«Когда и как учить читать детей с нарушениями речи»
статья по теме

Выступление на тему:

«Когда и как учить читать детей с нарушениями речи»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_nea_spets_seminare.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования Республики Башкортостан государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII  вида

Выступление на тему:

«Когда и как учить читать детей с нарушениями речи»

 

                                                                          Выступила: Садыкова Л.М.

                                                   

2012год

Умение читать совершенно необходимо человеку – чтение обеспечивает процесс образования, совершенствует личность.

 Тенденция к вербализации образования, все возрастающие, часто завышенные требования педагогов к детям, поступающим в школу, приводят к тому, что начало обучения чтению постепенно сдвигается на более ранний возраст.

 Раннее обучение детей чтению является одним из дискуссионных вопросов психолого – педагогических исследований. Единство взглядов по данной проблеме отсутствует. Существует как положительное отношение к раннему обучению чтению, так и отрицательное.

 Проблема обучения грамоте старших дошкольников с нарушениями речи была тщательно изучена Р.Е.Левиной и ее последователями: Г.А. Каше, Н.А. Никашиной. В нашей стране создана и успешно функционирует сеть логопедической помощи дошкольникам с нарушениями речи, способствующая значительному снижению численности детей с трудностями в обучении чтению и письму в школе.

 Однако популяризация раннего чтения привела к появлению множества разнообразных книг и пособий, претендующих на новизну, многочисленных разработок для младших дошкольников, пропагандирующих раннее обучение чтению складовым, глобальным или полуглобальным методами. Появились работы, в которых предлагалось использовать глобальное чтение и для обучения чтению детей с нарушениями речи.

 В институте коррекционной педагогики РАО под руководством д. п. н.  Г.В. Чиркиной было проведено исследование особенностей речевого развития дошкольников пятого года жизни. В процессе исследования проводилась беседа с родителями детей, в ходе которой выяснялось, предпринимались ли родителями попытки обучения детей чтению, в каком возрасте и как родители пытались обучить ребенка читать.

 В рамках проведенного исследования выяснилось, что среди дошкольников данного возраста были дети, которых родители в домашних условиях обучали чтению, используя для этого различные методы.

 Опрос родителей дошкольников 4-5 лет показал, что большая их часть пробовала научить детей читать вне зависимости от особенностей их речевого развития. Другие родители, не предпринимавшие попыток к обучению детей чтению, объяснили это тем, что процесс обучения должен проходить в школе и осуществляться учителем, а они сами не смогут правильно научить детей читать.

 Для обучения родители чаще всего использовали азбуки и буквари; следующими по популярности оказались «кубики Н.А. Зайцева»; и совсем небольшая часть родителей предпочитала метод глобального чтения, а также складывание слогов и слов из разрезной азбуки, кубиков или детские обучающие компьютерные программы.

 Выяснили мотивы, которые побуждают родителей учить детей читать. В большинстве случаев навыки чтения, приобретенные ребенком в раннем возрасте, становятся для родителей объектом гордости, престижа и показателем его интеллектуальных способностей, что и являлось основным мотивом к началу обучения чтению. Только немногие из родителей детей с ОНР пытались с помощью чтения стимулировать речевое развитие ребенка.

 Практически все родители, которые обучали чтению детей без нарушения речи, достигли положительного эффекта. Для таких детей было характерно проявление интереса к обучению чтению – дошкольники просили показать им буквы; с удовольствием обводили, копировали их; составляли из букв слоги, слова, свое имя и имена членов семьи. Достижения в овладении навыками чтения у детей с нормальным речевым развитием были значительно выше, чем у детей с ОНР – многие дошкольники читали слоги, а некоторые прочитывали короткие слова и соотносили их с предметными картинками.

 Значительно худших результатов добились родители детей с речевой патологией – только половина из них смогла научиться некоторым навыкам узнавания букв и слияния букв в слог. При обследовании состояния навыка чтения у детей  среднего дошкольного возраста было выявлено, что среди дошкольников с речевой патологией не было детей, овладевших чтением слов. Всего несколько дошкольников с речевой патологией твердо знали от 8 до 13 букв, овладели плавным способом соединения двух букв в слог.

 По нашим наблюдениям использование глобального или складового метода обучения чтению не давало преимущества детям, обучающимся чтению. Успех в обучении чтению зависел не от выбора конкретного метода обучения, а от уровня готовности к началу обучения чтению, т.е. от состояния функционального базиса чтения.

 В отличие от нормально развивающихся дошкольников, дети с общим недоразвитием речи не в состоянии овладеть навыком чтения без специально организованного коррекционного обучения. Основным препятствием для усвоения навыков чтения в домашних условиях является своеобразие развития функционального базиса чтения, при котором отсутствует готовность к овладению начальными навыками чтения.

 Было проведено экспериментальное обучение чтению дошкольников  пятого года жизни с ОНР с целью выявления влияния раннего чтения на развитие фонематического восприятия, формирование фонематического анализа и синтеза и состояние всего функционального базиса чтения.

 Все дети, участвовавшие в обучении, имели, согласно медицинской документации, нормальный физический слух, зрение и сохранный интеллект и были зачислены в среднюю группу для детей с общим недоразвитием речи по решению ПМПК. Дошкольники контрольной группы посещали аналогичную группу, но не обучались чтению.

 Результаты итогового обследования функционального базиса чтения у детей с достаточной готовностью к обучению чтению показали тенденцию к выравниванию дисгармоничного функционального базиса чтения. После обучения дети продемонстрировали улучшение в развитии всех речевых процессов, составляющих функциональный базис чтения.

Положительный эффект в сформированности функционального базиса чтения был отмечен и у детей с потенциальной готовностью к обучению чтению. Дети демонстрировали значительную динамику по всем параметрам обследования. Дошкольники показали значительное продвижение не только в речевом развитии, но и по всем параметрам психического развития.

 Сравнивая результаты проведенных коррекционных мероприятий у дошкольников с достаточной и потенциальной готовностью к обучению чтению, можно утверждать, что функциональный базис чтения почти идентичен в первом и во втором случаях, что уровняло стартовые возможности детей при дальнейшем обучении.

 Обучение начальным навыкам чтения способствовало гармонизации функционального базиса чтения, сбалансированности в развитии речевых и неречевых психических процессов.

 Результаты обучения дошкольников пятого года жизни с ОНР раннему чтению оказались следующими:

Высокий уровень. Дошкольники, результаты, обучения которых достигали высокого уровня, твердо знали все изученные буквы; читали слоги различных типов слитно; овладели навыком плавного послогового чтения слов из двух, трех слогов; понимали значение прочитанного слова. Задания по чтению они выполняли охотно; педагоги и родители указывали, что эти дети с удовольствием демонстрировали приобретенные навыки чтения окружающим. Дети проявляли стойкий интерес к каждой новой игре, содержащей элементы чтения, предпочитали азбуки- раскраски.

Средний уровень характерен для детей, у которых отмечалось длительное узнавание букв. Дошкольники самостоятельно прочитывали слоги, однако синтезирование слова из 2-3 слогов вызывало трудности и требовало нескольких попыток. Понимание прочитанного слова возникало после 2-3 кратного повторения или сопряженного прочтения. В группе такие дети проявляли нестойкий, периодический интерес к играм в уголке чтения, в домашних условиях читали неохотно, обычно после дополнительной стимуляции со стороны родителей.

Низкий уровень. Дошкольники с низким уровнем чтения демонстрировали незнание букв, постоянные, стойкие замены. Такие дети самостоятельно прочитывают прямые и открытые слоги, но испытывают трудности при прочтении слогов со стечением согласных. Они не понимают смысла прочитанного слова. Интереса к чтению не испытывают, от предложенных игр с использованием чтения отказываются.

 Таким образом, было доказано, что уровень достаточной готовности позволяет обучать детей пятого года жизни с ОНР начальным навыкам чтения.

 Результатом обучения раннему чтению аналитико- синтетическим методом являются не только полученные детьми технические навыки чтения, но и овладение осознанными навыками фонематического анализа. Включение элементов обучения начальным навыкам чтения в коррекционный процесс позитивно воздействует на формирование функционального базиса дошкольников с ОНР.

 На основании нашего опыта обучения детей с ОНР чтению мы полагаем, что обсуждаемая проблема состоит не только в принципиальной возможности раннего обучения чтению, сколько в выделении категории детей, для которых оно может оказать стимулирующее воздействие на процесс развития речи. С этой целью может быть продуктивно использован аналитико- синтетический метод обучения чтению. Базируясь на наиболее сохранных неречевых психических функциях, процесс обучения чтению при помощи аналитико- синтетического метода совершенствует слухоречевую память, слуховое восприятие и внимание. В то же время возможности использования глобального или складового чтения для развития фонематических процессов крайне ограничены, так как в данном случае упор делается на использование и развитие зрительных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе....

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Организация логопедических занятий с неуспевающими учащимися в начальных классах. (дети с нарушением речи )

Организация  логопедических  занятийс  неуспевающими  учащимися в  начальных классах....

Учителю о детях с нарушениями речи

Данная презентация поможет учителю-логопеду познакомить учителей начальных классов  с часто встречающимися нарушениями речи у учеников. Представлена терминология и виды  речевых ошибок , по ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...