Олимпиадные задания для 4 класса ( из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)
олимпиадные задания (4 класс) по теме

Реймхе Мария Владимировна

Олимпиадные задания для 4 класса(программа Занкова) по математике,русскому языку,окружающему миру (из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_4_klass_zankov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1.   Используя в каждом выражении 5 раз цифру 5, знаки арифметических действий и при необходимости скобки, записать выражения, значения которых равны числам от 1 до 12 включительно.

2.  До начала 18 в. в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых из чисел: 532 -ФЛВ; 544 - ФМД; 122 - РКВ; 645 - ХМЕ; 335 - ТЛЕ. Определите,  каким  числам  соответствуют записи:   ХКД, СЛВ, ТЛГ.

3. Саша, Петя и Коля собираются сесть в трехместную байдарку и думают, кому из них сесть спереди, кому -посередине, а кому - на корме. Сколькими способами мальчики могут разместиться в байдарке?

4. В прямоугольнике ABCD сторона AD = 12 м, сторона CD на 3 м короче, а диагональ BD на столько же длиннее, чем AD. Найдите периметр и площадь прямоугольника ABCD и треугольника ABD.

5. Мышке до норки 20 шагов. Кошке до мышки 5 прыжков. За один прыжок кошки мышка делает 3 шага. Один прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку?

6. Возле почты растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

7. Догадайтесь, какая цифра заменена *:    .      9* : 1* = *.

8. На какое число надо разделить число 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?

9. Как-то в 1997 году у Маши спросили: «Когда ты родилась?». «Позавчера мне было еще только 9 лет, а в будущем году мне уже исполнится 12», - ответила Маша. Узнайте дату рождения Маши и дату, когда ей был задан вопрос.

10. Падая в Стране чудес по лестнице с пятого этажа, Алиса насчитала 100 ступенек. Сколько ступенек она насчитала бы, падая по этой же лестнице со второго этажа?

11.Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с несколькими великанами. Каждый великан получил по три удара богатырскими палицами, в результате чего все великаны обратились в бегство. Больше всего ударов нанес Илья Муромец - 7, меньше всего - Алеша Попович - 3. Сколько всего было великанов?

12. На игровом поле с тремя ячейками находятся черный и белый шарики.

                                              Ячейки

Шарики

                           Желобок

Игрок сделал три хода, и шарики поменялись местами. Какие были сделаны ходы?

13. Расшифруйте равенства (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, разные буквы - разные цифры):

а) ААААА + ББББВ = ЕБББББ;   б) КЗ  1М = М31.

14. Разрежьте каждую фигуру на 7 равных шестиугольников.

15. Во время математической викторины трем друзьям, Кате, Вите и Оле, вручили по записке с одним из трех чисел: шестизначным числом, с числом в 5 раз больше наименьшего шестизначного и с числом на 5 больше наименьшего шестизначного. Катя сказала: «У меня число в 5 раз больше наименьшего шестизначного». Витя сказал: «У меня наименьшее шестизначное число». Оля ответила: «Нет, у тебя число на 5 больше наименьшего шестизначного». У кого оказалась записка с наибольшим из этих чисел, если все трое сказали неправду?

16. Найдите два натуральных числа, значения разности и частного которых равны.

17. Как расставить 10 стульев вдоль стен прямоугольной комнаты так, чтобы у каждой стены было по 3 стула? (Сделайте чертеж).

18. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята?

19. Путешествуя в Изумрудный город по дороге, выложенной желтым кирпичом, друзья загадали по одному двузначному числу. Число Элли оказалось на 10 больше числа Страшилы, но на 6 меньше числа Железного Дровосека, число Тотошки в 2 раза меньше числа Страшилы и в 4 раза больше числа Трусливого Льва. Какое число задумал каждый?

Четвертый класс

  1. Расставьте ударения в словах: цемент, алфавит, газопровод, договор, дремота, свекла, квартал, ломота, партер, похороны, баловать, пломбировать, жалюзи, звонит, каталог, партер, балуется.

  1. Определите род существительных: картофель, мозоль, шампунь, рельс, туфля, фамилия, повидло, плацкарта, заусеница, помидор, ботинок, мочало, кофе, манжета.

  1. Образуйте от данных существительных множественное число: директор, доктор, отпуск, якорь, трактор, лектор, торт, слесарь.

  1. Какими частями речи могут быть слова: дали, пила, простой, печь. Запишите предложения с ними.

  1. Как вы понимаете такие выражения (объясните):

Ушки на макушке, спустя рукава, чужими руками жар загребать, сваливать с        больной головы на здоровую, тьма кромешная.

      6.   Выпишите только однокоренные слова:

горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горчица,  горемыка, пригореть, горбиться.

 7.   Произнесите в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах, и    запишите: лен, люк, яд, ешь, яр, лоб, шел.

 8.   Запишите следующие глаголы в 3 лице множественного числа: строить, бороться,  вытерпеть, сеять, гонять, таять, таить, хотеть, бегать.

        9.  В каком местоимении два звука, но одна буква?

      10.  Выпишите слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: жужжит, беленький, беленькая, электрик, воробьи, съехал, умывается.

      11.   Прочитайте.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Подчеркните словосочетание: сказуемое + дополнение.

  1. Чем отличается склонение словосочетаний: пять книг; стопка книг?

  1. Какой частью речи могут быть следующие слова: покрой, жгут, стих, пила? Составьте с каждым значением слова словосочетание.

  1. Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами второго спряжения? Напишите ответ.

  1. Следующие слова распределите в две группы. В первой группе укажите родственные слова, а во второй -формы слова лесник: лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.

  1. Найдите рифмующиеся слова и составьте загадку, пронумеруйте предложения.

На зеленой хрупкой ножке

Ветерочек прошуршал

Вырос шарик у дорожки

И развеял этот шар

  1. Поставьте ударения в словах: понял, алфавит, процент, случай, звонит, магазин,     ворота.

  1. Переставьте буквы так, чтобы получились другие слова: лоза, куст, парк, лето, маяк, весна, сосна, рост, сокол, льют.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: варежка, почувствовать, маленький, маленькая, объявил, электрик.

  1. Прочитайте и напишите отгадку.

             Есть один такой цветок,

             Не вплетешь его в венок,

             На него подуй слегка,

             Был цветок - и нет цветка!

                                                    Н. Найденов

              Произнесите загадку как обычно мы говорим. Подчеркните в загадке и отгадке  все случаи расхождения написания и произношения слов.

  1. Составьте предложения со следующими словами-синонимами так, чтобы стали понятными оттенки их значения: смешной, забавный, потешный, уморительный. Формы слов можно изменять.

  1. Подберите глаголы, характеризующие ветер в различные времена года. Образец: Весенний ветер играет, ласкает, оживляет, веет, целует, усыпляет, манит.

                        Осенний ветер ....

                         Зимний ветер ... .

                         Летний ветер ....

  1. Выпишите по группам синонимы: вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток.

  1. Подчеркните в загадке и отгадке все случаи расхождения написания и произношения.

                      Я маковой крупинкой

                       Упала на тропинку,

                      Оставила вас –

                       Закончила рассказ.

        25.   Подберите и запишите слова, имеющие такую структуру:

     существительные             глаголы                 прилагательные

  1.   Распределите слова на три группы и там, где нужно вставьте пропущенный Ь: стриж:..., врач..., нет груш..., мощ..., глуш..., малыш..., много тун..., с крыш..., ноч...

  1.  Распределите глаголы на две группы по спряжениям: петь, пить, говорить, смотреть, плясать, собирать, стоять, гореть, рисовать, говорить.

  1.  Составьте предложение со словами ели, пила, жгут, чтобы эти слова в разных предложениях были разными частями речи.

  1.  Найдите четвертое «лишнее» слово. Выпишите его и докажите, почему оно «лишнее»:

а)  подлежащее, глагол, дополнение, определение;

б)  существительное, наречие, сказуемое, предлог;

в)  обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

       30.   Замените выражения наречиями:

Без сучка и задоринки, капля в море, как зеницу ока, шаг за шагом, как снег на голову.

  1. Распределите слова в три столбика: в первый - ударение на первом слоге; в третий - с ударением на последнем слоге; во второй - все остальные.

            Свекла, танцовщица, статуя, сироты, договор, столяр, каталог, понял, завидно, поняла, красивее, изредка.

  1. Прочитайте. Напишите шараду и отгадку. Подчеркните в шараде и отгадке все случаи расхождения написания и произношения слов.

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь «И» - я поведу

Стальную птицу к небосводу.

  1. Выпишите слова с пропущенными буквами в две группы в зависимости от того, в какой части слова они пропущены. Вставьте буквы.

Чуть со...це пригрел... откосы

И стал... в л...су пот...плей,

Б...реза з...леные косы

Развесила с тонк... ветвей.

Вся в бел... платье одета,

В с.режках, в л...стве кружевной

Она на опушк... л..хной.

 

      34.  Прочитайте, подставляя окончания множественного числа 3 лица. Запишите глаголы по спряжениям.

Слуша... и слыш...; вдыха... и дыш...; не сп..., а дрем...; порт... и чин...; разруш... и стро...; посе... и выраст... .

      35.   Замените выражения, которые называются крылатыми, наречиями. Запишите полученные слова.

Рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух.

      36. Сравните пары слов. В какие две группы эти пары можно распределить?

ураган - буря                   труд - работа

радость - печаль             холод - жара

врач - доктор                  утро - вечер

конец - начало                 беда - горе

Четвертый класс

  1.  Прочитайте название растений:

липа, малина, вороний глаз, вех ядовитый, зверобой, шалфей, волчье лыко, ромашка, дуб, крапива, шиповник, мухомор, поганка, белена, дурман.

Распределите их на группы.

       2.   Распределите органы по группам:

 легкие, ребра, голень, трахея, бронхи, тазобедренный сустав, предплечье, нос, кисть.

  1. Перечислите, какие органы чувств помогают ориентироваться в окружающей    действительности. Как изменится жизнь человека, если будет нарушена работа органов чувств?

       4.   Соедините соответствующие строки в правом и левом

столбиках:

углеводы                                 осуществляют свертывание крови при порезах

белки                                       строительный материал для организма

кровяные пластинки              источник энергии для организма

5.   Кожа - надежная защита. Докажите это. Какие еще функции выполняет кожа?

      6.   Продолжите: сердце - ....

  1. Дайте советы, что полезно для здоровья человека

и что вредно.

Полезно:                   Вредно:

  1. Что труднее: стоять или идти? Объясните ответ.

  1. Какие подвижные игры полезны для здоровья?

  1. Кто ваш идеал физически развитого человека?

  1. Отгадайте загадку:

      Один говорит,

       Двое глядят,

       Двое слушают.

  1. Что воспринимает орган чувств - кожа?

  1. Назовите продукты, богатые витаминами.

  1.  Назовите известные лекарственные растения.

  1.  Назовите известные ядовитые растения.

  1. Какие блюда вы умеете готовить? Напишите свой рецепт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по русскому языку и математике за курс начальной школы. Автор: Ульянова Ольга Николаевна, учитель МБОУ БСОШ № 5

Проверка знаний учащихся за курс начальной школы проверяется путём тестирования....

Олимпиадные задания 2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе.

Олимпиадные задания  2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальных классах

Подборка олимпиадных  заданий по математике в 1-4 классах: задачи-шутки, логические задачи, математические  загадки, шарады. Подборка олимпиадных заданий по русскому языку в 1 классах: тесто...

Сценарий Открытого Профсоюзного урока 4 класс "Профсоюзы Англии и России" Авторы: учитель начальной школы Платунова М.А. и педагог организатор Хохлова Н.Ю. ГБОУ "Вешняковская школа" г. Москва

Сценарий конкурсного мероприятия представляет собой Открытый Профсоюзный урок, для учеников четвертых классов, с авторскими разработками стихотворений, играми, частушками, английским и русским текстом...