История ислама в России.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Дульнева Ольга Николаевна

конспект урока по ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istoriya_islama_v_rossii.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Основы исламской культуры

Тульская область

Воловский район

МКОУ «Краснохолмская ООШ»

Дульнева О.Н.

Урок 18: История ислама в России.

Цели:

  • Рассказать детям о зарождении ислама в России.
  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.

Материалы:

Фотографии и иллюстрации по теме, презентация, электронное приложение к учебному пособию.

Ход урока:

  1.  Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема урока «История ислама в России». Сегодня на уроке вы узнаете:

-как распространялся ислам на территории нашей страны.

-какие народы России исповедуют ислам.

-что менялось в жизни людей с принятием ислама.

Учитель: Вы – мои со ведущие. Мне важно ваше отношение к уроку. В конце урока опустите в ящик один из шаблонов с надписью:

  • Было интересно.
  • Было обычно.
  • Было непонятно.

  1. Формирование новых знаний.

  1. Рассказ учителя (Слайд 2)

Истоки ислама в России.

 Как вы знаете, ислам возник на северо-западе Аравийского полуострова в первой четверти VII веке

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина "Ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси - на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII в. была построена мечеть".

Более того, язычество здесь заняло крайне устойчивые и долговременные позиции, до сих пор отчетливо проявляющиеся в бытовых народных верованиях и представлениях, существующих поныне наряду с монотеизмом, а зачастую и в виде него .

В данной ситуации культ народных родоначальников, национальных святых, культ предков достигал максимально возможных стадийных форм. Кроме того, этническая этика практически всех народов региона издревле включала в себя неписанные традиции почитания старших, их личного примера, слова и совета. Отсюда недоверие к новому, и медлительность любых социально-культурных модификаций, в том числе, и в первую очередь, в сфере религиозной.

В итоге начавшаяся 1400 лет назад исламизация Северного Кавказа полностью не завершена и поныне

Волжская Булгария

(Слайд: 3) Затем, в 10 веке, ислам проник к волжским булгарам.

Был город в древности седой

Булгар, ислама дом святой

На дивном месте возведен.

Он виден был со всех сторон.

Мечетями гордился он,

От них остались лишь руины

Гали Чокрый

Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

         (Слайд:4.) С X до второй половины XII века город Булгар был столицей государства. Его руины находятся в Спасском районе Татарстана, на окраине современного города Булгара. Сейчас здесь располагается Булгарский государственный историко-археологический заповедник. В настоящее время мы наблюдаем масштабную реставрацию древнего города Булгар.

(Слайд 5.) На высоком берегу Волги, сверкая под лучами солнца, возвышались купола дворцов пирамидные шатры башен. Словно иглы втыкались в голубизну неба минареты мечетей

В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. Город Булгар был разрушен монгольской армией. Однако наличие высокоразвитой экономики и культуры в до монгольский период, привели к тому, что город восстановил свои силы и зажил полнокровной жизнью в составе Золотой Орды.

 Исламский период Золотой Орды

 В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) - одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь).

(Слайд 6.) Приблизившись к городу можно было увидеть громадную Соборную мечеть построенную в XIV веке. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.

Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была не исламским, а веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды (монголо-татарское иго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение.

Ислам в Поволжье и Сибири

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI вв) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Начало распространения ислама на территории Восточной Европы относится к VIII-Х вв. Оно связано с формированием двух новых тюркских государств Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. Для утверждения новой религии из Халифата были присланы два факиха-законоучителя. ( (Слайд 7) К этому времени ислам, распространяемый бухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги, уже широко бытовал в Хазарии. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии г. Итиле действовали Большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей.

После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХУ в. стала территория Волжско-Камского междуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии). Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства.

Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильно (Вильнюсу).

(Слайды 8, 9, 10, 11) В ХУI в. только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.

(Слайд 12). Площадь перед соборной мечетью была вымещена каменными плитами, улицы имели тротуары. В мечетях и медресе выступали известные богословы и мыслители Востока из них Хаджа Хасан ибн-Омар аль-Булгари, Бурхан ад-Дин Ибрагим ибн-Юсуф.

 (Слайд 13, 14, 15) С приходом ислама население освобождалось от языческих обычаев, получало образование, появились школы и ученые,  развивалось искусство.Таким образом, строительное искусство в Булгарии находилось на высоком уровне. Зодчие обладали развитым эстетическим вкусом, высоким мастерством и грамотностью. Прошли века, забыты имена зодчих, но их творения напоминают о былом величии и могуществе этого государства и вызывают чувство гордости у потомков.

 (Слайд16). В золотоордынский период высокого уровня  достигло гончарное производство. Изготовленная в нашем крае посуда становилась более тонкостенной, прочной. Изделия подвергались обжигу при высокой температуре 23, 24, 25

(Слайд 17, 18) В ювелирном искусстве Булгара в Золотоордынский период техника и гравировка достигает высокого уровня развития. Ассортимент продукции булгарских ювелиров весьма обширен. Излюбленными украшениями женщин были плетеные и пластинчатые браслеты, серьги-лунницы с ложнозерненным оформлением лицевой стороны, перстни и височные подвески, изготовленные из серебра, меди, реже из золота.

Искусство и культура Булгара золотоордынского периода достигает высокого уровня. Художественная обработка глины, драгоценных камней, метала, камня, стекла, кожи, кости были подняты на качественно новый уровень. Тем самым была создана основа для последующего этапа развития культуры в татарских государствах, возникших после распада Золотой Орды

(Слайд 19, 20, 21) Ислам религия мира, и мусульмане терпимо относились к другим вероучениям.

На протяжении распространения ислама в России ислам исповедуют многие народы: татары, башкиры, чечены, ингуши, казахи, киргизы, таджики, узбеки, туркмены…. В настоящее время более 30 народов исповедуют ислам.

  1. Работа по учебнику.

- Словарная работа (монотеизм

-Чтение текста из учебника.

-Вопросы и задания по учебнику.

  1. Работа по электронному приложению к учебному пособию.

-Просмотр иллюстраций

-Контроль.

  1. Домашнее задание.

-52-53 страницы учебника (читать).

  1. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Опустите свои шаблоны с надписью в ящик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - путешествие "История пожарной охраны России"

Сценарий, комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися  по теме: «Пожарная безопасность»                           ...

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...

История религий в России: методическое сопровождение.

Что такое религия? Буддизм. Возникновение христианства.Католизм, иудаизм, ислам....

Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....

История возникновения Ислама в России

Особенности ислама и его появление в России...