Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
статья по теме

СОЛОВЬЕВА  МАРИНА ПАВЛОВНА

        Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.   Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

Разминка

  • Что мудрее: планировать или действовать
  • Что приоритетнее: созерцать или созидать
  • Что полезнее: лежать или шагать
  • Что приятнее вдыхать аромат блюда или пробовать его на вкус
  • Что интереснее: обсуждая общаться или наблюдая молчать
  • Что результативнее: действие или бездействие.

Конечно, мы выбираем действие, деятельность. И сегодня мы будем совместно действовать.

        Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

        И раньше, и сейчас в условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходилось и приходится решать различные проблемные задачи:

-  Как добиться успехов в развитии ученика?

- Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного? Чтобы его        развитие не стояло на месте?

-  Как повысить мотивацию к учению, качество обучения? Чтобы ребёнку было интересно учиться?

       Эти вопросы всегда встают перед нами.  Ученые создают новые технологии и приемы обучения, которые помогают решать данные вопросы. Сегодня в   рамках нашего мастер-класса  мы хотим Вас  познакомить с приемами развивающего обучения. Но сначала отгадайте загадки

Загадки

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья (Школа)

Он учится только на круглые «пять»,

Он знает всегда, что он должен сказать.

Он лени не знает, к урокам готов.

Скажите, ребята, ну, кто он таков? (Отличник)

     - Мы сейчас отгадывали загадки. А что ещё можно разгадывать? ( ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)

   -  Что обозначает слово кроссворд ?( пересечение слов)  А вот созвучное слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов.

    - Что  же такое кроссенс? Это один из приёмов развивающего обучения

Кроссенс  –  это некая загадка, ребус, головоломка,

Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру. Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае- это отличное упражнение для развития логического и творческого

С данным приёмом мы познакомились недавно, предложили её детям, и он стала пользоваться успехом в классе. У ребят появился интерес, заинтересованность.   Работа трудная, но достаточно интересная.

Предлагаем фрагмент урока литературного чтения.

- Из какого произведения данные строки: «Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь-динь-динь!" Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: "Ax, ax!" - замерли на пороге. («Щелкунчик»)

- Значит, тема нашего урока сказка Гофмана «Щелкунчик». Подбираем 9 картинок, связанные с этой темой. Устанавливаем ассоциативные связи. Определяем последовательность элементов: крест или основа.

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  • Определить тематику (общую идею).
  • Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
  • Найти связи между элементами.
  • Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
  • Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
  • Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
  • Заменить выбранные элементы (образы) картинками.

Применение кроссенса возможно на любом этапе урока:

  • проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); 
  •  формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
  • раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах); 
  • обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
  •  организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
  • творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
  •  построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Один из интереснейших приёмов обучения – это канон

Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.

- Как вы думаете, с какой целью, для чего можно использовать каноны?

Это:

  • мотивация обучения;
  • развитие памяти, творческого воображения, аналитическихспособностей;
  • активизация творчества учащихся;
  • расширение кругозора;
  • формирование успешности

       Выдающийся философ Э. Кант считал: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Давайте же не будем тратить время, приступим к размышлению. Итак, канон.

Вашему вниманию мы предлагаем каноны по разным предметам,  в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

Русский язык «Парные звонкие и глухие  согласные» 1 класс

бочка

почка

жар

?

дочка

точка

В каноне может быть не одно неизвестное, например, два, как в следующем каноне:

Русский язык «Знакомство с именем прилагательным»

?

желтый

помидор

красный

?

зелёный

- Как вы уже смогли заметить, канон может иметь не один ответ, а несколько, причем между вариантами ответов  существует система предпочтений, которую также нужно выявить. Например:

Окружающий мир «Растительный и животный мир на разных материках»

животное

рысь

дерево

рябина

страна

?

Решения.

... по пути наименьшего сопротивления это может быть любая страна, например

животное

рысь

дерево

рябина

страна

Япония

животное

рысь

дерево

рябина

страна

Россия

... по начальным буквам слов правого поля - страна на букву Р, например

Поэтому важно, разобрать все варианты ответов. Это должен быть анализ, исследование.Разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.

По своей структуре    каноны могут иметь следующую форму:

табличную:  

тяжёлый

?

широкий

узкий

высокий

?

ступенчатую:

человек

голова

затылок

?

глаз

зрачок

           Учитывая возрастные особенности детей, каноны могут содержать иллюстративный материал. Например:

(рыба)

вода

(олень)

земля

(птица)

?

             Каноны могут объединяться в так называемый каскад. В каскаде каждые две соседние строчки - это канон, который решается в сопоставлении с соседними.

Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:

одуванчик

?

колокольчик

желтый

?

фиолетовый

?

земляника

?

фрукт

?

овощ

?

лес

?

Хочется отметить, что для нас развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Так как он одинаково хорошо работает на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, и может быть использован на любом этапе урока. как с целью первичного закрепления, так и систематизации материала.

Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры-это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель образования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.

Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников...

Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"...