабочая учебная программа

по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

 

для обучающихся 4 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы» и программного курса «Основы светской этики»

Учитель начальных классов Стеблева Н.С.

2013 год


            Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательную часть образовательной программы начального общего образования определяется нормативными документами федерального и регионального уровней:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года  
  2. План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  3. Приказ МОиН РФ от 31 января 2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ МОиН РФ от 1 февраля 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 9 марта 2004г. №1312».
  5. Приказ МОиН РФ от 27 декабря 2011г. №2885, зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г., рег. №23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  6. Приказ МОиН Челябинской области от 13 февраля 2012г. №01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  7. Приказ МОиН Челябинской области от 24 февраля 2012г. №24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования ОУ Челябинской области на 2012-2013 учебный год».

      Таким образом, в 2013-2014 учебном году учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»реализуются в 4 классе начальной школы в объёме 34 часа (1 час в неделю) в течении всего учебного года.

       В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучается в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» один из модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

              Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

   В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

   В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

   Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

   Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

  Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом

многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

   В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

   В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

               Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

   Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

   Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

   В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

   Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. Учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

   На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

   Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и при общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

   Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

   Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

   Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

   На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

   Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

   Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

   Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

   На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

   Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

   Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов.      Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Как подчеркивают психологи, без систематического повторения нельзя прочно и надолго запомнить учебный материал, всего лишь один раз изложенный учителем и хорошо понятый учащимися. Как известно, в основе памяти находится не механическое запоминание, а мыслительный процесс. Поэтому важно для запоминания отсроченное, повторное уяснение содержания и смысла материала. Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями, даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

   Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Особенности курса

   Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

   На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

   При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни.

   Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или  вывод.

   Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

   У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

   Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

   В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

   Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

   На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

   Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

   Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. В целях повышения эффективности работы учителя и сокращения затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики».

Требования к результатам обучения

   Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

   Ниже приводится тематическое планирование в соответствии с учебником: «Основы светской этики. 4 класс» (авт. М.Т. Студеникин).

Учебно-тематический план по предмету «Основы светской этики 4 класс».

Класс 4

Учитель Стеблева Наталья Станиславовна

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе государственной программы курса «Основы светской этики». М.Т. Студеникин. 4 класс. 2010г.

Учебник: Основы светской этики. 4 класс. М.Т. Студеникин.- М.: «Русское слово», 2012г.

Рабочая тетрадь по этике для учащихся 4 класса. ВИПКРО, Владимир, 2013г.

Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 34  часа   (из расчёта 34 недели обучения)    

По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34  часа  (из расчёта 34 недели обучения)    

  • Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 17  часов   (из расчёта 17 недель обучения во 2 полугодии)    
  • Количество часов по рабочей программе - 1 ч. в неделю, 34  часа   (из расчёта 34 недели обучения)

   В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, отличное от авторской программы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По программе курса «Основы светской этики».

По Рабочей программе

1.

Введение.

1

1

2.

Россия – Родина моя.

1

2

3.

Этика и этикет.

1

2

4.

Вежливость.

1

2

5.

Добро и зло.

1

2

6.

Дружба и порядочность.

1

2

7.

Честность и искренность.

1

2

8.

Гордость и гордыня.

1

2

9.

Обычаи и обряды русского народа.

1

2

10.

Терпение и труд.

1

2

11.

Семья.

1

2

12.

Семейные традиции.

1

2

13.

Сердце матери.

1

2

14.

Правила твоей жизни.

1

2

15.

Праздники народов России.

1

3

16.

Защитники Отечества.

1

1

17.

Итоговое повторение.

1

1

18.

Творческие работы учащихся.

-

2

Итого

17

34


  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены тесты и проекты, предусмотренные Примерной и Авторской программами.

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Тесты

-

-

-

1

1

Проекты

1

-

1

1

3



Календарно – тематическое планирование по курсу 4 класс

№ урока

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

общеучебные

метапредметные

личностные

1

Вводный урок. Введение в предмет.

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Знать с общественные нормы нравственности и морали.

Расширить первич-ное представление о родном крае, о Роди-не. Показать значе-ние Родины в жизни человека.

Р. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение началь-ными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. П. Готов-ность к нравственному самосовершенствованию, духов-ному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирова-ние первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. К. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Р.  Усвоение правил работы с учебником. П. Чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. К. культурное и вежливое общение в коллективе.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование семейных ценностей; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Урок вводный. Текущий контроль: устный рассказ, работа в парах.

3,09

2

Россия – Родина моя.

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать про-читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

Урок первичного изучения и закре-пления новых знаний. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот»

3

Россия – Родина моя.

Урок закрепления  новых знаний. Творческая работа «Составление предложений со словами президент, духовные ценности»

4

Этика и этикет.

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Знать с общественные нормы нравственности и морали.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

Урок комбиниро-ванный. Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

5

Этика и этикет.

Урок комбиниро-ванный. Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

6

Вежливость.

Знать историю развития представлений человечества о вежливости, основы светской морали, понимать значение вежливости в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Р: определение правил отработки терминов и понятий. П: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. К: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета.

Компетентность осоз-нанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома.

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

7

Вежливость.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

8

Добро и зло.

Понимать и сопереживать чувствам других людей. Знать правила разговорной речи: громкость голо-са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявлеть тактичность и сдер-

жанность в споре. Заботиться о родных и близких.

Р: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. П: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. К. художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение пра-вил разговорной речи.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях.

Иметь представление о понятиях: добро,доброта, забота, щедрость, зло, жадность, тактичность, сдержанность, благо-желательность,бездушие.Уметь выявлять элементы обще-человеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить поня-тия с определениями; соотносить текст с ри-сунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

9

Добро и зло.

Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа в парах «Выписать 2-3 предложения, которые показа-лись особенно важными»

10

Дружба и порядочность

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей.

Р: разработка правил работы в парах. П: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. К: работа в парах; определение правил со-ревнования команд.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу.

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядоч-ность, доверие,честность, трудолюбие, бескорыс-тие, справедливость, ответственность. Со-блюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжела-тельность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

Урок введения новых знаний. Фронтальный опрос.

11

Дружба и порядочность

Урок закрепления новых знаний. Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения дружбы и порядочности, подчеркнуть их»

12

Честность и искренность.

Уметь критически осмысливать свои поступки, сравни-вать, сопоставлять, анализировать. Вырабатывать по-требность быть честным и объек-тивным в оценке своих действий и поступков.

Р: при помощи учителя опреде-ление нравственных принципов собственного развития. П: со-ставление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. К: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний.

Критически осмысли-вать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Иметь представление о понятиях: честность, искренность,правдивост,тактичность, репутация, закон. Уметь сравни-вать и сопоставлять; критически осмысли-вать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

13

Честность и искренность.

Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

14

Гордость и гордыня.

Раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали-зация межпред-метных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком

Р: определение правила состав-ления схемы. П: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстра-циями учебника. К: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами

Проявлять порядоч-ность и скромность, гордость за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художествен-ного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скром-ность, тщеславие.  Уметь проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня

Урок комбиниро-ванный. Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о гордости человека.

15

Гордость и гордыня.

Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом гордость»

16

Обычаи и обряды русского народа.

Раскрытие межпред-метных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уваже-ния к традициям своего народа.

Р: с помощью учителя определе-ние принципов выявления межпредметных связей. П: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музы-ки; составление плана изучения нового. К: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Подобрать нужные по-словицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебни-ка; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. Просмотр фильма «Морозко»

17

Обычаи и обряды русского народа.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

18

Терпение и труд.

Знать основы само-обслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

Р: определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики. П: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. К: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям

Реализация меж-предметных связей с музыкой,технологией литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеуст-ремленности и деловитости ответственности за порученное дело, уважения к людям труда.

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь заниматься самообслу-живающим трудом; выполнять порученное дело, практические зада-ния; бережно относить-ся к материальным и духовным ценностям; давать определения по-нятий.

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

19

Терпение и труд.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

20

Семья.

Уметь соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывать жиз-ненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к ро-дителям, членам семьи, к близким людям.

Р: правила анализа текстов по выявлению разумных потребнос-тей. П: ответы на вопросы анке-ты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. К: дружеское общение, взаимопо-мощь учеников в ходе подго-товки фотовыставки, древа родословия.

Проявлять взаимопо-мощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Иметь представление о понятиях: род, семья, родословие, фамилия, христианство, христиане. Уметь проявлять взаимопомощь, стреми-ться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потреб-ностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. Фотовыставка, аппликация.

21

Семья.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22

Семейные традиции.

Сохранять дружес-кие взаимоотноше-ния в семье. Интере-соваться историей семьи, семейными традициями.

Р: определение задач по выявле-нию и сохранению традиций. П: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. К: правила выступления с сообщени-ями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр.

Поддерживать друже-ские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; со-отнести части пословиц.

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь поддерживать друже-ские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия поня-тий, дать их определе-ние; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение.

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

23

Семейные традиции.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24

Сердце матери.

Уметь ценить и дорожить великим даром общения, уметь чутко, внима- тельно и уважитель-но относиться к своим близким, к маме.

Р: определение правил изучения общечеловеческих норм. П: вы-полнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и вы-деление основных идей; опреде-ление частей речи; работа с ан-кетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». К: определение правил работы в группах.

Анализировать рас-сказы для детей; учас-твовать в классных играх.

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь проявлять вни-мательное и уважитель-ное отношение к своим близким, к маме; анали-зировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; струк-турировать учебный материал по предложен-ному плану.

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

25

Сердце матери.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

26

Правила твоей жизни.

Уметь замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь под-сказки взрослых. Вы-полнять основные правила поведения учащихся на улице, дороге с целью пре-дупреждения детс-кого дорожно-транс-портного травматиз-ма. Владеть этичес-кими нормами пове-дения в школе, дома, на улице, вниматель-ное, чуткое отноше-ние к своим близким.

Р: составление практических за-даний по решению жизненных ситуаций. П: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, бесе-да по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций К: определение правил работы в командах.

Умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома соб-людать распорядок дня; выполнять пра-вила личной безопас-ности.

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь выполнять требования соблюдения дисципли-ны; заниматься само-обслуживанием; поддер-живать чистоту в школе и дома; соблюдать рас-порядок дня; выполнять правила личной безопас-ности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок.

Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос.

27

Правила твоей жизни.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

28

Праздники народов России.

Знать новое о жизни разных народов, ува-жительно относиться к любой религии. Владеть чувством радости от общения с людьми, чувством бескорыстного, ува-жительного, терпи-мого отношения к людям любой нацио-нальности и религии.

Р: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. П: ана-лиз нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. К: развитие культуры поведения на праздниках.

Выполнять правила поведения на праздни-ках; проявлять чувст-во уважительного, тер-пимого отношения к людям, к их религии; соблюдать празднич-ный застольный этикет.

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совес-ти. Уметь выполнять правила поведения на праздниках; пользовать-ся справочниками и словарями.

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Фронтальный опрос.

29

Праздники народов России.

Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

30

Праздники народов России.

Урок комбиниро-ванный. Подбор иллюстративного материала.

31

Защитники отечества.

Уметь находить в тексте знания этичес-кого характера, знать основные правила этикета. Уважитель-но относиться к защитникам Оте-чества, ветеранам ВОВ, испытывать чувство гордости за своих предков, жерт-вовавших собой во имя свободы и неза-висимости Родины.

Р: основы составления простого и сложного плана. П: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васне-цова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукову; с изобра-жением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слуша-ние музыки и рисование. К: осно-вы фронтальной и групповой работы в классе.

Проявление уважите-льного отношения к защитникам Отечест-ва, ветеранам ВОВ. Умение подготовить сообщение о патрио-тах России; опреде-лять значение крас-ных дат календаря; на-ходить в тексте детс-ких произведений зна-ния этического характера.

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ 1945–1945 гг.; под-готовить сообщение о патриотах России; опре-делять значение красных дат календаря; планиро-вать и контролировать учебные действия, офо-рмлять и представлять результаты труда, оцени-вать свою деятельность.

Урок комбиниро-ванный. Подбор иллюстративного материала.

32

Итоговое повторение.

Знать и уметь уча-щихся по курсу. Обо-бщать и система-тизировать знания по курсу этики и этикета. Восприни-мать и усвоить курс этики в 5 классе.

Р: составление тестового зада-ния. П: выполнение заданий тес-тового характера, ответы на воп-росы, соотнесение пословицы с темой. К: основы работы в парах и группах.

Владения основами этики и этикета: зна-ние понятий и опре-делений, соотнесение определения с поняти-ями, пословиц с изуче-нными темами; вы-полнение тестовых за-даний.

Иметь представление о понятиях: основное соде-ржание учебника, важне-йшие понятия. Уметь ответить на вопросы, со-отнеся определения с по-нятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.

Урок повторительно-обобщающий. Тест.

33

Творческие работы.

Урок повторительно-обобщающий. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

34

Творческие работы.

Урок повторительно-обобщающий. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.


Учебно-методическое обеспечение программы

Учебное оборудование

1. М.Т. Студеникин Учебник «Основы светской этики» 4 класс, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год.

2. М.Т. Студеникин «Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики»», 4 класс  М., «Русское слово», 2013 год.

Информационные материалы 

(программно-методическое обеспечение)

1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс. М., «Русское слово», 2011 год.

2. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книгу для учителя. Методическое пособие к учебнику 4 класса «Основы светской этики». М., «Русское слово», 2011 год.

3. Е.В. Золотухина-Аболина «Основы светской этики» книга для учителей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013 год.

4. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011г.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

-Технологии развивающего обучения.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (проекты)

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

        Требования к уровню подготовки обучающихся

Сформируются:

основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

семейные ценности;

гуманистические и демократические ценностные ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Будут готовы:

к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

Освоят:

начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Критерии оценивания

     В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.

        

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Ресурсы Интернета

  • Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
  • Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
  • «Общий текст» (www. text. net. ru.)
  • Олимпиада для младших школьников: русский язык.

(условия проведения олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)

Наряду с этими используются следующие Интернет-ресурсы:

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
  • Экспозиционный экран;
  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по ОРКСЭ.

Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

    Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

    Проверка, как неоднократно подтверждала школьная практика, обеспечивает мне возможность выявить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала, а также эффективность применяемых методов и приёмов обучения, ввести коррективы в методику.

   Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

    Для проверки предметных УУД в рабочей тетради к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» предлагается итоговое задание. Оно содержит работу в виде тестов. Выполнение итоговой работы позволит закрепить и систематизировать полученные знания.

     Для проведения тестовой работы в тетради предложены критерии оценивания. Каждое задание оценивается в 5 баллов. Таким образом, для некоторых тестовых работ максимальное количество баллов – 35 (100%).

35-34 балл (97-100%) – оценка «отлично»;

33-28 баллов (77-96%) – оценка «хорошо»;

27-20 баллов (50-76%) – оценка «удовлетворительно»;

Менее 20 баллов – оценка «неудовлетворительно».

Итоговое занятие

  1. Открой содержание учебника. Определи, какой афоризм (высказывание) к какой теме относится. Подчеркни в афоризме ключевое слово.

Афоризмы

№ темы учебника

Нравственность – это разум сердца.

(Генрих Гейне, немецкий поэт)

Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.

(Константин Дмитриевич Ушинский, педагог)

Без истинной дружбы – жизнь ничто.

(Цицерон, древнеримский оратор)

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

(Лев Николаевич Толстой, русский писатель)

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

(Вольтер, французский писатель)

Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

(Мигель Сервантес, испанский писатель)

Обычай старше (сильнее) закона.

(Русская пословица)

Честность есть простейшее выражение принципа правды.

(Сэмюэл Смайлс, английский писатель)

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

(Эмиль Золя, французский писатель)

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Антон Павлович Чехов, русский писатель)

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

(Иоганн Гёте, немецкий поэт)

В семейной жизни главное – терпение.

(Антон Павлович Чехов, русский писатель)

Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас.

(Фредерик Бегбедер, французский писатель)

Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах, - долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

(Василий Александрович Сухомлинский, педагог)

Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери.

(Максим Горький, русский писатель)

  1. Открой содержание учебника. Определи, какая пословица к какой теме относится.

Пословицы

№ темы учебника

Где родился – там и сгодился.

Гордость прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.

Лучше матери друга не сыщешь.

Первое дело в жизни – служить Отчизне.

С поклону голова не заболит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Доброе дело само себя хвалит.

Жениху да невесте сто лет, да вместе.

Честное дело не таится.

Всякая душа празднику рада.

Не оставляй друга в беде.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

  1. Выбери из списка понятия, соответствующие определениям, и заполни таблицу. Какое из понятий относится к этикету? Подчеркни его.

Понятия: грубость, манеры, вежливость, сочувствие, уважение, ответственность, жертвенность, сотрудничество, честность, верность, человеколюбие, доброта.

Определения

Понятия

Умение уважительно и тактично общаться с людьми, доброжелательное к ним отношение.

Оскорбление достоинства окружающих людей, проявляющиеся в неуважении, развязности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ.

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Внешние формы поведения человека; бывают хорошие или дурные.

Любовь к людям, гуманность.

Надёжность, преданность друзьям, семье, стране.

Готовность пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.

Почтительное отношение к другим людям, их мнению.

Работа вместе с другими людьми для достижения общих целей.

Готовность помогать людям, сопереживать страданиям и бедам других людей.

Способность отвечать за собственные действия и поступки.

Правдивость, искренность, отсутствие обмана.

  1. Найди и закрась цветом «зашифрованные» слова. Составь рядом подобное задание для соседа по парте.

абскромностьм

песемьямамабж

мятрадицияпля

кародиназемляц

сурепутацияиад

жэтикаэтикетча

супраздникжом

  1. Выполни тестовые задания. В конце правильного ответа поставь знак «+».
  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?
  1. Младший по возрасту;
  2. Тот, кто входит.
  1. Кто при встрече подаёт первым руку?
  1. Старший подаёт руку младшему;
  2. Женщина – мужчине.
  1. Мальчик и девочка входят в помещение. Кто входит первым?
  1. Мальчик
  2. Девочка.
  1. Если опоздал в кино, нужно ли искать свои места?
  1. Да, нужно;
  2. Необходимо сесть на ближайшие свободные места.
  1. Кто первым входит в общественный транспорт?
  1. Мальчик;
  2. Девочка.
  1. Именинник получил подарок. Как он должен поступить?
  1. Посмотреть подарок и поблагодарить;
  2. Отложить подарок в сторону.
  1. Напиши ответы на вопросы. Обменяйся тетрадями с соседом по парте и проверь выполнение задания.
  1. Модно ли звенеть ложкой, размешивая сахар в чашке с чаем? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему нельзя есть с ножа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое десерт?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Игра ««Да» или «Нет» - соблюдай этикет». Согласен ли ты со следующими утверждениями? Напиши «да» или «нет».
  • Кладу рукой ломтик лимона в чашку. (____________)
  • Беру булочку руками. (_______________)
  • Сливочное масло намазываю ножом. (________________)
  • Наливаю компот в стакан. (______________)
  • Подаю для торта чайную ложечку. (____________)
  • Подаю кофе в чашке без блюдца. (__________)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...