Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
материал на тему

Киреева Ольга Владимировна

               Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образовательных стандартов второго поколения.  Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г.Павлово Киреева О. В.

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 12 лет. За это время я работала  по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, а в связи с переходом на ФГОСы второго поколения наша школа приняла решение вести обучение  по УМК «Начальная школа XXI века».

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

(СЛАЙД   2)

Цель современного урока - готовность ребёнка к саморазвитию. Она включает в себя:

  • умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
  • умение ставить перед собой цель, принимать решения;
  • умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
  • умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
  • умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
  • умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Я  осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Поэтому ведущим  методом  в моей работе является  деятельностный   метод.

Дети  на   уроках  работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная  технология  требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

(СЛАЙД   3)

Обучать деятельности – это  значит:

-делать учение мотивированным;

-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность);

- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.

Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется  при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие  

уроки.

Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

Приведу пример урока математики в 1 классе по теме «Увеличение, уменьшение на 1» (УМК «Начальная школа XXI века»).

Важное начало урока  –  создание мотивации к учению.

(СЛАЙД   4)

Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока может основываться только на положительном опыте ребенка их реализации в прошлом. Вот почему стараюсь  на каждом уроке создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, и создаст положительную направленность на его включение в урок.  

В этом уроке я использовала стихотворение-задачу.  Дети считали количество героев, которые идут в школу на урок и отвечали на вопрос: «Чему вы хотите научиться на уроке?». Данный вопрос нацеливал детей на успешную работу на уроке. Можно также использовать для мотивации пословицы, загадки, ребусы, развивающие мини-игры и т.д.

______________________________________________________________

В технологии деятельностного  метода  дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Моя  задача как учителя при введении нового материала заключается в том, что я должна  организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поставить учебную задачу  значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.  

(СЛАЙД   5)

        На данном уроке учебная задача будет поставлена в результате аналитико-синтетического метода. Дети рассматривают на доске иллюстрацию. Между детьми и учителем идет диалог:

 Какую закономерность можно наблюдать между количеством собак и количеством фишек?     (Фишек столько же сколько собак)

–  Посмотрите на слова в следующем столбике. Что обозначают эти слова?   (……)

–  Сколько должно быть фишек?   (Больше на 1)

–  Что станет с количеством фишек?   (Увеличится количество)

– Значит, чтобы увеличилось количество фишек на 1, что надо сделать?  (Прибавить  1 фишку)

Такая же работа проводится со следующим столбиком. И далее учитель задает вопрос:

–   Что же мы будем делать на уроке? Чему мы должны научиться?

Дети приходят к выводу, что учебная задача на уроке: увеличение числа на 1 и уменьшение на 1.

__________________________________________________________________

 Коммуникативная сфера развития личности ребенка является основной в этом возрасте.

(СЛАЙД   6)

Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Мотивационными средствами я вовлекаю детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей. Для этого подбираю задания, которые можно выполнять в парах, мини группах.  

На данном уроке дети работали  в паре и выполняли задание в тетради. Первый вариант решал примеры первого столбика, а второй вариант – второй столбик. Потом соединяли по порядку числа, которые получились в ответах и в результате получалась ёлочка.

(СЛАЙД   7)

______________________________________________________________

Существенно повысить эффективность урока, сделать его интересным и повысить мотивацию учащихся, воздействовать на его эмоциональное состояние помогают мультимедийные возможности компьютера.

(СЛАЙД   8)

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развития познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Исходя из этого часто использую на уроке интерактивную доску, в частности «Уроки Кирилла и Мефодия».   

______________________________________________________________

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является рефлексия.

(СЛАЙД   9)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.  

На данном уроке я использовала  следующее: в конце урока дети отмечали восклицательным знаком те этапы урока,  где они были довольны своей работой и у них всё получалось, а вопросительный знак ставили там где были затруднения. В течение урока дети также работали со смайликами.

Можно использовать и другие виды рефлексии. Например:

- лесенка

- светофор

- волшебная линеечка

(СЛАЙД   10)

Вывод.  Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

«Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её содержанию»В.Г. Белинский....

Реализация технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе

Примеры приемов использования технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании ФГЛ – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и нав...

«Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе»

В данной статье раскрыта технология  деятельностного метода на уроках в начальной школе.  «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию» В.Г. Бе...

Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе

Учебно-методическая публикаций по проблемам образования обучающихся...