Концепция учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"
материал на тему

Денисенко Елена Александровна

Концепция учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция учителя начальных классов

Денисенко Елены  Александровны.

*  *  *

Район есть  в области центральной,

Он небольшой, провинциальный,

Из летописных из времен

Как Кантемировский зовется он.

Воспитывает много он ребят

И каждого заслугам очень рад

Стоят за этим педагоги

Они идут решительно по творческой дороге

Одна из них на конкурс их ведет,

В котором мастерство учителя растет.

В нем лучшего из лучших выбирают

Умения, в трех турах проверяют:

Эссе, концепция, урок –

И выполнить все нужно в минимальный срок.

Итог всему финал подводит,

В него случайный не проходит.

Народец-то в районе, каждый знает - зрячий,

О конкурсе «Учитель года» многое судачит.

Но все-таки оценка за труды единогласна:

«Да! Педагогика в провинции - прекрасна!

И направленье это нужно развивать»

А значит, конкурс стоит продолжать!

Пусть набирает обороты он!

И прославляет Кантемировский район! 

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

     Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

      В Осиковской школе я работаю 22-й год. За это время многое изменилось. Даже старенькое деревянное здание школы превратилось в прекрасный двухэтажный храм науки. Были времена, когда в школе училось более 100 детей, сейчас менее 40. Малое количество учеников только на поверхностный взгляд – благо. Действительно, с одной стороны, индивидуальная работа, которую требуют в больших школах, у нас практически на каждом уроке, но в результате дети привыкают, что с ними «нянчатся», не учатся самостоятельности, не умеют преодолевать возникающие трудности, знают, что учитель всегда рядом, всегда придёт на помощь. А хотелось бы, чтобы наши дети выросли самостоятельными. Над проблемой формирования учебной самостоятельности младших школьников я и работаю последние годы.

     Идея о необходимости развития учебной самостоятельности как важнейшем компоненте целостной личности имеет давнюю историю. Ещё Сократ, высоко оценивая возможности каждого индивида к познанию, подчёркивал необходимость умелого руководства познавательной активностью и самостоятельностью обучаемых.  

     Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность-ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.        Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:

  • способность к обнаружению учебной задачи;
  • умение сделать выбор;
  • способность обобщать;
  • развитие речевых умений;
  • самоконтроль и рефлексию;
  • способность планировать.

     Для человека, умеющего учиться, всякая новая задача – это задача с недостающими условиями. "Это мне известно, а вот это не известно. Вот чего мне недостает для решения задачи", – так в общем виде выглядит ответ на вопрос "чему учиться", так формулируется суть проблемы самообучения. Решение этой проблемы начинается с вопроса о том, как найти неизвестное.

     Человек, умеющий учиться, ясно осознает свои возможности, а следовательно, свою ограниченность: недостатки знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией (задачей), неумелость, некомпетентность. И, сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, умений, способностей, он не уклоняется от нее, а ищет средства расширить свои возможности, изучает чужой опыт (в т. ч. и книжный) или изобретает то, чего в опыте других людей, в культуре еще не было. Умеющий учиться также умеет, любит сам искать такие задачи, для которых у него недостает средств решения.

      В современной школе, в век новых технологий учителю приходится осваивать современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии. Все эти годы прошли в поиске форм и методов обучения. В своей работе использую игровую технологию, здоровьесберегающую, технологию педагогического сотрудничества.

    Учитель начальных классов является главным проводником в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся работа моя строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать. И мои питомцы охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны.

     В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики, проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и, конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. «Изюминка» моих уроков математики – устный счёт. Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. На урок «приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом включаются в урок и он проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На этом уроке на практике осуществляю вопрос дифференцированного обучения младших школьников. Помогает мне в этом использование компьютера. Хочу сказать, что все учащиеся любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их возможностям. Каждый стремиться решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания. Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения.

     

     

     На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа:

         - над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

        - над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

        - над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

        - над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка.

        Детям нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы обучения грамоте приносят большой успех и хорошие результаты.

     Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаю над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаюсь к истокам слова. Вместе с ребятами подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты, проводимые на уроках. При изучении различных орфографических правил использую элемент занимательности в виде игр, загадок, стихотворений, развивая словесно-логическое мышление.

     

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. Приоритетной задачей этого курса «является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого». Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. На уроках окружающего мира проводим беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки. Занятия проводим и на улице, и в помещении. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети  всё это делают с большим удовольствием. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Также пробую индивидуальную, групповую, коллективную деятельность на уроке. Учу своих детей от простого к сложному, учу тому, без чего в жизни человеку не обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче – формированию самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию высокой работоспособности.

        Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием.

     Стараюсь, чтобы дети любили меня, но не «сюсюканьем», а строгостью и лаской, разумностью и добросовестным трудом.  

     Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.

     Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

     И как бы не сердился порой учитель на своих учеников, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети - моя радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....

Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"

Эссе учителя начальных классов для профессионального конкурса "Учитель года"...

Концепция учителя начальной школы

Основным условием формирования творческих способностей я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, проектной,  научно-исследовательской.И...

Педагогическая концепция учителя начальных классов

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к  будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детски...

Презентация "Педагогическая концепция учителя начальных классов"

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...

Концепция учителя начальных классов МКОУ Сагуновской СОШ Бакаловой Надежды Борисовны. Информационные технологии на уроках в начальной школе

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования &ndash...