Свобода и моральный выбор человека.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Соловьева Ирина Валентиновна

Методическая разработка урока по светской этике и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_solovevoy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева И.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 99

 

Слайд1.

Тема: Свобода и моральный выбор человека.

Слайд 2.

Цель.

Образовательная. Сформировать знания учащихся по теме: «Свобода и моральный выбор человека».Учиться каждому человеку искать согласие внутреннего мира, лада между важнейшими проявлениями духовной жизни человека.

Развивающая. Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

Развитие эмпатии, толерантности.

Воспитательная. Воспитание у  учащихся внимательного отношения друг к другу, проявлять необходимое терпение.

Оборудование: учебник, мультимидийная установка.

1.Организацая класса.

Сегодня на уроке вы узнаете:

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Слайд 3.

       2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1)Животные не свободны в своих действиях ими руководит инстинкт. Хищники, например лев или волк, не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой — иначе они не выживут.

2)В человеке тоже многое зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать.

      3.Поиск и решение проблемы.

Слайд 4.

Однако, он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям.

Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой.

Свобода — это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора - это

 выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится. В конечном счете это выбор между добром и злом.

Ситуацией морального выбора, в которой оказывается человек на протяжении всей жизни, очень много.

Рассмотрите некоторые из них.

Выбор между нравственным и безнравственным поведением зависит от стойкости человека. От его характера — который является результатом его морального выбора.

Именно от человека зависит станет он морально добрым или злым, пойдет по пути добродетели или порока.

Слайд 5.

Ребенок появившийся на свет еще не знает , что такое зло, жестокость. Насилие, предательство.

Слайд 6.

Вспомните себе совсем маленькими. Заботливые глаза мамы, утешительные сова родных людей, запах вкусных оладушек. Ты сидишь на коленях и с удовольствием повторяешь вместе с бабушкой: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки.»

-Ладушки, оладушки. Ладошки, лад.

Испокон веков на Руси все хорошее, доброе называли «ладным»

И пословиц очень много об этом.

Слайд 7.

Работа с пословицами.

Согласие да лад — для общего дела клад.

Чем больше руки, тем легче труд.

-О чем они? (Во всяком деле нужно согласие)

-А вот во второй пословице нет  слова лад, согласия, а как вы догадались, что она об этом?

-Какую басню вам напоминает?

Слайд 8.

И.Крылова «Лебедь, рак да щука»

«Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.»

Основы добра, дружбы, согласия закладываются в семье.

     1. Работа в парах.

Слайд 9.

-Сейчас вы будете работать в парах, но прежде чем приступить к работе послушайте легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Огромная, но в ней царили мир, любовь, согласие. Сам верховный правитель посетил эту семью и спросил мудрого старца, главу семьи:

-Как удается Вам не ссорится, не обижать, ладить?

Слайд 10.

В ответ старец молча написал одно слово, повторяя его сто раз, сколько членов семьи, а бумагу эту отдал правителю. Там много раз было написано одно только слово «ПОНИМАНИЕ».

      Задание  парам.

-Почему понимание является началом согласия?

В свой ответ включите слова: (они написаны на доске) единодушие, единомыслие, единоверие.

Рефлексия: ученики анализируют « Мы обсудим и пришли к выводу...» говорят в паре.

-Кто присоединился к этому ответу данной пары?

     2. Работа в четверках.

-Выберите черты характера, которые необходимы при коллективной работе, обоснуйте.

Слайд 11.

Добросовестность, болтливость, терпение, выносливость, талант, зависть, молчаливость.

Вывод.

          3. Физкультминутка.

Слайд 12.

Учащимся предлагается, глядя на иллюстрацию и слушая музыку. Мысленно представить себя на берег реки, услышать звуки, передать образы, рассказать о своих чувствах.

1-ый ученик: Я вижу речку...

2-ой ученик: Я слышу плеск воды...

3-ий ученик: Я чувствую тепло...

 И опять:          

Я вижу речку... Я слышу плеск воды....Я чувствую тепло...

          Сценка «Друзья»

Слайд 13.

Какие ощущения у вас возникли в ходе ресурсного круга?

Саша: Сколько мы с тобой дружим, Миша,  а ни разу не поссорились. Ведь другие ссорятся.

Миша: Да, но потом мирятся. И очень, говорят, это хорошее дело — мириться.

Саша: Вот я думаю, давай поссоримся, а  потом помиримся,

Миша: Не знаю, получится ли?

Саша: Надо испытать себя. Иначе можем возгордиться. Это страшно.

Миша: А как будем ссорится?

Саша: Видишь книгу? Я буду говорить. Что она моя, а ты доказывай, что твоя.

Миша: Да, хорошая книга.(Тихо нерешительно) .Она моя!

Саша: (неловко) Нет моя!

Миша: ( радостно) Так возьми её!

Саша: Что ты, лучше   оставь себе.

Миша: Тогда пусть она пока останется на полке, пока нам не пригодится. Ты уж прости меня,  Саша!

Саша: И ты прости меня, Миша!

-Что помогает друзьям понимать друг друга жить в мире и согласии?

- Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям.

     Учебник страница 23.

- Это было видно из диалога Миши и Саши.

Однако не все люди добродетельны и порой их интересы могут противоречить нормам морали.

Например один человек хочет совершить кражу лили обмануть кого-то и просит приятеля помочь ему.

Слайд 14.

В этом случае моральный выбор требует от приятеля не только не помогать, но и помешать вору ли мошеннику сделать задуманное.

Человек не может не учитывать мнение других людей. Однако, если он убежден в своей моральной правоте, то делает выбор в пользу отстаиваемой своей позиции.

Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну с которым трудно исполнить не нарушив другой.

Например. Как сдерживать обещание хранить доверенную тайну. Если ее сокрытие может нанести вред другим людям. Поэтому важно  давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.

Острой ситуацией морального выбора иногда называют моральным конфликтом.

Слайд 15.

Моральный конфликт — это когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую.

При такой ситуации — главное сделать правильный выбор, который не будет противоречить моральному кодексу и будет в ладу с внутренним миром человека.

(Отрывок из мультфильма.)

-Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

Слайд16. -Вы подумайте, а пока обсудим персонажей сказки А.С.Пушкина Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

-В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка?

-Как она поступила?

-Ну, а теперь ваши случаи морального выбора.

Обсуждение.

 Часто человек выбирает между своим интересами и интересами других людей. Считая, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Понимать других, пиримать других, соглашаться . (не в ущерб моральным устоям, с мнением другого)

Слайд17. Моральный выбор — это выбор между добром и злом.

Какой выбор сделает каждый из вас решать вам. Но знайте зло возвращается как бумеранг обратно, точно так же как и добро.

Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Презентация к уроку по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Презентация используется на уроке светской этики....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Данный урок проводится в 4 классе. Предмет - ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Цель урока: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.Задачи: - формировать ...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...