Исследовательская работа ученицы на тему "Семейный бюджет".
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

Коровина Елена Алексеевна

Исследовательская работа ученицы 3 класса на тему "Семейный бюджет". Работа + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа119 КБ
Office presentation icon Презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Копейка рубль бережёт.

Русская народная пословица

Введение

Сегодня даже младшие школьники знают, что в мире идет экономический кризис. Закрываются предприятия, людей увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска, сокращаются зарплаты. Родители не всегда могут найти другую работу с более высокой заработной платой. А значит актуальным становиться вопрос об экономии денежных средств семейного бюджета. Наши родители сокращают свои расходы. Какой же вклад в экономию семейного бюджета могут внести дети? Мы считаем, что у детей есть траты, от которых они могут отказаться или сократить, чем помогут родителям в деле сохранения средств семейного бюджета.

Объект исследования: семейный бюджет.

Предмет исследования: пути экономии семейного бюджета силами младших школьников

Цель исследования: выявить пути экономии семейного бюджета силами младших школьников.

Гипотеза: умение планировать и контролировать свои траты помогает экономить бюджет всей семьи.

Методы исследования: опрос, анкетирование, сравнение и обобщение результатов

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Определить статьи расходов младших школьников.
  3. Установить пути снижения семейных расходов силами младших школьников.

Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с проблемой: как получить доход, как израсходовать его и поместить сбережения так, чтобы в наибольшей степени обезопасить себя от разных неожиданностей. И чем раньше он научится управлять своими деньгами, тем лучше.


I. Семейный бюджет и его структура

Наиболее важной функцией семьи является формирование и использование семейного бюджета.

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, представляющий собой роспись её доходов и расходов за определенный промежуток времени.

Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций за определенный промежуток времени. У 90% семей доходная часть это заработная плата родителей. К сожалению, дети не могут повлиять на эту статью семейного бюджета.

Мы не можем жить, не тратя денег, так как большую часть необходимых нам товаров и услуг мы приобретаем на рынке. Отсюда и необходимость учиться грамотно тратить деньги.

Люди распределяют свои расходы на продукты питания, одежду и другие средства существования.  Структура расходов семьи на месяц:

Питание - это те расходы, которые идут на повседневное питание всей семьи.

Транспорт - расходы из бюджета семьи, которые идут на оплату общественного транспорта или на бензин, если есть машина. Может быть и то, и другое.

Личные -  расходы на каждого члена семьи индивидуально (одежда, обувь, бельё и пр.)

Бытовые - расходы на всевозможные бытовые нужды (туалетная бумага, зубные щетки, средства для мытья посуды, лампочка в люстру и т. п.)

Коммунальные - расходы  на оплату квартиры. Свет, горячая вода, холодная, отопление, кабельное и т. п.

Связь - расходы  на Интернет, стационарный телефон , сотовые и т. п.

Резерв - сумма , предназначенная для непредвиденных расходов, любых других, которые не запланированы в других статьях.

Накопления - деньги , которые вы откладываете на крупные покупки, отдых, одежду и т. п.

Расходы бывают разных типов. Они делятся на текущие и долговременные. Если первые расходы производятся за счет текущих доходов, то для вторых потребуется в течение некоторого времени откладывать часть доходов или попытаться заработать дополнительные деньги. Расходы, кроме того, бывают запланированные (постоянные) и внезапные – непредвиденные. Это могут быть самые разные траты – от покупки подарка на день рождения, о котором забыли или куда не рассчитывали быть приглашенным, до покупки бутерброда, чтобы перекусить. Поэтому необходимо закладывать в бюджете некоторый резерв, чтобы незапланированные расходы не лишили возможностей потратить деньги на что-то действительно необходимое.

К постоянным ежемесячным расходам относят все те расходы, которые осуществляются всегда и которые трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. К ним относятся оплата за охрану в школе и попечительские взносы, питание в школьной столовой, проезд на автобусе или другом виде транспорта, оплата дополнительных занятий и др.

Выделяют переменные расходы, которые осуществляются время от времени и не обязательно каждый месяц, например, покупка дисков с фильмом, компьютерной игрой или музыкой, покупка книги или носков.

Пределы нашим расходам ставят, конечно, наши доходы: ведь потратить можно только то, что имеется. Именно поэтому практически все семьи сталкиваются в той или иной степени с проблемой сбережений: чтобы сделать какую - либо крупную покупку необходимо в течение какого – то времени откладывать часть доходов, а не тратить все на текущие нужды. Кто-то копит на мобильный телефон, кто-то на новый спортивный велосипед, кто-то на футбольный мяч, но у всех этих людей возникает ряд общих проблем: как удержаться от того, чтобы потратить эти деньги, сохранить сбережения и в тоже время не дать им обесцениться.

Многим детям трудно удержаться и не потратить появившиеся у них деньги на разные вкусные мелочи или карточки с героями мультфильмов. Если человек, привык тратить, не задумываясь, то ему будет сложно удержаться от этого. Поэтому лучший способ борьбы с необдуманными тратами – это держать сберегаемые деньги отдельно от  денег для текущих трат.

Вопрос сохранения сбереженных денег можно решить по-разному. Для детей лучше всего доверить сохранение своих личных денег (например, подаренных на день рождения) родителям, а те могут поместить их в банк, купить валюту, золото или драгоценности, ценные бумаги.

Одна и та же семья может делать сбережения с разными целями и разными сроками. Аккуратный учет сбережений – важная составная часть ведения бюджета.

Если доходы бюджета оказываются равными расходам, то такой бюджет называется сбалансированным.

Если денег получено больше, чем потрачено, то имеет место избыток, или профицит бюджета. 

При превышении расходов над доходами имеет место дефицит бюджета – это значит, что часть расходов произведена за счет заемных средств – кредита. Источники кредита могут быть разные: банк, приятели, родственники, магазины. Сам по себе кредит для потребителя – благо, поскольку он позволяет быстрее удовлетворять потребности. Однако кредит может стать и злом – если семья или человек злоупотребляет этой возможностью, не соразмеряя своих долгов с будущими доходами.

Рациональный потребительский бюджет – это идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления, духовных благ и услуг в их определенном целесообразном, с научной точки зрения, наборе.

В условиях сложной экономической ситуации расходная часть составляется на основе набора минимально необходимых человеку товаров, расходов. С учетом реальных цен определяется общая денежная сумма доходов, требуемая для покрытия этих расходов, так называемый прожиточный минимум, как один из показателей уровня жизни. Расчетная величина прожиточного минимума условна, т.к. он зависит от состава и количества благ, включаемых в необходимый набор.

Бюджет семьи отражает ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал.


II. Пути экономии средств семейного бюджета младшими школьниками

Исследование №1.

        Цель: определить структуру детских расходов, от которых они могут безболезненно отказаться или сократить и установить пути экономии средств семейного бюджета.

Как уже было сказано выше все расходы можно разделить на постоянные, обязательные и переменные, необязательные. Если изменить обязательные расходы мы не в силах, то можно попробовать отказаться от некоторых необязательных расходов. Так всем известна любовь детей к чипсам, жареным сухарикам, лимонадам, жевательным резинкам и пр. Все эти продукты не только стоят родителям денег, но часто являются причиной различных заболеваний (например, пищевых отравлений, кариеса и пр.) у детей. А значит, от их покупок можно отказаться, или заменить их чем-то, что тоже приносит удовольствие и при этом не вредит здоровью, например, фрукты и соки.

Но даже обязательные расходы можно попытаться сократить. Например, можно сократить расходы на электричество, если сократить время просмотра телевизора или время игр за компьютером. Много энергии потребляют стиральные машинки, поэтому чистоплотность тоже экономит семейный бюджет. К тому же, если бережно относиться к своим вещам и одежде, то родителям придется реже покупать им замену.

Дети очень любят общаться со сверстниками, поэтому часами могут «висеть» на телефоне, а операторы мобильной связи предлагают множество платных услуг, которыми детям так хочется воспользоваться. Например, скачать игру на мобильный телефон или музыку. Проблема в том, что это стоит денег и часто бывает так, что со счетов снимается большая сумма, чем заявлена в рекламе. Все это ведет к росту ненужных трат. Многие одноклассники живут рядом и общение по телефону вполне можно заменить личными встречами. А от скачивания игр и картинок можно отказаться совсем.

Таким образом, мы определили следующие статьи расходов, которые могут сократить младшие школьники и возможные пути экономии (таблица 1):  

статьи расходов

пути экономии

Продукты

(чипсы, сухарики,

сладости, лимонады и пр.)

Отказаться полностью или заменить фруктами, соками и пр. более полезными продуктами.

Электроэнергия

телевизор, компьютер, стиральная машина, освещение,

Сократить время использования бытовых приборов

Связь

мобильная и стационарная, Интернет

Сократить время разговоров по телефону, по возможности заменять их личными встречами. Не использовать без согласия родителей платные услуги Интернета

Канцтовары

карандаши, ручки, тетради и пр.

Не терять, не грызть ручки и карандаши, бережно относиться к своим учебным принадлежностям.

Обувь, одежда

колготки, брюки, юбки,  туфли, сапоги и пр.

Бережное отношение к своим вещам, соблюдение чистоты. Тогда их можно будет передать младшим братьям и сестрам.

Культурно – бытовые

диски, книги, журналы, карточки и пр.

Не зря говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дисками с играми, фильмами, музыкой, книгами можно обмениваться с друзьями

Для уточнения структуры детских расходов, от которых они могут безболезненно отказаться или сократить мы провели опрос учащихся четвертого класса. Всего в опросе приняло участие 24 человека. Полученные результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2.

статьи расходов

покупают

не покупают

количество

в месяц

- чипсы

16 чел.

8 чел.

1- 16 пачек

- сухарики

19 чел.

5 чел.

1-30 пачек

- жевательная резинка

21 чел.

3 чел.

1-10 пачек

- шоколад, конфеты

24 чел

0

200 г – 1 кг

- мороженное, фруктовый лед

24 чел.

0

летом: 8 – 40 шт.,

зимой: 0 – 4 шт.

- лимонады

24 чел

0

100 г – 4 л

Кроме того, все дети смотрят телевизор ( в среднем на это уходит  30 минут - 8 часов  в день) или пользуются компьютером (от 10 минут до 3 часов в день).

Если брать каждую статью по отдельности, то кажется что потраченная сумма не такая уж и большая, чтобы её сокращать. А вот Бенджамин Франклин, американский политический деятель, чьё изображение напечатано на стодолларовых купюрах, говорил: «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль». Поэтому, чтобы выяснить сколько же тратят младшие школьники на приятные мелочи мы провели второе исследование.

Исследование №2.

Цель: вычислить расходы младших школьников

        Для определения суммы, которую дети могут сэкономить, отказавшись от своих вредных привычек, мы произвели вычисления по формуле С= а•n.

        Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

статьи расходов

количество в месяц

цена, руб

стоимость,

руб

Продукты

- чипсы

1- 16 пачек

17-48

17 - 768

- сухарики

1-30 пачек

7-28

7 - 840

- жевательная резинка

1-10 пачек

14 - 38

14 - 380

- мороженное

летом: 8 – 40 шт.

6 - 20

48 – 800

- лимонады

300 г – 8 литров

10 - 54

10 - 216

Итого:

54 – 3.004

статьи расходов

количество в месяц

цена, руб

стоимость,

руб

Канцтова-ры

карандаши,

2 шт.

8

16

ручки,

2 шт.

10

20

тетради

4 шт.

6

24

ластик

2 шт.

5

10

линейка

1 шт.

5

5

Культурно – бытовые

журналы,

1-2 шт

100

100 – 200

карточки.

2-4 пачки

49

98 - 196

Итого:

273 – 471

        Отдельно вычислим траты на электроэнергию, т.к. здесь расходы зависят не только от времени работы, но и от мощности прибора. К тому же эти расходы можно только сократить, совсем отказаться от этих расходов очень сложно. Стоимость 1000 Ватт - 2р. 17 к.

Прибор

время работы в месяц

мощность, Ватт в час

стоимость, рубли

телевизор,

15 – 240 часов

200 - 400

6р 51к – 208р 32к

компьютер, интернет

5 – 90 часов

200

21р 70к – 39р 06к        

450р.

стиральная машина,

8 раз по 1ч 30 мин = 12 часов

1500

39р 06к

Итого:

67р27к – 736р44к

        Стоит заметить, что в стоимость стирки входит ещё и стоимость порошка. Так на одну стирку по инструкции нужно положить 200г порошка, а это примерно 20 – 30 рублей, в зависимость от цены. В месяц  стоимость стирки может составить 200 – 250 рублей и более.

Таким образом, в месяц получается от 594 – 4.461 рубля расходов, которые младший школьник может сократить. А если каждый раз, когда удается остановить себя и не купить очередную пачку чипсов или сухариков, откладывать эти деньги в копилку, то, через какое – то время, можно накопить на новый сотовый телефон или другую покупку, о которой долго мечтали.


Заключение

Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять свои потребности и свои возможности. Ещё раз вспомним слова Бенджамина Франклина, американского политического деятеля, чьё изображение напечатано на стодолларовых купюрах «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль» и русскую пословицу «Копейка рубль бережет». Экономить можно и на мелочах, а сэкономленные средства потратить на более  полезные покупки.


 Литература

  1. portfolio.1september.ru/work.php?id=552839
  2. www.family-budget.su/structura/budget-semyi
  3. Крючкова В.А. Экономические беседы со второклассниками. - Самара, 1994.
  4. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., 1995.
  5. Федоров А.Н. Экономическое воспитание в школе и дома. - Горький, 1990.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."

Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...

Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса. Обрядовая кукла.

Исследовательская работа по теме "Обрядовая кукла"...

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом.

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом....

Исследовательская работа ученицы 4 класса Аристовой Галины.

Эту исследовательскую работу готовила ученица 4 класса Аристова Галина. Девочка самостоятельно проводила опыты, наблюдения, сама фиксировала данные....

«Зелёные фильтры». Исследовательская работа учениц 3 класса МОУ СОШ п. Салми Алимовой Натальи и Курилович Виктории.

Трудно представить в наше время дом, школу, любое учреждение без комнатных растений. Они  украшают помещения  и создают уют,  улучшают настроение. Целью этой исследовательской работы ст...