Методическая разработка на основе ФГОС по внеурочной деятельности.
методическая разработка (1 класс) по теме

Коробкина Нина Марковна

Методическая разработка на основе ФГОС по внеурочной деятельности для  1 класса.

Духовно-нравственное направление: «Этика – азбука добра»

Раздел:  Правила общения.

Тема: Несловесные средства общения «Мимика и жесты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на основе ФГОС  

Внеурочная деятельность. 1 класс.

Духовно-нравственное направление. «Этика – азбука добра»

Раздел.  Правила общения.

Тема: Несловесные средства общения «Мимика и жесты»

Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ№1» г.Валуйки

Коробкина Нина Марковна

          Цель деятельности  педагога: создать условия для формирования нравственных понятий, несловесных средств общения

          Планируемые результаты (УУД):

          личностные: применение правил делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие к  собеседнику;

          метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е – планирование решения факультативно-кружковой задачи, оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы;

п о з н а в а т е л ь н ы е – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения кружковой задачи, с проверкой и использованием справочной литературы;

к о м м у н и к а т и в н ы е – восприятия сказки с учетом несловесных средств общения, чтение монологов, стихов и решение проблемных ситуаций;

          предметные: используя несловесные средства общения (мимику и жесты) научаться различать состояние внутреннего мира человека (радость, грусть, удивление, страх и т.д.)

С ц е н а р и й   з а н я т и я:

       

          I.  Организация занятия

          II . Постановка целей и выявление темы занятия.

         

            - Сегодня вы узнаете еще что-то новое об устной речи. А что именно – об этом вы догадаетесь сами.

          1) учитель показывает рукой «Иди сюда», «Садись на стул», машет рукой «Не на этот стул, на другой» и показывает другое место, взмахом руки направляет ученика на скамью, ковер.

           - Учитель спрашивает «Как ты догадался, что я тебя позвал?»  (Вы показали рукой) обобщение: Этот прием общения называется – жест.

           2) учитель показывает на морду «Волка» У-У-У-У и спрашивает:

            - «Что вы увидели у меня на лице» (Испуг).

обобщение: Выражение лица - это есть мимика, еще один прием общения.

            - Кто догадался, о каких приемах общения будет идти речь на занятии? (Мимика и жесты).

             Мимика и жесты помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собою даже целые слова.

           

               Игра - путешествие

             

             - Закрыли глаза ладошками и представьте вид транспорта на котором мы с вами… не поедем, не поплывем, а хором скажите – (П О Л Е Т И М!)

             (учащиеся поднимают руку и определяют транспорт, учитель машет головой и подсказывает жестом – ковер «Самолет»)

              1 остановка «СКАЗКА»                   

           

           Работа со сказкой К.И.Чуковского «Цыпленок».

           Сейчас я познакомлю вас с одним маленьким цыпленком. Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов.

           «Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.

          Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А кот был вот такой.

          Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во все горло закричал:

          - Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли ни молодец.

         Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы, запищал: - Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!

         Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

         В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:

         - Ха-ха-ха! - Ха-ха-ха!  Далеко тебе до петуха!

         А была лягушка вот такая.

         Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так»

        Беседа: -  Смогли вы представить себе цыпленка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они были, понятно?

         - Я помогу вам. Послушайте сказку еще раз и внимательно смотрите на меня. Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику.

         - А теперь увидели вы героев сказки, поняли, какие они? Что же помогло вам их как бы увидеть? Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки. Движения рук, пальцев называют жестами, а выражение лица – доброе, удивленное, злое – мимикой.

     

          2 остановка «Город смайликов»

          Что по мимике смайликов можно определить?

(радость, грусть, удивление, страх и т.д.)  Какой это смайлик?

         Бывает, люди используют мимику и жесты не по назначению (во вред, чаще это плохая привычка) - Мимика и жесты, мешающие пониманию речи: ненужная улыбка во время ответа у доски, лишние движения рук – одергивание курточки, покручивание пуговиц и т.д.

 

 3 остановка «Самостоятельная работа»

        -  Определите жесты и мимику, помогающие понять содержание произведения.

          ( Учащиеся изображают смайлики по состоянию героев.)

        ЧЕРЕПАХА

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко,

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги»

И на камень лягушки кладут узелок.

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

 

К. Чуковский

            ДРАКОН

В дверь диетической столовой

Вошел дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селедки.

Для этой башки –

Пирожки.

 Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

В. Берестов

           ЛОСЬ

В ручеечек смотрит лось.

Удивляется, небось:

Небосвод,

Месяц,

Лось…

И откуда все взялось?

Н.Кордо

         4 остановка «Угадай-ка»

          (Работа в парах)

        - Рассмотрите рисунки и скажите, на каких рисунках-символах и как художник передал радость, грусть, удивление, страх.

          Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Какой рисунок-символ соответствует каждой ситуации? Попробуйте сами нарисовать возле каждого рисунка нужный символ.

         - Рассмотрите рисунки на стр. 39 . Что обозначают мимика и жесты Вини-Пуха и его друзей?

          Итог занятия

          - С какими новыми приемами общения мы познакомились?

 (Жестами, мимикой)

Карточка 1.

        Сегодня Саша был не в настроении, потому что получил тройку.

Он, войдя в комнату, кинул портфель в угол и. не раздеваясь, улегся в постель. Хорошо ли Саша поступил? Почему?

Карточка 2.

       Оля с Наташей гуляли  по парку. Им очень нравились красивые тюльпаны, растущие на клумбах. Девочки нарвали себе большие букеты. Сидевшая на скамейке бабушка, сказала, подружкам, что они плохо поступили. Как выдумаете, почему бабушка была недовольна поведением девочек?

Карточка 3.

       Витя, Вова и Коля пошли в лес. Долго гуляли, устали, решили отдохнуть. Развели костер, перекусили и ушли, а на поляне так и остался гореть костер, и вокруг него были разбросаны фантики от конфет. Что мальчики сделали неправильно?

Трое

          Дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое друзей. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали. Вдруг вдали показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней но…там оказалось только одно место. Как же быть? Это должна подсказать ребятам дружба. На лице одного явно читалось «меня возьмите, меня!». Другой просил шофера «возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего, который думал в это время «раз место одно – нам оно не нужно» и Саша решительно сказал «или всем ехать, или всем идти». Машина уехала.

Два товарища

          Шли по лесу два товарища. Выскочил к ним на дорогу медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего, он упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать. Он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо. Подумал, что мертвый и ушел. Второй слез с дерева смеется «ну что» - говорит –«тебе медведь на ухо сказал». Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от друзей убегают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.

В материале представлена викторина "В мире живой природы"....

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Методическая разработка. "Наши достижения во внеурочной деятельности".

В этой разработке говорится о том, что можно делать в классе, чтобы одноклассники больше узнавали о б увлечениях друг друга....