САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ : КАК РАЗГЛЯДЕТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ ДЕТСКИЕ ТАЛАНТЫ
материал по теме

Алексеева Наталья Викторовна

Самореализация в школе : как разглядеть и поддержать детские таланты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu_samorealizatsiya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: « Самореализация в школе : как разглядеть и поддержать детские таланты».

Таланты трудно распознать,

                                   Не всякий может в них поверить.

                                                                                      Таланты надо воспитать,

                                   Их надо развивать, в них верить!

           Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

 Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики.

          Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей

  По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.

     Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя – помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового, т.е. творчества. И только в творчестве возможно развитие личности. И нам, учителям, стоит всегда это помнить.

     Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

        Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Творческие работы я провожу во всех классах, начиная с 1 по 4 , практически по всем учебным темам  и во внеурочной деятельности. Мое педагогическое кредо: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться». Стараюсь, чтобы это стало девизом и для моих учеников.

         Для самореализации учащихся использую  нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.

      Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «Ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности»

     Для работы с проектным методом подходят практически все программные продукты, изучаемые  на уроках и на дополнительных занятиях.

      Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

      Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося.

        На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию.

       Часто вместо стандартных домашних заданий дети получают на дом творческие задания, которые  предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.

        В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подготовить доклад на тему: используя дополнительную литературу, электронные энциклопедии, материалы Интернета;

         Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

        Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности.

          На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличное воплощение требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним.

        Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в себя и свои силы.

       Хочу обратить ваше внимание на три « всегда» и три  « никогда».

         Всегда воспринимать психологическое состояние ученика и вовремя  прийти ему на помощь;

        Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;

        Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;

Никогда не быть равнодушными к состоянию, поступкам и высказываниям детей;

Никогда не допускать ощущения превосходства  учителя над школьником, одного ученика над другим;

Никогда  не оставлять ученика в состоянии  безысходности и беспомощности.

У каждого из нас есть  свои правила жизненные и творческие. Хочу поделиться своими,вот  некоторые из них:

- Если мне на уроке скучно, каково же детям?

- Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.

- Трачу время на то, что достойно траты.

- Все дети талантливы.

- Плох не ребенок, плох его поступок.

- В каждом ребенке чудо, ожидай его.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

Эссе на тему: « Самореализация в школе : как разглядеть и поддержать детские таланты».

                             

         

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов

Столбовской средней образовательной школы

г. Чехов, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проводы русской зимы. Сценарий праздника для учащихся малокомплектной школы и детей подготовительной группы детского сада

Праздник проходит на улице. Детей ждут весёлые игры , конкурсы, эстафеты с Дедом Морозом, Весной, Бабой Ягой. В ходе праздника дети читают стихи о масленичной недели, поют песни, заклички, водят хоров...

Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38 и детского сада «Ветерок» №11.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают,...

Роль фольклора в раскрытии потенциала детского таланта

Роль русского фольклора в воспитании личности. в раскрытии потенциала детского таланта....