рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
рабочая программа (4 класс) по теме

Касимова Наталья Александровна

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» , разработанной А.Н.Сахаровым, К.А. Кочегаровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МАОУ «Новотаповская СОШ»

_____________ Т.И.Савельева

Приказ от    09.09.2013   №  23   -од

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОТАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ул. Лермонтова, 17 с. Новый Тап Юргинского района Тюменской области

Тел/факс 8(34543) 47-2-53

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2013-2014  учебный год

по предмету  ОРКСЭ

(Основы мировых религиозных культур и светской этики)

модуль  «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

учитель: Касимова Наталья Александровна

с.Новый Тап, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» , разработанной А.Н.Сахаровым, К.А. Кочегаровым.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной про граммы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был ... представлен для право славных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по

отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную про грамму начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно- исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий - представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часов.  

Используемый УМК

«Основы религиозных культур народов России» , А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Москва «Русское слово», 2012

Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Педагогическое обеспечение учебного процесса

к необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая про грамма, пособие для учителя, а также дополнительная литературы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

урока

Количество часов

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

дата

Понятия

Предметные  УУД

Универсальные УУД

Личностные УУД

1

Введение в  предмет

1

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий - выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества

Душа,

религия,

язычество,

пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного

 развития

 Учебно-познавательный       интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Становление гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

2-3

Древние предания христиан

2

Ветхий Завет - часть

Библии. Сотворение

Богом мира и человека.

Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их

изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана).

Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня.

Пророк Моисей и

Десять  заповедей

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный

грех, грех,

свобода вы-

бора, ковчег,

Десять заповедей,

Мессия

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением

первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею

Десяти заповедей на

горе Синай.

Иметь представления

о христианских воз-

зрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл

грехопадения первых

людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Развитие этических

чувств -стыда, вины,

совести как регуляторов

морального поведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

4-5

Возникновение христиан

2

Новый Завет - часть

Библии. Евангелие -

благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему основа христианского учения. Апостолы - ученики Иисуса Христа.

Предательство Иисуса

Иудой. Тайная вечеря.

Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в

ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Новый завет, Евангелия, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

Знание основных моральных

норм и ориентация на них выполнение,

дифференциация

моральных

и конвенциональных  

норм, развитие

морального

сознания

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоцио-

нально-нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

6

Христианская церковь

1

Гонения на первых христиан в Римской  империи. Катакомбы -

место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в

Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Склады-

вание церковной организации

Мученик, священник, церковь, патриарх –патриархат, епископ- епархия, митрополит- митрополия, монах- монастырь, римский папа

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления

об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием

и католичеством

Смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации

из сообщений разных видов (в первую

 очередь текстов)

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

7-8

Христианство на Руси и в России

2

Русь и Византия. Владимир - креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви.

Появление иконописи.

Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества

при Петре Великом.

Гонения на Церковь

при советской власти.

Церковь в современной

России

Крещение Руси, иконопись

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни

наших предков на протяжении многих

веков

Основы гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности  в форме осознания «я»

как члена семьи, представителя народа, гражданина России,

чувства сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю, осознание ответственности        

человека за общее

благополучие

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

9-11

Христианские святые. Православный храм

3

Почитание святых в

христианстве.  Мощи - нетленные останки святых.

Первые русские святые

Борис и Глеб. Серафим

Саровский - один из самых почитаемых святых

Русской православной

церкви. Храм, его место

в жизни христианина.

Первые христианские

храмы на Руси. Фреска и

мозаика. Название храма. Праздник Покрова

Пресвятой Богородицы.

Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Святой, мощи

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба,

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах

и устройстве православного храма. Осознавать важную

роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме

Ориентация в

нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так  и поступков окружающих людей

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоционально-нрав

ственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей

12-13

Христианские праздники и таинства

2

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями  земной жизни Иисуса Христа. Церковные

праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение

Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха - главный

христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства

Храм, собор, фреска,  алтарь. Иконопись. царские врата, Пасха. Крестный ход, крещение, покояние, венчание, причастие.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и  

осознавать их важность в

жизни христианина

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов, вычленение

существенной

информации  из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, на

родов, культур и религий

14-15

Католики и протестанты

2

Католичество - самое

распространенное христианское учение на Земле. Рим - главный

город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа - глава Католической церкви.

Кардиналы. Понятие

чистилища. Франциск

Ассизекий. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма

и реформации. Мартин

Лютер. Основные положения протестантского

вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и

Америке, Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь. Протестанты, реформация. Пастор. Кальвинисты.

Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть

понятия «чистилище».

Понимать причины

начала Реформации и

осознавать суть недовольства протестантов Католической

церковью. Характеризовать

основные особенности протестантского вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров

Сравнение  и

классификация

по заданным

критериям

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

16

Создание творческих работ  по теме

1

Систематизация  знании   по теме «Христианство»

17-18

Пророк  Мухаммад и возникновение  ислама

2

Детство и юность

Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухамаду. Начало проповеди  ислама. Хиджра - уход Мухамада из Мекки в Медину.

Распространение ислама среди арабских племен.

Возникновение

мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть

Мухамада

Кааба, мусульмане, Коран. Хиджра.  шариат

Знать основные события жизнедеятельности пророка

Мухамада.

Осознавать значение

Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл

понятия «шариат

Ориентация в нравственном

содержании  и смысле как собственных

поступков, так  и поступков окружающих

людей

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину российский народ и историю России,

осознание своей этнической и

национальной

 принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального российского

общества

19

Во что верят мусульмане

1

Аллах - творец  и

повелитель мира. Ангелы и демоны.

Пророки - посланники

Аллаха. Коран - свяшенная   книга

мусульман. Сунна - книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж

Божественное откровение,  Сунна, намаз, закят, Рамадан

Знать содержание

основных норм  шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку Понимать значение

Корана и Сунны в жизни мусульман

Знание основных

моральных

норм и ориентация на их выполнение,

дифференциация

моральных и

конвенциональных норм, развитие мораль-

ного сознания

Развитие

этических чувств,

доброжелательности  и эмоционально- нравственной от-

зывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей

20-21

Мусульманские обряды и обычаи

2

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь проще-

ния, Ночь могущества.

Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Пятница - самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан- байрам, Мечеть, михраб, минарет

Характеризовать

основные особенности мусульманского

календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление

об устройстве мечети

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации из сообщений разных видов (в первую оче-

редь текстов)

Формирование

целостного,

социально ориенти-

рованного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий

22

Создание творческих работ

1

Систематизация  знании   по теме «Ислам»

23

Иудаизм – древняя  религия евреев

1

Иудаизм - вера одного

народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет,

заключенный Авраамом

с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.

Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев

египетскими фараонами.

Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилон-

ское пленение евреев.

Возвращение евреев в

Иерусалим и построение

второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение ев-

реев по разным странам

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение

дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в

истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы

иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире Знать основную при-

чину появления еврейского населения в России

Знание основных моральных норм и ори-

ентация на их выполнение,

дифференциация моральных и конвен-

циональных норм, развитие морального

сознания

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою

Родину, российский

народ и историю

России, осознание

своей этнической и на-

ционалъной

принадлежности; фор-

мирование ценностей

многонационального

российского общества

24

Во что верят иудеи

1

Иегова (Яхве) - единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя.

Галаха - свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев

в избранничество

еврейского народа. Вера

в мессию. Священные

книги иудеев: Танах и

Талмуд

Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд

Иметь представление

об основных взглядах

иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм

иудейского вероучения.

Объяснять смысл

представлений о богоизбранности  еврей-

ского народа

Ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так

и поступков окружающих

людей

Развитие этических чувств, доброжела-

тельности и эмоциональ-

но-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

25-26

Обычаи и обряды иудеев

2

Иудейский календарь,

Почитание субботы

иудеями. Иудейские

праздники: Рош-ашана,

Песах, Шавуот. Иудей-

ская община. Раввин -

наиболее авторитетный

иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога - место собрания членов иудейской общины

Шабат, Рош-ашана, шофар. Йом-Кипур, Шавуот, Раввин, синагога

Знать основные

иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского

календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной

информации из сообщений разных видов (в первую оче-

редь текстов)

Формирование

целостного, социально ориенти-

рованного взгляда на

мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

27

Создание творческих работ

1

Систематизация   знаний  по  теме «Иудаизм»

28

Кто такой Будда

1

Древня Индия - родина

буддизма. Сиддхартха

Гаутама - основатель

буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.

Странствия Сиддхартхи.

Понятие медитации.

Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма

Нирвана

Знать основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление

о медитации.

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский народ и историю России,

осознание  

своей этнической и национальной при-

надлежности; формирование ценно-

стей многонационального

российского обшества

29

Во что верят буддисты

1

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правиль-

ное поведение и правильное сосредоточение

в буддизме. Йога. Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сан г-

ха. Сутры - записи бесед

и проповедей Будды

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения. Три драгоценности буддизма

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

Знание основных моральных норм и ориентация на ах вы-

полнение, дифференциация

моральных и конвенциональных норм, развитие мораль-

ного сознания

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности  и эмоцио-

нально- нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

30-31

Направления и обряды  буддизма

2

Основные направления

буддизма - маханна,

хинаяна и ваджраяна,

Бодхисатва и шесть

качеств в махаяне. Тантры - священные тексты ваджраяны. Мантры-

магические заклинания

ваджраяны. Монастыри

и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Махаяна, бодхисавта, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их

особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание

буддистами шестью

качествами в махаяне.

Иметь представление

о роли монашества и монастырей в буддизме

Смысловое восприятие

художественных

и познавательных

текстов, выделение

существенной

информации из

сообщений разных

видов (в первую оче-

редь текстов)

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

32

Создание творческих работ

1

Систематизация  знаний  по теме «Буддизм»

33

Создание творческих работ

1

Систематизация  знаний по курсу  ОРКСЭ.   Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущее  творческой работы.  Подготовка творческих работ.

34

Презентация творческих работ

1

Защита творческих работ. Презентация  творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"  4-5 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....