Требования к современному уроку
методическая разработка на тему

Зайкина Елена Александровна

В данном материале раскрыта группы требований к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_sovremenno.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку (учебному занятию):

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый из нас здесь присутствующих. Мы  постоянно задаем  себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?» 
- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально - ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих. 

Дидактические:

  • использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока (занятия) на основе закономерностей образовательного процесса;
  • реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических  принципов и правил;

- реализация на уроках (занятиях) личностного, системно-деятельностного, компетентностного, развивающего, индивидуально-дифференцированного и других подходов; наличие передовых образовательных технологий;

  • определение оптимального объема содержания учебного материала на уроке (занятии) в соответствии с требованием учебной программы и целями урока; учет уровня подготовленности обучающихся; обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного и отработка на уроке (занятии) именно этого материала;
  • четкое формулирование дидактической (обучающей) цели урока (занятия); определение места урока (занятия) в системе учебных занятий; единство обучающей, развивающей и воспитывающей задач урока (занятия);
  • прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, УУД как в целом на уроке (занятии), так и на отдельных его этапах; создание условий для их успешного освоения;
  • установление осознаваемых обучающимися внутрипредметных и межпредметных связей; связь с жизнью, профессией, личным опытом;
  • выбор наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; оптимальное их воздействие на каждом этапе учебного занятия, обеспечивающих познавательную активность и максимальную самостоятельность обучающихся в приобретении знаний  и умений  с учётом уровня ее подготовки; развитие личности обучающихся;
  • формирование умений учиться, практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности; развитие общеучебных и специальных знаний, умений, навыков;
  • использование на каждом уроке элементов систематического повторения пройденного материала; необходимость непрерывного  и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии;
  • эффективность подачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка.

Методические требования

  1. Стремление педагога самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих учебных занятий (уроков).
  1. Точное  и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку (учебному занятию).
  2. Знание каждым педагогом типологии учебных занятий (уроков) и обоснованный выбор типа, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса (группы обучающихся), темы, раздела.
  3. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» учебного занятия (урока) в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.д., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока (занятия).
  4. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность педагога по обеспечению не только учебной, но и воспитывающей, развивающей  функций урока в процессе обучения.
  5. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на учебном занятии (уроке) именно этого материала.
  6. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
  7. Включение в содержание учебного занятия (урока) упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.
  8. Знание и систематическое использование современных педагогических технологий.

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

  1. Специально спланированная работа педагога по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
  2. Создание реальных условий для проявления каждым ребенком самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной его позиции в обучении.
  3. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).
  4. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
  5. Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических, эстетических условий.
  6. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого педагога на обучающихся.
  7. Четкое следование замыслу плана учебного занятия (урока) и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
  8. Регулярный анализ полученных на учебном занятии (уроке или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития обучающихся.
  9. Оценка (самооценка) работы педагога по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Психологические:

  • проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного учебного занятия;
  • мотивация и активизация развития всех сфер личности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (положительной  Я-концепции);
  • использование средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся;
  • обеспечение успешного восприятия и осмысления изучаемого материала; связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития обучающихся;
  • разумное соотношение побуждения и принуждения обучающихся к деятельности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; применение разноуровневых заданий;

- соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление; определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся; планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска; выполнение обучающимися проблемно-эвристических заданий; оптимальное сочетание контроля и оценки педагогом деятельности обучающихся с самоконтролем и самооценкой обучающихся;

-создание на уроке (занятии) благоприятного морально-психологического климата.

Организационные:

- рациональное использование и распределение учебного времени;

  • общая организационная чёткость (своевременность, установка на деятельность, оптимальный темп обучения, логичность, дисциплинированность); логичность и эмоциональность всех этапов образовательной деятельности;
  • творческий подход к формированию типа, вида, структуры учебного занятия; гибкость и подвижность структуры урока (занятия) в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе;

- оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся на занятии;

- определение структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения;

- организация обратной связи с обучающимися в процессе обучения;

- создание условий для продуктивной деятельности обучающихся на занятии;

- эффективное использование технических средств и средств наглядности;

- организация самостоятельной деятельности обучающихся по формированию знаний, умений и навыков.

Гигиенические:

  • создание и соблюдение благоприятных санитарно-гигиенических условий; гигиенические требования к учебному занятию: температурный режим, регулярное проветривание воздуха в помещении, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков.

        Здоровьесберегающий компонент современного урока представлен в Приложении 1.

        При организации учебного занятия необходимо учитывать и особенности самоорганизации педагога:

- внутренняя готовность к уроку (занятию);

- владение педагогическими техниками: навыки актерского мастерства, умение использовать свои способности как инструмент или средство достижения дидактической цели; речь и голос: интонация (дикция); пластика, мимика, жест, движение;

- самочувствие педагога в начале урока (занятия) и в ходе его (эмоциональность, хорошее настроение, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, быстрота реакции; самоконтроль, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (собранность, доброжелательность);

- психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Достоинства и недостатки современного урока 

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой. 

Предлагаем вам вместе со мной поразмышлять над достоинствами урока: 
Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. 
Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат. 
• Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное. 
• К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков. 
• Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл. 
• Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках. 
• Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока. 
• Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров. 
• И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации. 

Я п
редлагаю  вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Требования к современному уроку"

Данную презентацию я подготовила к педсовету. Есть и текст выступления, если будет нужен, пишите, я скину на свой сайт....

Требования к современному уроку

Методические материалы  к выступлению на   заседании "Школы молодого педагога"....

Требования к современному уроку в начальных классах

Представлен материал педагогического совета по проблеме современного урока в соответствии с ФГОС начального общего образования. В помощь зам.директорам по начальной школе, учителям начальных классов....

Пути совершенствования и требования к современному уроку. Типы уроков.

Доклад и прилагающаяся к нему презентация раскрывают проблемы перехода на ФГОС начального образования. Типы уроков и структура каждого типа урока дают возможность педагогам качественно выстраивать обр...

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к  реализации требований к современному уроку"....