Урок по внеурочной деятельности Моя Москва 2 класс
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок по внеурочной деятельности Моя Москва предназначен для проведения во  2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moya_moskva.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по внеурочной деятельности

во 2 классе ГБОУ цо № 1863

2013-2014 учебный год

Учитель: Стребкова Вера Анатольевна

Тема: Наша Москва.

Цели:

1). Познакомить детей с историей Москвы, овеянной легендами и преданиями.

2). Дать  объяснения тому, почему Москву назвали Москвой.

3). Познакомить с именами создателей этого города.

4). Кратко познакомить с историей роста Кремля.

5). Прививать любовь к истории как к предмету. Воспитывать  гордость за свою столицу.

6). Развивать речь учащихся.

.

Оборудование:

  1. карта княжеств и городов в XII в.
  2. картина современной Москвы.
  3. эпиграф к уроку.
  4. вопросы к уроку
  5. картины Васнецова: 1. «Три богатыря», 2. о Кремле.
  6. портеры: Ю. Долгорукова, Изяслава, Св. Ольговича, Дм. Донского и Ивана III, Ильи Муромца.
  7. Картина  Кремль
  8. Книги о Москве

.

План урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания - стихи о Москве

3.  Почему Москву назвали Москвой?

4. Физ. Минутка- песни о Москве

5.  Возникновение Москвы

6.  Кремль         

7. Итог урока . Кроссворды

Москва! Москва!

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

А.С. Пушкин.

I.         Мы познакомимся с историей нашей страны, с историей городов, народов и их правителей. И как видим, тема нашего урока: «Наша Москва».

И сегодня на уроке мы должны узнать:

1. Откуда и есть пошла земля Московская,

2. Почему Москву назвали Москвой,

3. Познакомимся с именами создателей этого города,

4. Проверим, как вы  выучить стихи о Москве

5. Проведем конкурс  кроссвордов

II. стихи о Москве:

Вот видите, сколько красивых, искренних, добрых и нежных слов посвящено Москве:

Москва! Москва!

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Слышите, как точно  А.С. Пушкин подчеркнул значение,

загадочность, историчность этого города в жизни русского народа.

Великие сыны, (поэты, композиторы, художники) великой России с трепетной любовью относились к Москве. Эта любовь в наследство нам, россиянам, людям многих национальностей.

Москва – это не просто город. Это столица! Ее голос слышен не только в самых дальних уголках  нашей Родины, но и во всем мире. На самых важных документах нашего времени стоят слова: «Москва. Кремль».

III. И первый вопрос нашего урока:         (картина современной Москвы)

- Почему Москву назвали Москвой?

 

Представь себе, мой юный школьник

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то.

Дубы могучие росли.

Шумели липы в три обхвата,

Полянки вместо площадей.

А вместо улиц перелоги – перелоги – оставленный без обработки и заросший

И стаи диких лебедей.        (на доске)                участок земли, бывший прежде под

И рев медведицы в берлоге.                Пашней

И на заре на водопой.

Где плещет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая.

Текла река, в лесах, лугах,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал.

То племя вятичами звали

С X быть может века.

Тот люд Москвою называл

Глубокую большую реку.

  • Как называли ту реку?

а) Но вот почему Москву – реку называли именно Москва?

Послушайте легенду (сказку)…..

        Дивным - давно, в те времена жил в этих местах князь Мосох с женой по имени Ква. Основал он на холме, который назывался Боровицким холмом, деревушку и назвал его в свою честь и по имени жены Мос ква.

В честь сына своего Я и дочери Вузы назвал князь чистую и бвструю речку, коорая впадает Москву – реку – Я узой.

 (на доске) Мосох + Ква = Мос ква

                   Я + Вуза = Я уза

- Историки говорят, что это предание скорее пошло от путешественников – иностранцев, которые пытались истолковать название города, как далекое эхо имени библейского Мосоха, внука Ноя из легенды «Ноев ковчег» (показать книгу). Ведь в давние времена историки любили выводить названия, начало всех начал из библейских сказаний.

б) – но была еще одна легенда. В старой былине (показать книгу) название Москвы связывают с последними ловами богатыря русского «Ильи Муромца» (на доске).

Смерть настигла его под холмом на берегу большой реку. И слова богатыря дали имя той реки.

Надо мощь ковать – будто гул прошел. А второй раз дошло только:

Мощь…. Кова….. А на третий раз только вздох прошел:

Мос…..ква……

  • Так и стала зваться река. Москвой -  рекой.

в) – Как видим, происхождение Москвы овеяно преданиями и легендами. Современные историки предполагают, что в древнерусском языке:

мо – мокрый

ва – вода

моска – болото

Поэтому название реки и города связывают с влажным, мокрым, болотным местом.

В то время Москву окружали дремучие леса и болота, покрытые мхом. Между холмами текли реки, речки и ручейки. По подсчетам географов, на нынешней территории Москвы в древности было свыше 800 озер, болот, прудов; протекало не менее 150 речек и ручьев. Многие из них сохранились и до наших дней.

IV. – Итак, проверим, что вы запомнили из моего рассказа – ответа на I вопрос:(дети дают ответы)

V – Но почему вдруг на таком болотистом месте образовался такой красивый и огромный город?

И сейчас попытаемся ответить на II вопрос нашего урока: Возникновение города Москвы.

- Мы из уроков уже знаем, что на том месте, где возник город Москва, люди жили издавна.

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147, т.е. в XII в. (на доске дата)

- Что такое летопись?

  • В те далекие времена люди были грамотными не все, а только монахи, князья, бояре. А простой люд складывал песни, сказки, легенды, которые дошли и до наших дней. И сейчас я расскажу о другой легенде:

Природы щедрые дары

Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры

Вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчелы мед,

Растила птиц трава густая.

В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города

И лен, и воск, и мед, и птицу.

Из года в год богатый сбыт

Мехам бобров, медвежьим шкурам

Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром

- Как вы думаете, в какие города? (дети называют)

 

 

Все это были города

Руси лесистой и огромной

Столицей ….

- Какой город был тогда?

Столицей Киев был тогда

Была Москва деревней скромной.

- Ехал как – то Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий (портрет показать), со своей дружиною из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. И вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного странного зверя три головы, шерсть пестрая многих цветов (на доске рисунок).

В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый грек – предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий.

- Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?

Растолковал предсказатель это так:

- Витает поблизости сих мест град превелик треуголен, и распространится вокруг, него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные. И сбудется явленное ныне, тебе знамение.

- Конечно, это сказка. Но ведь сбылось знамение – вырос великий город.

 

VII. – Далее историки рассказывают так : (карта княжеств и городов)

В те далекие времена, т.е. в XII в. На территории Восточной Руси находилось очень много разных княжеств со своими князьями. Главным городом тогда еще оставался Киев. И Юрий Долгорукий завладеть властью хотел в этом городе, где княжил Изяслав (портрет)

Летопись рассказывает, что 4 апреля 1147 г. встретились в новом городе князья. Держали они в Москве военный совет. По словам летописца, Юрий Долгорукий дал своему гостю «обед силен»        4.04.1147 г.

На доске:        Юрий Долгорукий «Приди ко мне брате, в Москву»

                        Святослав Ольгович «обед силен»

                        Степан Иванович Кучко

- Именно с этого года и стали считать года г. Москве

и в этом году ей исполнилось?

 В те времена там еще не было города, жили племена вятичей в селениях. И эта земля принадлежала тогда боярину Степану Кучке. Подойдя к воротам владений боярина Кучки, Юрий Долгорукий потребовал открыть ворота, но боярин не хотел ему подчиниться. Надо сказать, что в то время народ, особенно киевляне не очень любили Ю. Д. т.к. он был строгим, грубым, часто обижал людей.

И тогда князь Ю. Д. силой захватил его владения, а самого боярина отправил во Владимир и сделал их своими княжескими боярами, а дочь красавицу выдал потом за своего сына Андрея (Боголюбского).

Но Ю.Д. не мог долго находиться в этих глухих местах, он должен был возвращаться в Киев. В летописи была такая запись «в 1156 г. – Заложили град Москву….», по ниже устья Неглинной, т.е. окружил москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город.

Через год Ю.Д. отравили киевляне, т.к. не любили его. Но имя этого человека осталось в веках, как имя создателя г. Москвы. Прозвище Долгорукий, т.е. длинные руки ему дал народ, потому, что он в своих руках объединил огромную территорию Восточной Руси. В 1954 г. в Москве в честь Ю.Д. был воздвигнут памятник «Основателю Москвы» (показать фотографию памятника).

- Город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог: на северо – запад, запад и юг.

Вспомним легенду о трехголовом чудище. 3 головы и означают три стороны, три, пути к другим княжествам и странам.

VIII. – Итак, подведем итоги истории создания г. Москвы. (дети отвечают)

А теперь немного отдохнем и проведем небольшой конкурс песен. Песни о Москве.

3. Кремль.

- А вся Московская земля начинается с Кремля.

Над Москвой – рекой, на круче,

Где стоит наш Кремль теперь,

Был когда – то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Много было в чаще бора

И медведей и волков.

Много уток на озерах.

На болотах – куликов.

Коршун вился над лугами.

И лосиною тропой.

Зверь с могучими рогами.

Выходил на водопой.

Вот он, Кремль, сосновый –

За бревенчатой стеной!        (картинка деревянного Кремля)

Так родился город новый,

И назвался он Москвой.

Да не город – деревушка,

На пригорке – церковушка,

Кучка княжих теремов,

Да десятка два домов.

- Мы уже знаем, что строительство Кремля началось еще при Юрии Долгоруком. А вот что такое Кремль?

Кремль – кром – край, граница

Кремлевник – лес, из которого строили здания. (на доске)

- Первый Кремль деревянный построили на Боровицком холме.

Боровицкий холм (запомните для кроссворда)

В самом центре находится Кремль. Вокруг него жили в своих избушках горожане. Это место называли:

Китай город – кита связка тонкого леса для строительства Кремля.

Отсюда и назвали «Китай – город». За стеной был Белый город. Огораживал его земляной вал со рвом и деревянной стеной.

- А для чего нужны стены вокруг города?

Но деревянные стены очень ненадежные.

Ведь у старых стен Кремлевских

Был опасный враг – огонь,

Раз в засушливое лето

Загорелось что – то, где – то –

И пополз огонь бедой.

До Кремля огонь добрался

По дворцам разбушевался

Велика Москва была –

Да сгорела вся до тла!

Сказке сказываться скоро

И прошло 130 лет

Прежде чем увидел свет

Кремль Московский, только новый

Не дубовый, не сосновый.

Дмитрий – князь – Ивана внук –

Переделать все вокруг

Предложил московским людям

День – деньской народ снует:

Для кремля с каменоломни

Возят камни  целый год.

И былой стене на смену

Строят каменную стену

Терпеливый наш народ.

Стала крепостью столица

На высоком берегу.

В стенах каменных – бойницы

Чтобы целить по врагу.

- Итак, первоначально Кремль из чего был сделан?

Век прошел. Сто лет прошло

Крепнет, ширится Москва,

И растет о ней молва

Правнук Дмитрия Донского

Древний Кремль отстроил снова,

Для построек москвичи

Стали делать кирпичи

Князь Иван Васильевич III        (портрет)

Русской славой дорожил

Перестроил стены эти.

Рвом глубоким окружил.

Для постройки стен кирпичных

Башен, храмов и дворов

Князь Иван позвал отличных

Итальянских мастеров

Кремль, построенный народом

Словно сторож над страной

Все ворота на засовах.

И стрельцы из войск царевых

Караулят пять ворот

Днем и ночью круглый год.

- Протяженность стен Кремля более 2 км. Здесь возвышается 20 башен, 5 из них – проездные: Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино – Еленинская (показать).

Славен город наших дедов.

В жизни многое изведав:

Много войн и много бед

И над всеми временами

Древний Кремль. Хранимый нами

Нас хранит из года в год –

Наша гордость и оплот.

- Но надо сказать, что Кремль строили во многих городах.

XI. – Итак, подведем итог о Кремле.

  • Что запомнили?

XII. – А теперь проверим, как вы запомнили урок, имена.

Решим кроссворд, разделившись на 2 группы: Мос и ква.

(дети быстро заполняют кроссворды)

  • Проверим

XIII. – Итак, мы познакомились с историей Москвы. Кремля.

Но о Кремле более подробно на следующем уроке.

  • А что за город Москва сейчас?
  • А для чего нужен нам Кремль?
  • Что делают в Кремле?

- А теперь в заключении урока мне хотелось бы проверить у вас еще одно д.з. – кто больше знает пословиц и поговорок о Москве. (дети называют)

- Молодцы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"

Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....

Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах

Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах...

Расписание уроков и внеурочной деятельности в 3 классе

Расписание уроков и внеурочной деятельности в 3 классе....

"Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах"

              Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необхо...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...