Место и роль «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 в социализации детей с ОВЗ.
статья на тему

Будинец Елена Алексеевна

Опыт работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_sentyabr_2014_v_samare.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции

«Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области»

Место и роль «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 в социализации детей с ОВЗ.

Я встречаю тебя у порога,
Дальше вместе идти нам с тобой.
Ждет нас знаний большая дорога -

Это труд каждый день непростой.
Но мы вместе, мы справимся. Верно?
По крупинкам успех соберем.
Открываются школьные двери,
Мы навстречу друг другу идем…
                                                   

                                                          Н. Гегер

 К нам в социальную гостиную приходят дети совершенно беспомощные: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания, многие дети с различными заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, наших детей приходится долго и упорно обучать.

Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л. С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание детей с ОВЗ является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

Наша практика показывает, что даже сами «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться, обуваться, пользоваться туалетом, соблюдать правила личной гигиены).  «Главный принцип в работе с такими детьми- это воспитывающий характер обучения. В ходе учебно - воспитательного процесса мы приучаем детей  к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».(Пример с Димой Андрияновым – музыка) Система сработает всегда.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с ограниченными возможностями у нас вышли дополнительные предметы, такие как музыка, информатика, биссероплетение, ЛФК, домоводство и ручной труд. Социализация ребенка в нашем учреждении, в нашей гостиной красной чертой проходит по всем занятиям. Воспитывая детей, мы обращаем взор ко всему доброму, вечному, благому.

На уроках музыки дети начинают петь, учатся слушать музыку. У нас есть дети, которые не выносят шум, громкие звуки. Учитывая это, мы, с одной стороны, оберегаем от этого, а с другой стороны – постепенно помогаем привыкать к условиям занятия: слушать музыку, слушать пение других детей, участвовать в праздниках. Чтобы подготовить ребенка к выступлению,уходит большое количество времени. В этом участвуют дети, родители и педагоги. (Пример Жени Бурова)Все знают Женю Бурова и его выступление на большом школьном концерте. Сколько было нежности и теплоты в его глазах, в голосе, когда он пел песню про маму. В прошлом году в конкурсе для детей – инвалидов «Золотой ключик» приняли участие все дети из социальной гостиной. Это высокий результат нашей работы.

Достаточное внимание уделяется физической культуре. Учитель ЛФК составила для наших детей доступную программу, что позволяет нашим детям развиваться всесторонне, в соответствии с физическими возможностями каждого ребенка. Дети учатся  выполнять физические упражнения вместе, сопереживать, помогать друг другу, что значительно повышает собственную самооценку и способствует уверенности в себе, а это качество крайне важно для успешной социализации в коллективе.

Очень любят наши дети уроки информатики. Они тоже пытаются шагать в ногу со временем. Компьютерные игры помогают развивать память, внимание, мышление.  

Л. С. Выготский подчеркивал, что организованный особым образом труд обеспечивает ребенку с ОВЗ все: общение, речь, сознание. На уроках домоводства мы стремимся к тому, чтобы занятия приобрели одну из форм совместного процесса взрослого и детей, в котором задачи обучения и воспитания решались бы в сотрудничестве педагога с его воспитанниками и их родителями.

Дети в нашей группе разные не только по возрасту, но и по уровню развития. Но, из- за того, что дети вынуждены находиться вместе, они принимают друг друга такими, какие они есть. Посильную помощь нам оказывают девочки из старших классов. Они сопровождают наших детей , играют с ними на переменах. У нас налаживается волонтерское движение

И очень приятно видеть, что из года в год наших детей все больше принимают в школе. Наших детей любят…

Опыт работы с нашими детьми говорит о том, что нам еще больше внимания нужно уделять различным видам трудовой деятельности, в частности, самообслуживающему труду, чтобы ребенок, оставшись один дома, мог себя обслужить, а также ОПТ.

Побуждая детей к прекрасному, мы расширяем социокультурную среду. Выезжаем в развлекательные центры, на природу, в музеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающем пространстве школы-интерната VIII вида

Исследование всевозможных методов и приёмов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяющих оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с п...

Доклад для выступления на педсовете по теме «Школа-интернат как центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»

Доклад для выступления на педсовете по теме «Школа-интернат как  центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»...

Педсовет «Место и роль школы в социализации детей»

Выступление«Место и роль  школы в социализации детей»...

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Инновационные технологии в социализации детей с ОВЗ в школе-интернате

Применение "Лепбука" для социализации детей с ОВЗ...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...