Статья "Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников"
статья по теме

Изакенас Оксана Борисовна

В статье использованы статистические данные психологических исследований по проблеме общеинтеллектуального развития современных младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников.

Изакенас О.Б.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 67 г.Томска

        Уровень общеинтеллектуального развития младших школьников, к сожалению, в последнее время падает. Дети при поступлении в школу показывают гораздо более низкий уровень общеинтеллектуального развития, чем дети поступающие  школу даже 20 – 30 лет назад. Они не владеют в должной мере словарным запасом. Первокласснику в своем запасе необходимо иметь около 2,5 тыс. слов. Это тот минимум, который позволит ребенку начать успешное обучение в школе. Бытует мнение, что современные дети знают и умеют значительно больше, чем раньше. Действительно, словарный запас среднего современного ребенка, поступающего в 1 класс,  насчитывает около 2 тыс. слов, что примерно на 500 слов больше, чем у сверстников в начале 20 века. Однако большее количество слов понимается, а не используется, то есть находится в пассивном запасе детей, а активно употребляется зачастую 400–500 слов! 

При этом несформированность речи отмечается у 25–32% будущих первоклассников. Около 5–7% детей не могут определить логическую последовательность событий по серии предлагаемых картинок, что свидетельствует о проблемах установления причинно-следственных связей. Только 12-20% детей, поступающих в школу, имеют высокий уровень сформированности  познавательных функций (внимание, память, речь, зрительно-моторные координации), 5-7% детей относятся к группе «высокого риска». 72-75% детей имеют средний уровень сформированности познавательных функций. Часть детей (12%) имеют низкий уровень развития логического мышления, затрудняются с установлением логической последовательности событий и явлений (причинно-следственных связей), с классификацией предметов и явлений. Трудности зрительно-пространственного восприятия наблюдаются у 23–37% детей. Количество детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, составляет от 39 до 44%.  20% обследованных детей имеют низкий уровень развития внимания и памяти. Значительное число детей (от 35 до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления.

В обществе наметилась тенденция на гуманизацию среднего образования. Главной целью  обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

К сожалению, эти возможности часто реализуются не лучшим образом. Психологические исследования показали, что наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Учебная деятельность нацелена на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.

Это положение может улучшиться в связи с переходом школ на новый ФГОС. При этом необходимо допустить, что часть учителей может быть вновь нацелена исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики.

Однообразное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Данный подход ориентирован на среднего ученика. При этом страдают наиболее способные дети, т.к. они не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная  деятельность оказывается недостаточно нагруженной.

На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности. На данном этапе большое количество программ внеурочной деятельности помогают решить проблему организации общеинтеллектуальной деятельности младших школьников. И это является  средством формирования учебно-познавательной компетенции.

        По мнению психологов, «учебно-познавательная компетенция – это интегрированное качество младшего школьника, направленное на реализацию личностно-значимых и социально-актуальных познавательных потребностей в ходе осуществления мотивированной, познавательной деятельности, сопровождающаяся  овладением знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации».

При формировании и развитии учебно-познавательной компетенции  младших школьников необходимо учитывать современные технологии организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления и другие.

Наиболее эффективное формирование и развитие данной компетенции возможна только через деятельностный подход.

Результат определяется положительной динамикой роста уровня сформированности учебно-познавательной компетенции во внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Можно выделить следующие уровни результативного компонента: творческий (высокий), продуктивный (средний), репродуктивный (низкий).

 Портфолио образовательных достижений младшего школьника используется для более объективного оценивания результатов обучающихся при реализации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Этот документ формируется учащимися на добровольной основе и обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного  процесса учащегося, максимально развивает умения рефлексивной деятельности ребенка, расширяет возможности самообразования. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности и является одним из средств компетентностного подхода к образованию.

Необходимо отметить, что программы внеурочной деятельности являются наиболее актуальными на сегодняшний момент, так как обеспечивают  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Литература:

1.  Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.

3.   Безруких М.Предварительные результаты популяционного исследования

4. Ибрагимова Г.Ф. Перспективы развития и формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников во внеурочной общеинтеллектуальной деятельности на базе лаборатории БГПУ им.М.Акмуллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Младший школьник - юный исследователь". 4 класс.

Программа кружка "Младший школьник - юный исследователь" составлена для учащихся 4-х классов и создана на основе авторской программы А.И.Савенкова "Я - исследователь"....

Презентация к докладу на городском семинаре «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников»

Презентация к докладу "Реализация системно-деятельностного подхода в условиях школы полного дня" включает в себя информацию о работе учителя и воспитателя по единому плану, позволяющему соединить перв...