Роль исследовательской деятельности при формировании УУД младших школьников.
статья на тему

Брага Наталья Вениаминовна

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость  формирования  универсальных учебных действий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми учащимися. Статья раскрывает обобщенный педагогический опыт учителя,  как в результате использования исследовательской деятельности учащихся, формируются определенные группы УУД у младших щкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт.

Роль исследовательской деятельности

в формировании УУД  младших школьников и

совершенствовании читательских навыков.

             Я на протяжении ряда лет работаю по дидактической системе Л.В. Занкова и считаю, что  чтение – это основное орудие школы, которым она должна действовать как на умственное, так и на  нравственное развитие своих питомцев. Особенно это касается начальной школы.

               Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь  тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». Он выделял пять резцов инструмента, с помощью которого человек может добывать знания: умение наблюдать явления окружающего  мира, умение думать, умение выражать мысль о том, что видишь, умение читать, умение писать. Главная причина слабых знаний учащихся – неумение пользоваться этими инструментами, и прежде всего – в неумении активно наблюдать и читать.  Во время чтения силы многих детей идут на сам процесс,  и не остается сил на осмысление прочитанного.  

               С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость  формирования  универсальных учебных действий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми учащимися. Мне  хотелось бы  показать свой подход к формированию  УУД во внеурочной деятельности.

              Обследуя речь детей в 1 классе, я пришла к неутешительному выводу, что почти у 70% детей беден словарь, бедна грамматическая сфера. Дети затрудняются в составлении рассказа по серии картин, по сюжетной картинке. При формообразовании слов особенную трудность представляют слова с выпадением корневого гласного, чередование корневых согласных, слова с подвижным ударением; в речи учащихся крайне мало прилагательных, почти нет наречий, неправильны образования форм глагола. Эти проблемы мешают достичь качественного чтения, приближающегося по темпу к разговорной речи.  Конечно, я много работаю по развитию устной речи учеников.  Для преодоления недостатков в обучении чтению я постоянно формирую у детей умение читать творчески, квалифицированно, т.е. владеть чтением - общением. Но, было очевидно,  что работу эту нужно углубить. И вот тут мне помогло включение  в работу проектной  исследовательской  деятельности.            

             Метод проектной исследовательской  деятельности не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув из идеи свободного  воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и, что главное, свободно ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследования, развивать критическое мышление. 

          Этот метод  всегда ориентирован на  самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

           Существуют  три основных   принципа организации научно-исследовательской деятельности:

  1. Принцип развития личности.
  2. Принцип преемственности в расширении знаний.
  3. Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования считается особенно важным для повышения качественного уровня читательских навыков учащихся, т.к. именно он дает большой образовательный эффект, возникает взаимосвязь классного и  дополнительного внеклассного обучения,

          В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества личности:

-  навык самостоятельной исследовательской деятельности;

-  навык работы с научно-познавательной литературой;

-  инициатива и творчество;

-  использование, расширение и углубление  школьных знаний;

-  самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.

          В целом, исследовательская деятельность  подразделяется на следующие категории:

  1. Творческие проекты – не имеющие  детально проработанной структуры совместной деятельности. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, альманах и т.д.
  2. Приключенческие игровые проекты. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результат таких проектов виден зачастую только к моменту завершения действия.
  3. Практически ориентированные проекты.
  4. Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление  участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов.

             Мы пробовали свои силы практически в каждом виде этих проектов. Я пришла к выводу, что вид информационных проектов наиболее актуален в начальной школе как  дополнительный фактор повышения качества чтения. Он  стал более близок  мне как средство достижения образовательной цели – развития речевой культуры и читательских навыков младших школьников.

           Самое несложное – это исследовательский реферат. Я часто провожу уроки-конференции, например, по окружающему миру.  Предшествует этим урокам специальная подготовка.  Темы дети выбирают сами, сами объединяются в группы, пары, кто-то работает индивидуально. Даю установку: реферат должен  соответствовать теме,  должен содержать проблему, гипотезу, быть актуальным, с элементами новизны. Детям довольно затруднительным является определение актуальности темы, постановка гипотезы, а тем более, определение задач и методов исследования. Поэтому в течение всего времени подготовки провожу консультации для учащихся, помогаю решить эти вопросы

           На уроке дети представляют свои работы, при этом учу их работать с аудиторией, ставить мотивационные вопросы, проводить рефлексию, делать выводы. Эту работу провожу как на уроках, так и во внеурочное время.  Участие принимают практически все.

            Более сложный вид – это исследовательская работа, которая имеет четко продуманную  структуру реального научного исследования.

  • Актуальность темы, ее обоснование;
  • Проблема, предмет и объект исследования;
  • Постановка цели;
  • Гипотеза;
  • Определение задач исследования;
  • Выбор методов исследования;
  • Решение поставленных задач, достижение цели в ходе выполнения самой работы;
  • Обсуждение результатов;
  • Выводы и рекомендации.

                     Этапы выполнения исследовательской работы:

  1. Мотивация, выбор темы, проблематизация, актуальность;
  2. Целеполагание;
  3. Постановка задач;
  4. Выбор направлений исследования;
  5. Составление плана исследования ;
  6. Сбор материала:
  • Подумать самостоятельно;
  • Прочитать  в книгах;
  • Провести анкетирование, опрос;
  • Получить информацию в Интернете;
  • Провести наблюдение, эксперимент;
  1. Фиксация  данных исследования;
  2. Проверка выдвинутой гипотезы;
  3. Обсуждение результатов исследования;
  4. Оформление и представление полученных данных;

11. Публичная презентация  проведенной исследовательской работы.

               На каждом из этих этапов у учащихся формируются следующие  универсальные учебные умения:

Этап

 Метапредметные

Мотивация и выбор темы проблематизация, актуальность

Личностные

Мотивация,

Самоопределение

познавательные

Ориентируется на содержательные моменты школьной действительности.

 Проявляет  учебно – познавательный интерес  к новому учебному материалу;

Владеет способами постановки и решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание

регулятивные

Умеет самостоятельно поставить новую учебную задачу. Новые познавательные цели ставит с помощью учителя.

Умеет определять новые учебные  задачи, поставленные в сотрудничестве с учителем или самостоятельно.

Постановка задач

регулятивные

Выбор направлений исследования

Регулятивные

Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации самостоятельно, в том числе во внутреннем плане.

Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества,

Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Умеет договариваться,  находить общее решение,

Составление плана исследования

Регулятивные

коммуникативные

Сбор материала, фиксация полученных данных.

Познавательные: общеучебные,

знаково-символические, логические, постановки и решения проблемы.

Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в том

числе контролируемом пространстве Интернета;

Умеет осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Умеет строить сообщения в устной и письменной форме;

Умеет устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Проверить выдвинутую гипотезу,

обсудить результаты исследования

Личностные,

регулятивные

Выполняет действие самооценки

на основе критериев успешности учебной деятельности.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату самостоятельно.

Адекватно воспринимает оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Оформить и представить полученные данные.

Сделать презентацию и доклад по проведенной исследовательской работе

Регулятивные,

коммуникативные

Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки  и учёта характера сделанных ошибок. Использует предложения для создания нового, более совершенного результата.

Ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

Защитить свою работу

Личностные

коммуникативные

Принимает и понимает предложения и оценки других людей,

Учитывает разные мнения и умеет обосновать собственное.

           Групповая работа создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др.  Особенно важно то, что погружение в содержательную работу с равноправными партнерами создает условия для более качественного и полного развития речи, формирования умения грамотно  говорить и спорить. Ведь человек-создатель в процессе созидания выстраивает внутренний разговор (диалог, монолог), корректирует,  оттачивает, совершенствует свою идею, готовится ее защитить.

             Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Здесь я говорю не только о сочинениях по литературе, но и обо всех постоянно организуемых действиях по творчеству, сочинительству. Это может быть и сочинение задач по математике,  и создание своего учебника по какому-либо разделу, и сочинение сценариев праздников, составление  справочников, разработка учебных пособий и др.

            Критериями успеха работы над проектом являются следующие факторы:

- достижение конечного результата;

- создание активной команды участников проекта, способной продолжить     работу в будущем;

- использование результата проекта   другими коллективами;

- широкое распространение информации о проекте;

- освещение природного, социального, экономического аспектов;

- получение удовольствия от собственной деятельности.

           Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:   альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.  

                    Как конкретные результаты нашей исследовательской деятельности мы можем предложить учебное пособие «Чудо-дерево»,  книжку – раскладушку «Здравствуй, осень!», альбомы на разные темы (например, об экзотических животных),  сценарии  праздников различной тематики.  Исследовательская работа «Какой бывает мед», с разработанными рекомендациями и рецептами по применению, серия рефератов о Золотом Кольце России, исследовательская работа «Влияние спорта на правильную осанку» и комплекс упражнений для проведения физминуток – это и многое другое стало результатом исследовательской работы учащихся.

               Детям должно быть интересно учиться. Они могут и рассуждать, и мечтать. Работа с исследовательскими проектами показала, насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.

                За два года целенаправленного обучения мои ученики освоили определенный уровень владения читательской деятельностью. И сейчас, когда в рамках исследовательской деятельности, я ввожу их в книжное окружение, мои дети умеют правильно действовать с любой книгой, помнят и знают те, с которыми действовали

             Никто из детей, участвующих в исследовательской деятельности, не остается равнодушным к новому знанию, новой информации. Приятно видеть, как  мои ученики участвуют в научно-практических конференциях в рамках городского форума «Юниорье Ачинска» и, на протяжении ряда лет, занимают призовые места.

             Таким образом, можно сделать следующий вывод: один метод исследовательской деятельности работает на формирование целого ряда универсальных учебных действий и достижение блока планируемых результатов: личностных, метапредметных,  предметных.

             Есть у нас цель – сформировать УУД и достичь планируемых результатов освоения ООП НОО.  Но единых путей нет. Каждый учитель строит свой путь, как через урок, так и через внеурочную деятельность. Они должны дополнять друг друга – закладываться в уроке и совершенствоваться во внеурочной деятельности, тем самым работая на цель и планируемый результат.

Список  используемой литературы.

  1. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Школьные технологии.-2006.-№5.-С.77-80.
  2. Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов  //2007.-№6.-С.97-103.
  3. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся//Школа и производство.-2007.-№№6.-С.12-20.
  4. Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-№9.-С.50-55.
  5. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников/ А.И, Савенков  //Школьные технологии.-2008.-№1.-С. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики

«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо...

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...