Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"
методическая разработка (4 класс) по теме

Лихоманова Инна Владимировна

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Лихоманова И.В.

Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника

на уроках природоведения

Тюменская обл. МБОУ Излучинская ОСШ№1

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Важным механизмом развития исследовательской деятельности является: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности. Её решение связано с развитием как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся.

Развивая творческий потенциал личности школьника, нами преследуется цель экспериментальной работы в данном направлении: развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность.

Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить следующие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение (животное)», «Очевидное - невероятное» и т.п. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

При проведении учебно-исследовательской работы осуществляется ряд следующих задач:

-развитие навыков анализа литературного материала и собственных наблюдений;

- поиск фактов (доказательств) для подтверждения выдвинутой гипотезы;

- создание терминологической базы;

- представление собственной позиции, точки зрения средствами устной и письменной речи.

Большое внимание при проведении занятий уделяется созданию эмоционального фона: раскрытие собственных возможностей ученика.

Исследовательская работа неразрывно связана с научно-популярной литературой.

В педагогической деятельности учитель, используя научно-популярную литературу о природе родного края, учит и учащихся ею пользоваться и находить необходимую информацию по интересующим вопросам.

На уроках природоведения мы развиваем в детях интерес и любовь к природе, которые помогают понять традиции местных народов, их быт и культуру.

При ответах ученики пользуются различными справочниками-определителями, энциклопедиями, в которых раскрывается основная сущностьтех или иных понятий. Широко используются пословицы, поговорки, природные приметы, загадки местных поэтов и писателей.

Прежде всего, чтение учащимися научно-популярной и научно-художественной литературы расширяет фонд их научных знаний, что положительно сказывается на развитии таких качеств личности как эрудиция, а вместе с ней и научное мировоззрение.

Например, домашнее задание может быть следующим: подготовить сообщение по теме «Красная книга» о жизни редких растений и животных.

Для того чтобы учащимся самостоятельно подготовить сообщение с использованием научно-популярной литературы, предлагаем работать по следующей памятке:

1. Выбери тему для сообщения.

2. Подбери необходимую литературу.

3. Посмотри в оглавление.

4. Найди необходимый заголовок к нужному сообщению.

5. Открой страницу.

6. Прочитай материал.

7. Выбери самое главное.

Именно в школе первой ступени закладываются основы познавательного интереса к изучению места, в котором живешь. Для этого используются разнообразные формы и методы ознакомления с окружающим миром: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

Так, во время экскурсии «В гости к весне» дети знакомятся с приметами весны и к следующему уроку готовят сообщения о перелетных птицах нашего края.

Учащиеся готовят творческую работу по теме: «Как построить новый дом» (необходимо найти информацию о жилищах разных типов и по возможности сделать макет или рисунок этого жилища).

Необходимо вырабатывать интерес к работе с научно-популярной литературой. В будущем эти знания будут иметь огромное значение, а дети научатся работать с книгами такого содержания.

В прошлом году наши ребята приняли участие в исследовательской работе на тему: «Новогодняя красавица. А что же дальше?». Ребята раскрывали проблему вырубки елок к новогодним праздникам. Необходимо было найти ответы на многие вопросы: сколько лет растет ель, для чего и как ее используют после вырубки и т.д. Была проведена огромная работа по этой проблеме. По своим исследовательским наблюдениям ребята самостоятельно выпустили памятку по сохранению зеленой красавицы.

Работа с научно-популярной книгой неразрывно связана с мышлением ребенка. Читая книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и объяснять ее. Поэтому ученик, читающий научно-популярную литературу, отличается более высоким уровнем мышления. Последнее характеризуется тем, что в данном виде деятельности выступает как продуктивный, исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки мировоззренческих убеждений.

Особую гордость за родной край вызывает у учащихся краеведческая литература. С помощью такой литературы читатель осознает свой нравственный долг перед той природой, которая его окружает, осознает ее значимость, непременный стимул для гордости за свою малую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность – средство реализации личности ребёнка.

Исследовательская деятельность широко распространяется в учебном процессе с начальной школы. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активн...

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.

 Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...

Роль исследовательской деятельности при формировании УУД младших школьников.

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость  формирования  универсальных учебных действий для достижения планируемых...