"Мир загадок" программа кружка по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) по теме

Савченкова Татьяна Павловна

В помощь учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  Васильевская МООШ

Утверждаю                                                                            Согласовано                                                                                                

«____» ___________2013г.                                                    «____»____________2013г.

Директор школы                                                        Зам. дир. по УВР

___________________                                                              _____________________

«МИР ЗАГАДОК»

Программа кружка

для учащихся 1 классов

(по методическим рекомендациям С.И.Гин)

 32 часа

Разработала

 Савченкова Татьяна ПАвловна

учитель начальных классов

 первой категории

                                                                             

        2013 год

Пояснительная записка

Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни – Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»

Процесс  взросления можно представить как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний. Вспомним слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг». Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.

Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно я сегодня не пойду?» и т.д.

Нельзя все уроки сделать творческими. Но работать в первом классе так же, как в четвёртом или десятом – тоже неправильно. Выход есть: его предложила преподаватель из г.Петрозаводска Алла Александровна Нестеренко. Ещё в 1991 год она придумала и описала страну загадок, путешествие по которой позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). 

Цель курса: знакомство с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок.

Задачи:

  1.  Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.
  2.  Знакомить с  понятиями теории решения изобретательских задач.
  3.  Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.
  4.  Развивать коммуникативные способности.
  5.  Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.

Программа «Мир загадок» разработана по методическим рекомендациям Светланы Гин курса ТРИЗ (Москва, 2008).

Методологическую основу курса составляют приёмы нахождения новых идей, приёмы развития творческого мышления и воображения.

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале урока можно было «отправиться в дорогу».

Вместе с детьми на занятии  путешествует  Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и поможет вести урок, ведь она умеет спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки.

На каждом уроке необходимо иметь небольшой мячик, с помощью которого увлекательно и динамично проводятся упражнения, предполагающие множество ответов. Ребятам для занятий необходим альбом для рисования.

Несмотря на то, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться вместе с родителями.

Планирование составлено так, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих.

Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогут учащимся осваивать любые, в том числе и традиционные предметы. Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание занятий с уровнем подготовки детей. Они повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт.

Урок «Мир загадок» может факультативно проводится 1 раз в неделю в течение одного учебного года как занятие по интересам или интегрироваться в рамках образовательной области «Окружающий мир». Обучение строится с учётом возрастных особенностей младших школьников, что позволяет детям проявить свою активность. Занятия проводятся в деятельностном режиме.

 Предполагаемы результат: заметно развивается и делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.

В ходе реализации программы  происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные действия:

- целеполагание;

- планирование;

-прогнозирование;

- контроль;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема для учителя

Первая четверть

1.

Знакомство со Страной загадок.

2.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет».

3.

Изменение цвета в природе.

4.

Цвет в рукотворном мире.

5.

Улица «Форма».

6.

Изменение формы.

7.

Замок похожестей-непохожестей.

8.

Геометрические головоломки.

Вторая четверть

9.

Улица «Размер».

10.

Относительность размера.

11.

Противоречия в размере.

12.

Улица «Вещество».

13.

Агрегатное состояние вещества.

14.

 Моделирование «маленькими человечками».

15.

Составление загадок.

Третья четверть

16.

Город пяти чувств. Улица «Зрение».

17.

Улица «Слух».

18.

Улица «Осязание».

19.

Улица «Обоняние». Улица «Вкус».

20.

Решение задач.

21.

Город загадочных частей.

22.

Сочинение загадок про подсистемы.

23.

Игры и упражнения со словами.

Четвёртая четверть

24.

Морфологический анализ.

25.

Город загадочных мест.

26.

Сочинение загадок про надсистемы.

27.

Путешествуя на «машине времени» (прошлое).

28.

Путешествуя на «машине времени» (будущее).

29.

Город загадочных дел.

30.-32.

Подведение итогов обучения.

Литература:

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: прелюдия к теории развития творческого воображения. Петрозаводск, 1991.

Гафитулин М.С.Курс РТВ. Изучение темы «Фантазия как творчество»: из опыта работы со школьниками начальных классов. Жуовский.1983.

Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду. М., 2004.

Гин С. И. Мир загадок. М.,2008.

Нестеренко А.А. Страна загадок.  Ростов н/Д, 1995. 24с.

Нестеренко А.А. Страна загадок: Методика использования загадок/Журн. ТРИЗ. Педагогика.1992. №3. С. 36-48

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ Составитель Савинов Е.С.-2изд, переработанное –М. :Просвещение, 2010

Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Рига, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....