Роль фольклора в раскрытии потенциала детского таланта
статья по музыке (2 класс)

Соломенцева Лариса Алексеевна

Роль русского фольклора в воспитании личности. в раскрытии потенциала детского таланта. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Соломенцева Л. А.

учитель музыки

   ОАНО Школа «Лидеры»

Игровой фольклор на уроках музыки.

  На уроках музыки главной задачей выдвигается идея гармонично развитой личности и формирования хорошего музыкального вкуса, музыкальной культуры как части духовной культуры человека. Школьники имеют возможность познакомиться с шедеврами классической музыки, литературных источников, живописных полотен.

   Наряду с подобным материалом в программу включены темы, раскрывающие самобытность русского народного творчества: русские народные песни в обработках разных композиторов. Учитывая огромный временной фактор, разделяющий современных школьников от времен еще царской России (когда народное творчество было вовсе не творчеством, а жизнью), настоящая русская песня является слишком недоступным и малопонятным «объектом» для изучения в современной школе. Отсюда и непонимание, и неприятие, и отторжение своей же культуры.

   Сложно полюбить непонятное и чужое. Сложно противостоять современным компьютерным играм и развлечениям, когда, не прикладывая никаких усилий, человек от состояния грусти, скуки и печали переходит в состояние азартного игрока. (Не любой взрослый сможет устоять от соблазна.)

   Еще в 80- годы прошлого столетия в Москве, а затем и в других крупных городах стало набирать силу фольклорное движение, основной целью которого стало сохранение традиционной культуры в условиях современного города и последующему возвращению ее в места исконного бытования. Движение это возглавил Андрей Сергеевич Кабанов – выпускник Московской консерватории, фольклорист, исследователь, собиратель и исполнитель народных песен, мой учитель и коллега.

Была сформирована идея бытования русской традиционной песни как формы городского досуга, разработана система признаков аутентичности исполнения фольклора. Интерпретируя народную песню как особый музыкальный мир, понимая, что «эта культура находится «на излете», А. Кабанов сформулировал стратегию сохранения народной музыкальной традиции.  Перенести «живое» звучание песни в городскую среду с помощью тех, кто заинтересован в ее исполнении (студентов, преподавателей народной музыки, одаренных любителей) с тем, чтобы в будущем, когда локальная песня окажется неизбежно забытой, иметь возможность вернуть образцы народной музыкальной культуры в исконное место ее бытования. Отныне первостепенное значение он придает не публикациям произведений музыкального фольклора, не магнитофонным полевым записям, а именно «живому звучанию песни». Практика собственного исполнительства и глубокое познание народной музыки (вплоть до философии ее звучания) дают удивительные научно-практические результаты. Так, Андрей Сергеевич стоял у истоков создания знаменитого Ансамбля Дмитрия Покровского, который первоначально назывался «Экспериментальный ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского», — явления, открывшего городской интеллигенции феномен народной песни. Основная часть репертуара, исполняемая ансамблем, состояла из ярких образцов, записанных, расшифрованных и проанализированных Андреем Сергеевичем Кабановым. Во время работы научным консультантом в ансамбле он разработал авторскую методику овладения традицией (с сохранением ее стилевых черт) в условиях города.

   В своей педагогической практике я всегда применяю этот бесценный опыт и наработки А. Кабанова, используя материал, собранный в своей экспедиционной работе по поиску и сохранению песенного фольклора в разных областях России. На протяжении многих лет практика показала, что использование традиционных (аутентичных) русских песен помогает быстрее и ярче раскрыть весь потенциал детского таланта. Дети очень быстро подхватывают и поют «за следом» все игровые песни: «Летал воробей», «Золотые ворота», «Яша», «Трифон», «Селезень и утица», «Горелки», «Заинька», «Коза» и т.д. Когда этот пласт прочно «оседает» в качестве усвоенного репертуара, можно включать и использовать календарные (приуроченные к праздникам древнего календаря) песни: колядки, масленичные песни, весенние заклички и т.д.

   Китайская мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму". Когда дети становятся соучастниками игры, песня уходит на второй план, и уже никто не боится петь, снимается «зажатость» и никому не приходит в голову, что он никогда в жизни не занимался вокалом и т.д. Попросту говоря, дети находятся в зоне комфорта, когда поют «открытым» звуком.

   Русская песня, именно настоящая русская песня, так мудро сложена, что в ней нет места фальши. «Открытый» звук, которым исполняют русские народные песни, близок по характеру и качеству «крику» младенца, а диапазон (охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека. - определение ВИКИП.) и тесситура (преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса. - определение ВИКИП.) настолько удобны для любого голоса, что для фальши просто не остается шансов. Если для взрослых принято использовать технику «вынимания» звука, то у детей – это природное состояние. Не бояться силы своего звука как второго «Я» - вот главная задача, которая помогает реализовать и пройти успешно все остальные этапы в пении.

   Как правило, для выявления музыкальных данных у детей, требуется спеть какой-либо отрывок песни. Чаще всего мало кто проходит данное испытание успешно.  Когда же дети исполняют легкие игровые народные песенки, проблема исчезает. Причин тому несколько: удобная тесситура (открытый звук имеет свои четкие удобные границы) и естественный для детей тембр. Кроме того, ребенок погружается в привычную атмосферу игровой деятельности, где нет места стеснению, скованности, а, следовательно, состоянию «неумехи». Снимаются какие-либо, существовавшие ранее, проблемы общения, адаптации, пения. Русские народные игры построены таким образом, что участвовать в них могут взрослые и дети,  мальчики и девочки, мамы и папы. Таким образом и общение через игру, хоровод между мальчиками и девочками не находит никаких препятствий (хотя в обычной жизни взять друг друга, из-за стеснения, за руку, не представляется для них возможным).

   Не могу не упомянуть еще один, на мой взгляд, такой важный фактор как дисциплина и самодисциплина. Обычно детей, которых переполняют эмоции от игры, трудно организовать. Тогда я прибегаю к сравнению игровых правил с самым настоящим законом. (Так, например, в игре «Яша» правила требуют после песни соблюдать полную тишину и неподвижность. В противном случае, игра не имеет смысла.) Таким образом, каждый ученик несет ответственность за соблюдение определенных правил перед своими одноклассниками, и, в случае нарушения этих правил, рискует получить замечания уже не со стороны учителя, а со стороны сверстников.

   Всем известна такая важная составляющая вокального искусства как здоровье. Во время пения «открытым» звуком, напрягается сильнее обычного мышца пресса, задерживается дыхание, активизируется работа мозга и легких, идет профилактика респираторных заболеваний. Известна польза пения при несильной боли в горле (активизируется кровообращение).

   Не могу обойти еще один важный аспект. Участвуя в игре, исполняя эти песни, дети, сами того не замечая, участвуют в восстановлении, реставрации памятников устного народного творчества. Когда-нибудь, уже во взрослой жизни, они поймут, что песня сохранилась благодаря и их стараниям.

   Аккумулируя все выше сказанное, могу сказать, что и все темы уроков музыки в общеобразовательной школе, посвященные использованию русского народного творчества в наследии многих композиторов уже не будут вызывать непонимание или скуку, потому что дети напрямую имеют возможность соприкоснуться с настоящим песенным творчеством родной земли.

*Что можно посмотреть и послушать:  

Фольклорное объединение «Измайловская слобода» - Осенины.

https://www.youtube.com/watch?v=OTZGhvMte68

Иван Кабанов, Алина Духно – Припевка «Летал воробей»

https://www.youtube.com/watch?v=IKhQtscalyY

А. Кабанов Сюжет телеканала ТНТ-ОКНО об участии "Камышинки" в фольклорном проекте в Серпухове

https://www.youtube.com/watch?v=Uj2Szt3X3Pk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...

Из опыта работы "Современные технологии раскрытия потенциала личности младшего школьника".

овременные технологии раскрытия потенциала личности младшего школьника...

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ : КАК РАЗГЛЯДЕТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ ДЕТСКИЕ ТАЛАНТЫ

Самореализация в школе : как разглядеть и поддержать детские таланты...

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.

В работе описываются методы, позволяющие раскрыть возможности талантливых детей в условиях школьного обучения....

Роль семьи в раскрытии детской одаренности

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.Необходимо понимать, что одаренные дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд....

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...