рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Стеблева Наталья Станиславовна

рабочая программа 4 класс технология по "Перспективе" с учётом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii_4.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

Авт. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова

Пояснительная записка

   Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

   Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

   Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе

овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

   Теоретической основой данной программы являются: системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

   Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

   Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На  уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

   Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

   В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

   Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации  также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

   При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

   Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

   Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.  

   Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

   При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.  Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

   Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса в учебном плане

   В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Н. И. Роговцевой, из расчета  1 час в неделю, 34 часа в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Планируемые результаты изучения курса

   Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты

Регулятивные.

У обучающегося будут сформированы умения:

  • применять  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новом учебном материале;
  • создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
  • определять необходимые этапы выполнения проекта;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • проводить контроль и рефлексию своих действий;
  • оценивать свою деятельность в групповой и парной работе.

Получит возможность для формирования умений:

  • работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать и изменять план работы;
  • самостоятельно ставить задачи при изучении условий деятельности или конструкции изделия;
  • определять наиболее рациональный способ выполнения изделия или находить новые способы решения задачи;
  • прогнозировать возможные затруднения или изменение конструкции изделия;
  • определять правильность выполнения действий и вносить коррективы в процесс выполнения изделия.

Познавательные.

Будут сформированы умения:

  • выделять из текста информацию;
  • использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
  • использовать различные знаково-символические средства для преставления информации и решения учебных и практических задач;
  • самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
  • самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи;
  • самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
  • работать с информацией, представленной в различных формах;
  • обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал;
  • выделять существенные признаки изучаемых объектов;
  • овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.

Получат возможность для формирования умений:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы ОУ;
  • осознанно и произвольно строить сообщение;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
  • осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач;
  • находить информацию в соответствии с заданными требованиями.

Коммуникативные.

Будут сформированы умения:

  • вести диалог при работе в паре и в группе;
  • находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
  • строить высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения;
  • контролировать свои действия и действия партнёра;
  • принимать чужое мнение, участвовать в дискуссии;
  • проявлять инициативу в ситуации общения.

Получат возможность для формирования умений:

  • учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
  • соотносить свою позицию с позицией партнёра;
  • выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
  • ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание учебного материала

   Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

   Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.

   Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

   Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

   Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

   Большое внимание в УМК «Технология» для 4 класса отведено работе с научно-популярными текстами. Учащиеся не только получают информацию, но и объясняют значение новых понятий: машиностроение, производственный цикл, конструкция, ходовая часть, месторождение, нефтепровод, имитация, конвейер, «русская мозаика» и др.

   Логика подачи материала, так же как и в предыдущих классах, опирается на ведущие принципы дидактики, переведённые в технологическую плоскость:

  • от непосредственного изготовления изделия до самостоятельной проектной деятельности через освоение технологии процесса;
  • обучение тому, что, с какой целью, какими средствами, как делать;
  • обучение планированию всех видов деятельности;
  • осмысление всех действий.

   Первая тема учебника «Как работать с учебником?» - вводная. В ней предлагается вспомнить особенности построения учебника; материалы, инструменты, приспособления; последовательность работы над проектом; вопросы к защите проекта; критерии оценки качества выполнения изделия. Здесь же задаётся тема годового проекта – создание книги «Дневник путешественника», материал для которой ученики будут собирать в течении года в папку «Мои достижения».

   «Человек и земля». Здесь учащиеся знакомятся с основными видами деятельности человека в производственной сфере, основными промышленными производствами нашей страны. При выполнении работы учащиеся используют приёмы работы с конструктором, тканями, бумагой, осваивают новые приёмы работы с древесиной, пластичными и волокнистыми материалами. При выполнении изделий соблюдаются правила безопасной работы со знакомыми инструментами и приспособлениями. Знакомятся с правилами эксплуатации бытовой техники, электронагревательных приборов и способами утилизации батареек, самостоятельно составляют правило эксплуатации электрического чайника.

   «Человек и вода». Учащиеся знакомятся с водоснабжением городов и посёлков как производственным процессом, обеспечивающим жизнедеятельность людей; способом очистки воды; с производственными процессами в порту и профессиями людей; осваивают способы завязывания простых морских узлов.

   В разделе «Человек и воздух» - с историей и элементами авиакосмической промышленности, с самолётами и ракетами; повторяют правила разметки деталей из бумаги и картона, составляют план работы и собирают из конструктора модель самолёта.

   В разделе «Человек и информация» - узнают о работе издательства, о процессе создания книги, об особенностях работы редактора, художника, корректора и др. В этом разделе создаётся на основе собранного за год материала книга «Дневник путешественника»

   В курсе «Технология» учащиеся усваивают содержание учебного материала в активной познавательной деятельности, играя, конструируя, проектируя самостоятельно, вместе с товарищами и учителем в классе и с родителями дома.

   Особенности работы над проектами заключаются в определении доли самостоятельности учащихся при их реализации. Проектируя, ребёнок учится формулировать цель, соотносить её с условиями достижения, выстраивать программу действий.

   Общим итогом может стать презентация книги «Дневник путешественника», созданной на основе папки достижения.

   Рабочая тетрадь открывается контурной картой России с городами, в которых есть промышленные предприятия. Работа с данной картой помогает увидеть масштабы развития промышленности в РФ, сформировать чувство гордости за свою Родину. В тетрадь включены тестовые задания по изученной теме, чертежи, технические рисунки изделий, описание выполнения дополнительных изделий для самостоятельной работы дома или во внеурочной работе по желанию ученика.

   Для занятий на уроках по предмету «Технология» 4 в классе понадобятся различные материала, инструменты и приспособления:

  • материалы: цветная бумага, тонкий и толстый картон, фольга, пластилин, масса для моделирования или глина, цветные нитки, лоскуты ткани, синтепон, металлический конструктор и конструктор «Лего», проволока, бисер, природные материалы, горшок и земля для рассады, бросовый материал, кисточки, клаей ПВА, краски.
  • Инструменты и приспособления: ножницы, линейка, иголка для вышивания и булавки, циркуль, карандаши простые, стека, клеёнка.

   Ниже приводится тематическое планирование в соответствии с учебником: «Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова).

Учебно-тематический план по предмету «Технология 4 класс».

Класс 4

Учитель Стеблева Наталья Станиславовна

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель проекта Ю.П. Леонова, автор концепции «Перспектива» Климанова Л.Ф.,

Учебник Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Технология. Учебник 4 класс. 1 часть, издательство «Просвещение», 2011 г.;

Дополнительная литература Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь 4 класс. 1 часть,  издательство «Просвещение», 2013 г.

  • Количество часов по ОБУП – 2 ч. в неделю, 68  часов   (из расчёта 34 недели обучения)    
  • По школьному учебному плану – 2 ч. в неделю, 68  часов   (из расчёта 34 недели обучения)    
  • Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 34  часа   (из расчёта 34 недели обучения)    
  • Количество часов по рабочей программе –.2 ч. в неделю, 68  часов   (из расчёта 34 недели обучения)

Количество часов, отводимое на реализацию НРК - 7 часов. В качестве пособия по НРК используется: Энциклопедия «Земля Уральская» из-во Ю-У 2004г., «Бабочки Южного Урала» (Екатеринбург, Сократ, 2008г.)

   В Рабочую программу внесены изменения: на изучение технологии в 4  классе отводится 2 ч в неделю, согласно учебному плану школы, который рассчитан на 34 учебных недель.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По программе УМК «Перспектива»

По Рабочей программе

1.

Вводный урок. Как работать с учебником?

1

1

2.

Человек и земля

21

37

3

Человек и вода.

3

8

4

Человек и воздух.

3

8

5

Человек и информация.

6

14

Итого

34

68

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены тесты и проекты, предусмотренные Примерной и Авторской программами.

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Тесты

2

4

6

1

13

Проекты

1

-

1

1

3

НРК

2

1

2

2

7

В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании.

Национально-региональный компонент по технологии

Содержание

Дата

1

Вокзал – станция Троицк

11,09

2

Челябинский Тракторный завод

15,10

3

Деревообрабатывающая промышленность нашей местности.

24,12

4

Родники села Ясные Поляны

4,02

5

Оберег для мамы.

4,03

6

История матрёшки.

15,04

7

Деревянное зодчество.

7,05


Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс

№ урока

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

общеучебные

метапредметные

личностные

Вводный урок. (1 час)

1-1

Вводный урок. Как работать с учебником.

Уметь отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Создавать и использовать карту маршрута путешествия.

 Р. применять и со-хранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать дополнительные источники информации. Проводить защиту проекта. работать с информацией. К. вести диалог при работе в паре и в группе.

Осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства. проявлять интерес к поисковой деятельности. Позитивно относиться к труду. Интересоваться учебным материалом. 

Знакомятся с учебником и рабочей тетрадью. Анализируют изделия (материал, способ изготовления). Выполняют задания. Планируют изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога».

Урок повторения изученного. Текущий контроль: устный рассказ, работа в парах

3,09

Человек и земля. (37 часов)

2-1

Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона. Пассажирский вагон».

Узнать краткую историю развития железных дорог в России, виды вагонов разного назначения. Называть основные элементы конструкции вагона. Уметь изготовить объёмное изделие на основе развёрток. Научиться создавать различные конструкции вагонов, рационально использовать материалы.

 Р. применять и со-хранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать дополнительные источники информации. Проводить защиту проекта. работать с информацией. К. вести диалог при работе в паре и в группе.

Уважать труд и профессиональную деятельность человека на производстве. Ценить и бережно относиться к труду человека. Осмыслить значение промышленных производств для развития нашего государства.

Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

4,09

3-2

Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона. Пассажирский вагон».

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

10,09

4-3

Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона. Пассажирский вагон».НРК «Вокзал – станция Троиц»

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

11,09

5-4

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»

Знать особенности конструкции буровой вышки. Уметь собирать изделие из металлического конструктора, планировать работу, вносить изменения в конструкцию изделия. Соблюдать правила работы.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. проводить контроль и рефлексию своих действий. П. Различать некоторые виды полезных ископаемых. представлять о способах добычи. К. Вести диалог при работе в паре и в группе. принимать чужое мнение.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения.

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспор-тировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России  крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

17,09

6-5

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

18,09

7-6

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка». Тест «Как добывают нефть»

Урок заочного путешествия по промышленным предприятиям. Работа в мини-группах.

24,09

8-7

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

Знать основные сведения о полезных ископаемых. Использовать приём смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков. Объяснять способ создания изделия в технике мозаики. Знать виды пластичных материалов и их свойства. Выполнять мозаику из пластилина.

Р. Сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Создавать план выполнения изделия. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней. К. Вести диалог. Принимать чужое мнение, участвовать в дискуссии.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Бережно относиться к окружающей среде.

Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других ис-точников. Определять технологию лепки слоя-ми для создания имита-ции рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеноч-ного цвета.

Урок изучения нового. Практическая работа в группах

25,09

9-8

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

Урок изучения нового. Практическая работа в группах

1,10

10-9

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

Урок изучения нового. Практическая работа в группах

2,10

11-10

Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ. Кузов грузовика»

Рассказывать о производственном цикле сборке грузовых автомобилей. Уметь выполнять соединения металлических деталей гаечным ключом и отвёрткой. проводить анализ изделия. Знать назначения деталей конструктора.

Р. Сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Создавать план выполнения изделия. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Бережно относиться к окружающей среде. Составлять рассказ о производствах, расположенных в регионе и необходимых профессиях.

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)

Урок  комбинированный. Самостоятельная работа.

8,10

12-11

Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ. Кузов грузовика». Тест «Конвейер автомобильного завода»

Урок  комбинированный. Самостоятельная работа.

9,10

13-12

Автомобильный завод. Изделие «Кузов грузовика. Самосвал» НРК «Челябинский Тракторный завод»

Урок  комбинированный. Самостоятельная работа.

15,10

14-13

Монетный двор. Изделие «Стороны медали».Проект «Медаль»

Знать основные этапы технологического процесса создания медалей. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Осваивать правила теснения фольги. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги.

Урок  комбинированный. Работа в мини-группах.

16,10

15-14

Монетный двор. Изделие «Стороны медали». Проект «Медаль»

Урок  комбинированный. Работа в мини-группах.

22,10

16-15

Монетный двор. Изделие «Медаль». Проект «Медаль»

Урок повторения изученного. Фронтальный опрос

23,10

17-16

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы. Ваза»

Уметь работать с пластилином, сочетать цвета в композиции, изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Освоить основные понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор, фарфорово-фаянсовая промышленность.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Выделять из текста информацию о технологии создания изделий из фаянса. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.

Урок сообщения нового. Выполнение изделия.

29,10

18-17

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы. Ваза»

Урок комбинированный. Выполнение изделия.

30,10

19-18

Фаянсовый завод. Изделие «Ваза. Роспись». Тест «Как создаётся фаянс»

Урок комбинированный. Роспись.

12,11

20-19

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

Понимать специфику работы швейной фабрики. Знать последовательность операций шитья одежды. Уметь снимать мерки, работать с иглой и ножницами. Определять размеры деталей по чертежу и вычерчивать лекало при помощи циркуля. выполнять разметку и раскрой деталей изделия, использовать для соединения деталей строчку прямых, косых и петельных стежков. 

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о технологии швейного производственного процесса. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение производства для экономического развития страны и региона.

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

13,11

21-20

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

19,11

22-21

Швейная фабрика. Изделие «Птичка»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

20,11

23-22

Швейная фабрика. Изделие «Птичка»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

26,11

24-23

Швейная фабрика. Изделие « Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка»

Урок повторения изученного. Индивидуальная работа.

27,11

25-24

Швейная фабрика. Изделие « Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка». Тест «Как шьют одежду»

Урок повторения изученного. Индивидуальная работа.

3,12

26-25

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

Уметь составлять рассказ об истории появления обуви на основе материала учебника, снимать мерки и определять свой размер по таблице. Знать основные этапы изготовления обуви на производстве, классифицировать виды обуви, правила работы с ножницами и клеем.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о технологии производства обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Отмечать на карте города, в которых расположены обувные производства. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение промышленных производств для развития страны и региона.

Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

4,12

27-26

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

10,12

28-27

Обувное производство. Изделие «Модель летней обуви»

Урок повторения изученного. Индивидуальная работа.

11,12

29-28

Обувное производство. Изделие «Модель летней обуви». Тест «Как изготавливают обувь»

Урок повторения изученного. Индивидуальная работа.

17,12

30-29

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений»

Уметь составлять рассказ о древесине, различать инструменты по работе с древесиной, составлять план изготовления изделия из древесины, обрабатывать рейки при помощи шкурки и соединять детали с помощью клея. Объяснять значение древесины для производства и жизни человека.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о технологии производственного процесса обработки древесины. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение промышленных производств для развития страны и региона. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним.

Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

Урок заочного путешествия на деревообрабатывающий комбинат. Работа в мини-группах.

18,12

31-30

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» НРК «Деревообрабатывающее производство нашей местности». Тест «Обработка древесины»

Урок заочного путешествия на деревообрабатывающий комбинат. Работа в мини-группах.

24,12

32-31

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «картошка»», «Шоколадное печенье»

Уметь составлять рассказы о технологии изготовления шоколада, готовить пирожное, различать основные профессии кондитерского производства, соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о технологии производства кондитерских изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Работать с информацией. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал по заданным критериям. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение промышленных производств для развития страны и региона. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики.

Урок заочного путешествия на кондитерскую фабрику. Работа в мини-группах.

25,12

33-32

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «картошка»», «Шоколадное печенье». Тест «Кондитерские изделия»

Урок заочного путешествия на кондитерскую фабрику. Работа в мини-группах.

14,01

34-33

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»

Уметь классифицировать бытовую технику, понимать значение использования бытовой техники человеком. познакомиться с правилами пользования электрическим чайником. Знать правила утилизации батареек.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о бытовой технике, её видах и назначении. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Работать с информацией. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним.

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

Урок комбинированный. Работа в мини-группах.

15,01

35-34

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

Урок комбинированный. Работа в мини-группах.

21,01

36-35

Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы»

Уметь различать виды теплиц, их конструкцию, объяснять значение теплиц для жизни человека, создавать мини-теплицу из бытовых материалов, выполнять посадку семян цветов, подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов, ухаживать за посевами.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о видах и конструкциях теплиц, их значения. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним.

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Урок комбинированный. Работа в мини-группах.

22,01

37-36

Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы»

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

28,01

38-37

Тепличное хозяйство. Тест «Теплицы»

Урок практической работы. Индивидуальная работа – тест, кроссворд.

29,01

Человек и вода. (8 часа)

39-1

Водоканал. Изделие «Фильтр для воды» НРК «Родники села Ясные Поляны». Тест «Как вода поступает в дом»

Уметь составлять рассказ о водоснабжении города и села, экономно расходовать воду, проводить эксперимент по определению количества расходуемой воды при помощи струеметра. Выполнять простейший фильтр из бумаги и пользоваться им. Знать варианты применения воды.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию об устройстве системы водоснабжения и о фильтрации воды. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Уважительно относиться к людям и результатам их деятельности.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним.

Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить  эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить  струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком  за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

Урок комбинированный. Работа в мини-группах.

4,02

40-2

Порт. Изделие «Канатная лестница»

Называть некоторые особенности работы порта. Различать основные профессии в порту. Изготовлять лестницу с использованием способов крепления ступенек морскими узлами. Оформлять изделие.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о работе и устройстве порта. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Уважительно относиться к людям и результатам их деятельности.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и  прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

5,02

41-3

Порт. Изделие «Кораблик»

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

11,02

42-4

Порт. Изделие «Кораблик». Тест «Работа впорту»

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

12,02

43-5

44-6

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

Называть некоторые особенности техники макраме, различать предметы, выполненные в технике макраме. Закреплять нити, выполнять браслет, использовать бусины для оформления.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию для расширения представлений и кругозора. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Освоить приемы выполнения одинарного и двойного  плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

18,02

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

19,02

45-7

Узелковое плетение. Изделие «Кашпо»

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

25,02

46-8

Узелковое плетение. Изделие «Кашпо»

Урок практической работы. Индивидуальная работа под руководством учителя.

26,02

Человек и воздух. (8 часов)

47-1

Самолетостроение и ракетостроение. Изделие «Самолет» НРК «Оберег для мамы»

Уметь составлять рассказы об истории самолётостроения, о назначении самолётов и космических ракет. Составлять план сборки. выполнять самостоятельно по образцу. Вносить изменения в конструкцию изделия. Определять количество деталей и виды их соединений. Использовать приёмы и правила работы с отвёрткой и гаечным ключом.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

4,03

48-2

Самолетостроение и ракетостроение. Изделие «Самолет». Тест «Самолёты»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

5,03

49-3

Самолетостроение и ракетостроение. Изделие «Самолет»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

11,03

50-4

Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель»

Уметь строить модель ракеты. Определять свойства и виды бумаги. Выполнять чертёж деталей при помощи линейки и циркуля.  Соблюдать правила работы с ножницами. Соединять детали при помощи клея, декорировать изделие. 

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать  лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

12,03

51-5

Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

18,03

52-6

Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель». Тест «Исследование космоса»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

19,03

53-7

Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей»

Составлять рассказ об истории возникновения воздушного змея. Различать элементы конструкции. Знать и применять правила разметки бумаги путём сгибания, сочетать в изделии различные материалы, оформлять изделие по собственному замыслу.

Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение.

Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

1,04

54-8

Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

2,04

Человек и информация. (14 часов)

55-1

Издательское дело. Оформление титульного листа, работа с таблицами.

Использовать способы передачи различного вида информации. Определять виды печатной продукции. Составлять рассказ об особенностях работы издательства. Находить информацию о создателях книги. Выделять основные элементы книги. Создавать таблицы в текстовом редакторе, писать текст, вставлять рисунки.

Р. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций.

Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

Закрепить знание и умение работы на компьютере. Освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

8,04

56-2

Издательское дело. Оформление титульного листа, работа с таблицами.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

9,04

57-3

Работа  с таблицами. НРК «История матрёшки»

Урок сообщения нового. Работа в паре.

15,04

58-4

Работа  с таблицами.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

16,04

59-5

Ресурсы и оборудование.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

22,04

60-6

Ресурсы и оборудование.

Урок сообщения нового. Работа в паре.

23,04

61-7

Создание содержания книги. Тест «Элементы книги»

Различать виды информационных технологий. Выполнять практическую работу на компьютере. Создавать содержание книги «Дневник путешественника». Уметь сохранить и распечатать текст.

Р. Использовать последовательность работы над таблицами в составлении содержания. Определять правильность выполнения действий и вносить коррективы. П. Объяснять значение и возможности ИКТ. Строить сообщения, логические суждения. К. Учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач.

Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

Урок повторения изученного. Работа в паре.

29,04

62-8

Создание содержания книги.

Урок повторения изученного. Работа в паре.

30,04

63-9

Создание содержания книги.

Урок повторения изученного. Работа в паре.

6,05

64-10

Создание содержания книги. НРК «Деревянное зодчество»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

7,05

65-11

Переплетные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника»»

Применять в практической работе один из способов сшивания книжного блока – втачку. Знать правила работы с шилом, иглой, ножницами, клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Уметь работать с бумагой, определять размеры деталей, выполнять разметку деталей на бумаге.

Р. Определять этапы технологического процесса переплёта книги. Работать над проектом: ставить цель, составлять план, определять задачи и т. д. П. Использовать свои знания для создания итогового проекта. Объяснять значение различных элементов. Находить информацию. К. Строить высказывания. Учитывать разные мнения.

Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников.

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

Урок повторения изученного. Работа в паре.

13,05

66-12

Переплетные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника»»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

14,05

67-13

Переплетные работы. Изделие- проект «Книга «Дневник путешественника»»

Урок повторения изученного. Работа в паре.

20,05

68-14

Итоговой урок.

Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.

Урок обобщения. Подведение итогов, выставка работ.

21,05


Учебно-методическое обеспечение программы

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

Учебное оборудование

1. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В. Учебник «Технология» 4 класс, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год.

3. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В. « Рабочая тетрадь»  по технологии, 4 класс  М., «Просвещение», 2013 год.

Информационные материалы 

(программно-методическое обеспечение)

1. Н.И. Роговцева, Н.В. Шпикалова. Методическое пособие с поурочными разработками к учебнику «Технология». М., «Просвещение», 2012 год.

2. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009.

3. Сборник рабочих программ «Перспектива» - М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
  • Экспозиционный экран;
  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по технологии.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

-Технологии развивающего обучения.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа
  • Работа в паре, в группе
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (проекты)

Критерии оценивания по предмету «Технология»

                                                                                        

Примерные нормы оценок  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...