Рабочая программа по внеурочной деятельности художественной студии "Волшебный карандаш"
рабочая программа (1 класс) на тему

Круглова Оксана Олеговна
Программа художественной студии "Волшебный карандаш" общекультурной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности художественной студии «Волшебный карандаш» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы художественной студии «Волшебный карандаш» связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Новизна программы прослеживается в разработке и наполнении содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.

Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника, начинают оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства. Программа ставит целью как можно проще расшифровывать смысл понятий. Это дает возможность прочно заложить их в память детей, создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» детей в искусство. Программа имеет общекультурную направленность.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати – двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и восприятием красоты мира.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Место курса в учебном плане

Программа художественной студии «Волшебный карандаш» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. В первом классе занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Всего 33 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Формы и методы обучения

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: 

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  •  проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

 Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.

Способы проверки результатов освоения программы

Отчет о работе проходит в форме тематических выставок, открытых занятий, конкурсов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения программы художественной студии «Волшебный карандаш» является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  •  называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
  • правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  •  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы художественной студии «Волшебный карандаш» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;

учиться согласованно, работать, планировать свою работу в группе, учиться распределять работу,  уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Тематический план:

Содержание программного материала

Количество часов

1

А что там за окном?

8 ч

2

Как нарисовать сказку

5 ч

3

Удивительное рядом

5 ч

4

Чтобы был праздник

9 ч

5

Время и фантазия

6 ч

ИТОГО

33 ч

Содержание программы

Раздел 1. А что там за окном? (8 часов)

«Лето, ах, лето!» Рисование бабочки при помощи техники монотипия. Рисование цветов, птиц манкой. Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени отпечатками листьев. Рисование ладошкой и пальчиками дерева. «Братья наши меньшие». Рисование котенка белым мелом на черном фоне. Рисование при помощи техники тычок жесткой кисти.

Раздел 2. Как нарисовать сказку (5 часов)

Прослушивание русских народных  сказок: «Теремок», «Петушок – золотой гребешок» сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Просмотр мультфильмов «Машенька и медведь», «Лиса и заяц». Выполнение рисунка иллюстрации цветными карандашами. Рисование петушка ладошками. Рисование рыбки пальчиками. Рисование  медведя фломастерами и цветными карандашами. Конкурс рисунков «Мои любимые сказки».

Раздел 3. Удивительное рядом (5 часов)

«Мороз рисует узоры». Рисование свечей. Рисование облаков при помощи техники зеркальное отражение. «Я и моя семья». Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме цветными карандашами. Рисование кулачками, ладошками и пальчиками «У реки».

Раздел 4. Чтобы был праздник (9 часов)

Конкурс на самый красивый фантик. Рисование цветными карандашами и фломастерами. Праздник русской матрешки. Знакомство с хохломой. Рисование гуашью. Рисование дымковской игрушки ватными палочками. Рисунок-декорация «Сказочный домик. Конкурс на лучший домик. «Наши игрушки» - Выполнение работы при помощи техники коллаж. Поздравительная открытка на «23 – Февраля», к 8 марта. Изготовление афиши к спектаклю. «Вселенная глазами детей». Создание сюжетных композиций на тему Космос». Изображение ракеты.

Раздел 5. Время и фантазия (6 часов)

Фантастические персонажи сказок (Баба-Яга, Водяной, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч). Былинные богатыри. Илья Муромец. Рисование гуашью. Конкурс рисунков на тему «Мои любимые герои». «Салют ко Дню Победы». Рисование на цветной бумаге мелками, пастелью. «Красота вокруг нас». Рисование цветов методом «кляксография-ниточкой». «В предчувствии летних каникул». Создание сюжетных композиций разными художественными средствами.  

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/ Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013г.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
  4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
  5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.
  7. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.

Технические средства обучения

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экспозиционный экран;
  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Сроки прохождения

Примечание

Раздел 1. А что там за окном (8 часов)

Рисование на тему «Лето, ах, лето!»

Смыслообразование, формирование целостного взгляда на мир.

Рисование бабочки при помощи техники монотипия.

Рисование на тему «Мы рисуем цветы»

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов  решения проблем творческого и поискового характера.

Рисование цветов манкой.

Рисование на тему «Осенние краски лесной феи»

Предвосхищение  результата  и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени отпечатками листьев.

Рисование на тему «Осеннее дерево»

Выбор способов решения поставленной задачи.

Формирование основ эстетического отношения к миру.

Рисование ладошкой и пальчиками дерева.

Рисование на тему «Братья наши меньшие»

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Рисование котенка белым мелом на черном фоне.

Рисование на тему «Любимые животные»

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Рисование при помощи техники тычок жесткой кисти.

Рисование на тему «Птицы – наши друзья»

Овладение  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях.

Рисование птицы манкой.

Конкурс рисунков на тему: «Фантастические животные»

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

Предвосхищение  результата  и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

Рисование цветными карандашами.

Раздел 2. Как нарисовать сказку (5 часов)

Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок»

Овладение  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях.

Выполнение рисунка иллюстрации цветными карандашами.

Иллюстрация к русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок»

Овладение  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях

Рисование петушка ладошками.

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка  о  золотой рыбке»

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Овладение  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Рисование рыбки пальчиками.

Иллюстрация к мультфильму «Машенька и медведь»

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Рисование  медведя фломастерами и цветными карандашами.

Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками  на уроке. Развитие воображения и фантазии.

Раздел 3. Удивительное рядом (5 часов)

Рисование на тему «Мороз рисует узоры»

Выбор способов решения поставленной задачи.

Формирование основ эстетического отношения к миру.

Рисование свечей.

Рисование на тему «Облака»

Выбор способов решения поставленной задачи.

Формирование основ эстетического отношения к миру.

Воспитание усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Рисование облаков при помощи техники зеркальное отражение.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Выбор способов решения поставленной задачи.

Формирование основ эстетического отношения к миру.

Рисование цветными карандашами.

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Предвосхищение  результата  и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

Рисование на тему «Родина моя»

Передача красоты родного края выразительными средствами.

Рисование кулачками, ладошками и пальчиками «У реки»

Раздел 4. Чтобы был праздник (9 часов)

Конкурс на самый красивый фантик

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Изображение орнамента для фантика  разными художественными средствами.

Рисование цветными карандашами и фломастерами.

Праздник русской матрешки. Знакомство с хохломой.

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы Рисование гуашью.

Рисование на тему «Дымковские игрушки»

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

Рисование ватными палочками.

Рисунок-декорация «Сказочный домик. Конкурс на лучший домик.

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Овладение  практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Рисование цветными карандашами и фломастерами.

Рисование на тему «Наши игрушки»

Предвосхищение  результата  и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

Выполнение работы при помощи техники коллаж.

Поздравительная открытка на «23 – Февраля»

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии

Поздравительная открытка к 8 Марта

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии

Изготовление афиши к спектаклю

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Рисование гуашью.

Рисование на тему «Вселенная глазами детей»

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.

Создание сюжетных композиций на тему Космос». Изображение ракеты.

Раздел 5. Время и фантазия (6 часов)

Фантастические персонажи сказок (Баба-Яга, Водяной, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.

Рисование гуашью.

Былинные богатыри. Илья Муромец.

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.

Рисование гуашью.

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые герои»

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.

Изображение сказочных героев  разными художественными средствами.  

Рисование на тему «Салют ко Дню Победы»

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии.

Рисование на цветной бумаге мелками, пастелью.

Рисование на тему «Красота вокруг нас»

Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.

Рисование цветов методом «кляксография-ниточкой».

Коллективная работа «В предчувствии летних каникул»

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками  на уроке. Развитие воображения и фантазии.

Создание сюжетных композиций разными художественными средствами.  

ИТОГО: 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»

Рабочая программапо  внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебный карандаш»

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.Актуальность программы о...