Традиции казачьего воспитания.
статья на тему

Котельникова Людмила Валентиновна
Описывается традиционное воспитание в казачьих семьях мальчиков и девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_kazachego_vospitaniya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции казачьего воспитания

Казачество всегда было мощным оплотом России не только на южных рубежах, оно участвовало в боевых действиях в различных частях страны и за её пределами.

Казаки – это, прежде всего, воины. Постоянно находясь на военной службе или у себя дома, они всегда были готовы с оружием в руках вступить на защиту своей станицы, своего государства.

С ранних лет мальчиков ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. В пять лет казачата уже свободно держались в седле. Рукопашному бою учили с трёх лет, с семи лет обучали стрельбе, с десяти – рубке лозы.

Отцы частенько забирали сыновей в сменные сотни и увозили с собой на службу .А также в основе воспитания казака лежал труд: ежедневный, нелёгкий, с ранних лет. Мальчишек приучали к коню, к быкам, топору и косе, к  различным сельскохозяйственным работам. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток в семье « У казака доход не живёт без хлопот» - внушали казачатам с раннего детства. На свадьбе строго проверялись трудолюбие, умение и хватка молодых. Жениха всенародно проверяли « конём и, топором и борьбой». Невеста должна была принести из колодца воду на коромыслах, не расплескав ни капли, и угостить ею всех гостей, умело и сноровисто подмести комнату, помыть полы, приготовить на второй день свадьбы вторые блюда, накрыть свадебный стол и угостить гуляющих. Она должна быть истинной и сноровистой рукодельницей: всех гостей ( а их бывало более сотни) – одарить расшитыми кисетами, обязательными носовыми платками-утирками, покрывалами, рушниками и расшитыми фартуками, наволочками и занавесками, перчатками, варежками и носками.

«Работящим рукам – цены нет»-уверяли казаки. Испокон веков они ценили трудолюбие и презирали лень: «Труд – богатство, а лень – дурачество»

Самым святым чувством у казака была любовь к родине, к своему родному краю. И это чувство прививалось с самого раннего возраста « По казаку и Дон плачет», «Казаку всегда мила родная сторона», « Казаку честь – за Родину лечь» - гласят казачьи пословицы. Не случайно в присяге первыми словами новобранца были: «Беречь родину свою и веру свою» Воспитание в семье моральных качеств казака строилось в основном на принципах домостроя. Глава  в семье – самый старый опытный казак. Слушаться его и почитать было первой заповедью. В казачьей присяге недаром было записано: « Чтить родителей своих»

В обед семья усаживалась за стол так: у окна, ближе к образам – отец семейства, слева от него, под образами, старый отец. Далее, справа и слева вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья, затем старшие дочери, средние дочери и снохи, младшие дочери и внуки, а замыкала стол «сама» - жена главы дома. С этого конца стола удобнее было подавать и убирать посуду. Еда передавалась по столу «самому» - отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем перед гостем или перед тем , кого хотел отметить. Могло быть так, что отец первую чашку ставил перед младшим сыном или внуком ,который принёс табель с отличными отметками. После того как еда была расставлена, отец предлагал: « Помолимся» Иногда он же читал молитву, но чаще это делал кто-то из младших детей. После молитвы разрезал каравай хлеба и раздавал ломти. Обронённый кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву и сказать: «Господи, прости» Обычно за столом ели молча. В Великий пост во время обеда читали святое Писание.

Молодёжь увлекалась кулачными боями, обычно по важным для общины событиям: сев, растряс лугов, праздники. Причём бои эти были не решением споров, а традиционным ритуалом – демонстрацией мужской силы, школой обучения молодёжи. Обычно сходились на кулачки хутор на хутор. Начинали драку подростки, бросали шапки, дразнили обидными словами. Затем в бой вступали юноши постарше, за ними – взрослые казаки. Дрались лоб в лоб (« сбоку – нельзя»), тех кто упал, не били. За соблюдением правил боя строго следили старые казаки.

В семнадцать лет юноши принимали участие в сборах. Осенью, зимой и весной, в свободное от полевых работ время, в хуторах и станицах проходили сборы казаков, на которых обучали молодёжь правильному седланию лошадей, правильной посадке, сборке и разборке оружия, наездничеству. Обучающиеся казаки должны были явиться на сборы на собственных лошадях, в традиционной одежде и с установленным оружием: винтовкой, пикой и шашкой. Обучались они  под руководством опытных наставников из льготных урядников. Лучшие из молодых казаков допускались к состязаниям на призы. А наиболее искусные и ловкие в стрельбе и наездничестве награждались лошадью из войскового конного двора. Всё население станиц и хуторов следило за состязаниями молодёжи и гордилось подготовкой юных воинов. Молодёжь шла на службу подготовленной, поэтому казачьи войска и обладали высокими боевыми качествами. Молодёжь также имела в границах поселения свои места игрищ и карагодов.

Но самой главной задачей молодого казака была учёба. Особым уважением пользовались те, кому выпало счастье учиться в кадетском корпусе и в гимназии. Их приглашал на правление и поздравлял с началом каникул сам атаман. Студентов и юных кадетов даже старики называли по имени - отчеству.

Воспитание девочки отличалось от воспитания мальчика. Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет девочки было радостью – тихой, домашней. В девочке старались развить женственность, трудолюбие, отзывчивость.

Если мальчика настраивали на том, что он должен быть первым, то девочке внушали, что счастье, когда крепкая семья и достаток. Жизнь казачки была полна великих тревог и страданий, а трудов в ней было не меньше чем у казаков.

Девочку не показывали чужим людям, даже в церковь носили с закрытым кружевом лицом, боялись сглаза. Все девичьи праздники отмечались в семье, девочке дарили много подарков: ленточки, гребёнки, косынки  и платочки в церковь ходить.

Девочки начинали работать с раннего возраста. Помогали матери мыть полы, стирать, ставить заплатки, пришивать пуговицы. С пяти лет учились вязать на спицах, крючком, вышивать и шить. Сначала девочка обшивала кукол, а потом членов семьи.

Была и особенная работа у девочек – нянчить младших детей в семье. Мальчики с пяти лет уходили с отцом на рыбалку, охоту, на сев, а принести им еду, заштопать одежду,  постирать, была обязанностью девочки. К братьям сёстры относились с почтением, И не зря: мальчики уходили с отцом в военные походы с пяти лет и возвращались закалёнными воинами.

Девочек учили петь казачьи песни, плясать, соблюдать обычаи, старшие женщины. Когда девочка становилась девушкой, ей дедушка дарил серебряное колечко, девочка становилась невестой и начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством. В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главной дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи.

Основы казачьего воспитания передавались из поколения в поколение. «В семье лад – будет и клад», «Сумел родить – сумел и на коня посадить»

Домостроевский уклад жизни донского казачества во многом оправдывал себя. Он был с виду суров, но морально оправдан.

Казак- это особое состояние души, присущее лучшим представителям восточного славянства. А состояние души- это традиции, духовные ценности ,традиционная культура, чтобы всё это сохранить в 1998 году в станице Кумылженской был открыт Центр традиционной казачьей культуры «Кошав-гора» На протяжении многих лет люди собирали, охраняли, изучали богатую культуру казаков Хопра, Дона, Медведицы. Эти наработки воплотились в творчестве фольклорного ансамбля «Старина» и детского фольклорного ансамбля «Сполох», а в 2001 году в станице Поповской Кумылженского района был открыт кадетский корпус .Кадеты не оставляют без внимания ветеранов войны, одиноких людей пожилые пары, помогают им во всём. Они принимают участие в благоустройстве хуторов. Совместно с краеведом В.А. Апраскиным ежегодно путешествуют по родному краю, участвуют в таких акциях как «Живи, родник», в проекте «Долина дедов», по расчистке  русла реки Едовли и других акциях. Каждый житель станицы Поповской скажет: «Кадеты достойно представляют казачество», традиции казачества не умрут никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний "Традиции семейного воспитания"

Данный урок можно провести на день знаний...

"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»

Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...

Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей

Роль этнокультурных традиций сегодня. Формирование психологического пола школьника....

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...

Классный час "Традиции казачьей семьи."

Расширение знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков...