самоанализ учителя начальных классов
статья по теме

Овчинникова Татьяна Николаевана

самоанализ учителя начальных классов за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_2013-2014_otn.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

с.Николо-Павловское, ул.Новая,9

_______________________________________________

1. Общие сведения о педагоге:

Ф.И.О. педагога

квалификационная категория

год  присвоения

категории

педагогический стаж

нагрузка в течение года

Овчинникова Татьяна Николаевна

15 лет

18 ч. + 5ч. музыки в 5-8 классах

2. Образовательно- воспитательная деятельность.

2.1.-2.2. Основные направления  деятельности. Результативность деятельности по направлениям в сравнении с прошлым годом (есть ли динамика, в чём проявляется).

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Это обусловило выбор темы по самообразованию: «Использование различных форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС».  

Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.

Задачи:           - сделать процесс познания привлекательным;

                      - создать условия, максимально раскрывающие творческие способности обучающихся;

                        -  создавать ситуацию успеха на уроках.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке, поэтому стараюсь продумывать структуру каждого урока так,  чтобы дети могли открыть для себя  новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый  в меру способностей и возможностей.

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения; в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. 

Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ.  В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. 

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.

Контроль знаний осуществляю в различной форме: индивидуальный опрос; фронтальный; тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.  Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей.  Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести  индивидуальную работу над ними.

           Считаю, что образовательные потребности детей предполагают  комплексную деятельность по формированию  и развитию уровня образованности, применение системы  развития творческих способностей.  В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие  постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.

При работе не обошлось и без сложностей и проблем. Во-первых, это наличие в классе группы детей, испытывающих сложности в обучении (детей ЗПР), требующих особого подхода в обучении. Наблюдения за учебной деятельностью показывают, что если ребенок интеллектуально пассивен, то это приводит его в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Следует уделить этому особое внимание в следующем учебном году.

Во-вторых, особенности УМК «Планета Знаний», требующего хорошей «базы знаний» при поступлении в школу, большой работы не только в классе, а и дома с родителями, что не всегда реализуется в сельской школе.

Распространение педагогического опыта.

Публикации на сайтах:

               http://na4alo4ka.ucoz.ru/index/ovchinnikova_tatjana_nikolaevna/0-23

http://www.proshkolu.ru/user/tata-tagil/

Имеется свой мини-сайт:

               http://nsportal.ru/ovchinnikova-tatyana-nikolaevna

Пополнила свою «копилку» следующими дидактическими разработками:

-Рабочая программа по математике, 2 класс

-Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс

-Рабочая программа по русскому языку, 2 класс

-Рабочая программа по технологии, 2 класс  

-Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс

-Комплексная Контрольная Работа, 2 класс, 1 полугодие  

-Проверочная работа, русский язык, 2 класс, 2 четверть

-Презентация "Аппликация Ёлочка"

-Презентация "Технология проблемного диалога"  

-Урок музыки "Мелодия - душа музыки", 2 класс

-Проект «Как считали в древности» с презентацией

-Проект «Домашние животные» с презентацией

-Проект «Лето-время отдыха и открытий» с презентацией

-Проект « Птицы нашего края» с презентацией

-Презентация к уроку музыки "История возникновения музыки", а также ещё большим количеством презентаций по музыке как для 2 класса, так и для обучающихся 5-8 классов

Данные разработки выложены на вышеуказанные сайты.

В ходе работы  мною разработаны также следующие материалы:

-проекты и конспекты уроков для 2 класса; 

-системы тестов, контрольных работ, листов контроля и оценки знаний;

-инструментарий для оценки и самооценки деятельности обучающихся.

Использование современных образовательных технологий:

Пед. Технология

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии

Систему инновационной оценки «портфолио»

Использование на практике

+

+

+

+

+

+

Стремление к изучению

Ранжирование*

+

Открытые уроки:

- при проведении Дня открытых дверей для родителей 29.11.2013г.:

1. урок русского языка на тему:  «Понятие об орфограмме» (урок-исследование);

2. урок литературного чтения на тему «Рассказ по картине А.А. Пластова "Первый снег"» (мастерская слова.)

- в неделю начальной школы для коллег:

урок музыки  на тему: «Мелодия-душа музыки».

Во время проведения недели начальной школы с целью обмена опытом посетила уроки коллег:

Урок технологии по теме: «Изонить» у Рязаповой Оксаны Дмитриевны,

урок литературного чтения по теме: «Сказкакак один из жанров эпических произведений» у Альт Екатерины Яковлевны.

А также посетила инсценировки сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» (Пихтелёва В.Н.), «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Степная Н.Д,)

2.3.Приняла участие в следующих общешкольных мероприятиях:

Мероприятие

Степень участия (организатор, соавтор сценария, участник или др.)

Примерное кол-во участников (отдельно родителей, обучающихся, коллег, гостей)

Результат

Педагогический совет «Современные педагогические технологии»

Содокладчик (тема: «Музей проживания»)

45 коллег

ШМО  

Доклад на тему: «Технология проблемного диалога»

10 коллег

Решение ШМО: использовать данную технологию в работе

Музей проживания

участник

Брошюра «Стихи и песни о войне»

Концерт к Дню Победы

Готовила детей к выступлению

200 обучающихся, 20 родителей, 3 гостей, 20 коллег

Участие в концерте

2.4. Учебная деятельность в минувшем году.

Предмет

Класс

Автор программы

УМК

Кол-во часов и % выполнения программы

Русский язык

2

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина

«Планета знаний»

171ч., 100%

Литературное чтение

2

Э. Э. Кац

«Планета знаний»

138ч., 100%

Математика

2

М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова

«Планета знаний»

137ч., 100%

Окружающий мир

2

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов

«Планета знаний»

69ч., 100%

Изобразительное искусство

2

Н.М. Сокольникова

«Планета знаний»

33ч., 97%

Технология

2

О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова

«Планета знаний»

34ч., 100%

Музыка

2

В.В. Алеев, Т.И. Науменко

«Планета знаний»

34ч., 32ч.

2.5. Качество подготовки по предмету( успеваемость, средний балл, качество знаний( в сравнении  за год).

Предмет

Класс

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Русский язык

2

51,2

55

3,5

Литературное чтение

2

66

75

4

Математика

2

59,4

65

3,75

Окружающий мир

2

59,2

70

3,8

Изобразительное искусство

2

75,2

95

4,3

Технология

2

77

95

4,35

Музыка

2

80,2

100

4,45

2.7. Работа с неуспевающими.

Работа с неуспевающими обучающимися велась на протяжении всего учебного года. В начале учебного года была определена «группа риска» (обучающиеся, имеющие сложности в обучении). Еженедельно проводились часы коррекции по темам, вызывающим затруднения у данной категории обучающихся, проводилась работа над ошибками контрольных работ, подготовка к ним. Одна ученица была показана на ПМПК и определена во вспомогательную школу. Проводилась работа с родителями данной группы обучающихся.

2.8. Работа с одаренными детьми.

Работа с одарёнными обучающимися велась на протяжении всего учебного года. С ними проводились занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам, а также активно велась работа с проектами.

2.9. Участие обучающихся в  научно-практических конференциях:

Фамилия

НПК

Тема выступления

Результат

Мишин Степан

Районная НПК

Проект «Лето-время отдыха и открытий»

3 место

2.10 . Участие обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НПК:

Мероприятие

Степень участия(организаторы, зрители и др.)

Примерное кол-во участников

Результат

Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе

участники

20 чел.

Рус.яз –Кралина В., Черемных П. (3 место), лит. чтение-Черемных П. (3 место),окр.мир-Черемных П. (2 место)

Олимпиада «Русский медвежонок»

участники

11 чел.

-

Олимпиада «Основы наук»

участники

17 чел.

4 чел.-победа в 1 туре

Олимпиада «Кенгуру»

участники

Результаты неизвестны

Олимпиада «Родное слово»

участники

11чел.

2 чел.-дипломы 2 степени

2.11. Участие в творческих проектах и конкурсах:

Название мероприятия

Уровень участия

место

Кол-во участников

класс

результат

Конкурс ДПИ, ИЗО к Пушкинской неделе

Конкурс чтецов о правилах поведения в школе

Конкурс ДПИ «Новогодний сувенир»

Конкурс ДПИ «Новогодний сувенир»

Конкурс «Тебе, родная, посвящаю…»

Конкурс «Тебе, родная, посвящаю…»

Конкурс ДПИ,ИЗО, посвящённый       8 марта

Конкурс ДПИ, ИЗО

«Живая природа»

Школьный

Школьный

Школьный

Районный

Школьный

Районный

Школьный

Школьный

1, 2, 3 место

                                                               1 место -  Линкевичус Ксенья, Мартюшова Наталья, Черемных Полина

Буткевич Гриша-1 место, Кокшарова Настя – 1место,

Гарин Кирилл-2 место, 1 место

Буткевич Гриша-1 место, Кокшарова Настя – 1место,

Гарин Кирилл-2 место

Черемных Полина (3 место), Гарин Кирилл (2 место)

Черемных Полина (3 место), Гарин Кирилл (2 место)

1 место – Кочергина Катя

13

3

 

10

4

3

2

4

2

2 б

2 б

2 б

2 б

2 б

2 б

Призовые места


Призовые места

Призовые места

Призовые места

Призовые места

Призовые места

Призовые места

благодарность

2.12. Проектно- исследовательская деятельность учителя с обучающимися.

-темы исследовательских работ обучающихся в минувшем году, уровень участия, результат.

-темы на следующий учебный год(согласованы и одобрены на ШМО):

Ф.и.о.обучающегося

класс

Тема проекта исследования

Направление

Предполагаемый продукт исследования

Уровень участия

Мишин Степан

«Лето-время отдыха и открытий»

Окружающий мир

брошюра

Школьный-1 место, муниципальный – 3 место

Гарин Кирилл, Линкевичус Ксенья, Мартюшова Наталья

«Домашние животные»

Окружающий мир

Стенгазета, сборник сочинений

Школьный-3 место

Черемных Полина, Кокшарова Анастасия

«Птицы нашего края»

Окружающий мир

Стенгазета, листовки

Школьный-2 место, муниципальный – 3 место

2.13. Внеурочная деятельность по предмету.

Организация экскурсий по предмету:

окружающий мир – экскурсии на котельную, экскурсия в НТГСПА,

музыка – экскурсия в музыкальную школу.

3.Повышение квалификации и педагогического мастерства  в течение учебного года.

3.2. Распространение педагогического опыта:

Публикации на сайтах:

               http://na4alo4ka.ucoz.ru/index/ovchinnikova_tatjana_nikolaevna/0-23

http://www.proshkolu.ru/user/tata-tagil/

Мини-сайт:

               http://nsportal.ru/ovchinnikova-tatyana-nikolaevna

Открытые уроки:

- при проведении Дня открытых дверей для родителей 29.11.2013г.:

1. урок русского языка на тему:  «Понятие об орфограмме» (урок-исследование);

2. урок литературного чтения на тему «Рассказ по картине А.А. Пластова "Первый снег"» (мастерская слова.)

- в неделю начальной школы для коллег:

урок музыки  на тему: «Мелодия-душа музыки».

Обобщение пед. опыта( тема, уровень аудитории).

Мероприятие

Степень участия (организатор, соавтор сценария, участник или др.)

Примерное кол-во участников (отдельно родителей, обучающихся, коллег, гостей)

Педагогический совет «Современные педагогические технологии»

Содокладчик (тема: «Музей проживания»)

45 коллег

ШМО  

Доклад на тему: «Технология проблемного диалога»

10 коллег

3.3.  Во взаимодействии с родителями выделяю следующие основные функции классного руководителя:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

- вовлечение родителей в общественное управление школой.

Исходя из целей сотрудничества и в соответствии с задачами, учителем разработан и реализуется комплекс мероприятий. Родители принимают участие во всех классных делах. Образована инициативная группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывают помощь в организации походов, экскурсий, коллективных творческих дел, ремонте и оборудовании класса. В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет.

 Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагог использует в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями педагог придает большое значение. Диалог – это ведущая форма общения.

Стало доброй традицией проведение итогового родительского собрания в форме устного журнала «Перелистывая страницы учебного года», на котором  освещаются самые яркие моменты работы с детьми, самые продуктивные формы родительских собраний.

С целью получения дополнительной информации о своих учениках и своевременной коррекции воспитательного процесса используются в работе с родителями диагностические исследования: «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Как помочь второкласснику учиться».

Большинство родителей проявляют интерес к жизни классного коллектива, ко всем успехам и неудачам детей, оказывают помощь во всех делах коллектива. Явка родителей на родительские собрания достаточно высокая (65-70%).

Обучающиеся признают авторитет классного руководителя и родителей.

4. Прогнозы и планы.

Таким образом, считаю свою педагогическую деятельность за год удовлетворительной. На следующий учебный год буду уделять особое внимание детям, имеющим сложности в обучении. Буду использовать следующие   меры по предупреждению неуспеваемости школьников:

-  обязательно проверять  ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;

- обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих учащимся активно усваивать материал;

-  включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;

-  инструктировать о порядке выполнения   работы, используя все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический)

- сосредоточить усилия на  развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

- работать в зоне ближайшего развития ребенка в соответствии с теорией Выгодского о поэтапном формировании умственных действий.

Тема по самообразованию на следующий учебный год:  «Формирование регулятивных  универсальных учебных действий у младших школьников посредством  использования проектных методов обучения».

Цель самообразования:

Изучить основные аспекты и условия формирования регулятивных  универсальных учебных действий у младших школьников посредством  использования метода проектов.

План:  

Освоить основные шаги деятельностного метода обучения.

Разрабатывать уроки русского языка, литературного чтения и окружающего мира с активным применением деятельностного метода обучения.

Освоить совместно с учащимися основные этапы работы над учебным проектом.

Научить организовывать работу с источниками информации по теме проекта.

Представить проекты на НПК

Выступить на МО по итогам своей работы.

На следующий учебный год в школьной научно-практической конференции будут участвовать следующие ученики:

Мишин Степан, Кокшарова Анастасия, Кралина Виктория, Черемных Полина, Гаврилов Александр, Мартюшова Наталья.

 

   Дата

   

   Подпись        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

На своих уроках применяю такие методы как наблюдение, сравнение, сопоставление сходных понятий и явлений, установление признаков общности и отличия, большое внимание уделяет практической направл...

самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов, в котором описаны достижения учителя и учеников, повышение педагогического мастерства и самообразования....

Самоанализ учителя начальных классов

Примерный самоанализ деятельности учителя начальных классов...

самоанализ учителя начальных классов

Мой самоанализ  начальные классы...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ к аттестации...

Самоанализ учителя начальных классов

Я, Дачева Марзият Заурбечевна, 08.11.1976 года рождения, учитель начальных классов               высшей квалификационной категории...