Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников
статья по теме

ЧЕРЕМИСИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_formy_raboty.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

«Умение учиться – это новообразование, которое,

в первую очередь, связано с освоением

формы учебного сотрудничества».

Г.А. Цукерман

   В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование  общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Современный ребенок и учитель живут в непрерывно увеличивающемся потоке информации, что требует перехода от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы и подготовки его к жизни в новом информационном обществе.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Существует две формы: работа в парах постоянного (ППС) и сменного (ПСС) состава.

Младшие школьники постепенно включаются в работу в сменных парах, приучаются к самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд, требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать те трудности, которые появляются на пути познания.  Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте пирамидки. Они должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и создайте узор из красок зелёного и красного цвета. Узоры должны быть одинаковы.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть:

обсуждение поставленной проблемы;

взаимодиктант;

взаимоопрос;

взаимообмен заданиями.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. 

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию;
  • Случайным образом;
  • По определенному признаку;
  • По выбору «лидера»;
  • По выбору педагога.

Существуют различные виды групповой работы.   Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Пазлы

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

   В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы:

1. Содержание работы должно быть интересно детям.

2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

   В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

    Систематическое и методически правильное применение работы в парах и группах в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренирует способности к само- и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Черемисина Е.А.

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

         Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической сис...

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

Групповая форма работы - один из способов формирования коммуникативных УУД младших школьников

В статье описаны задачи, принципы, виды  групповой работы; даны рекомендации учителю...

статья "Групповая работа –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников."

Статья по теме самообразования «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах» ...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

     Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. ...