Доклад "Разрешение конфликтов"
статья (1 класс) на тему

Тимошенко Вера Викторовна

Доклад на педагогическом совете на тему "Разрешение конфликтов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razreshenie_konfliktov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа «Загорские дали».

141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

тел. факс -  548-35-48

Доклад

на педагогическом совете

по теме: «Разрешение конфликтов»

Содокладчик

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тимошенко Вера Викторовна

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов. Позиций, мнений, взглядов участников взаимодействия.

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения противоречия в коллективе. Иными словами можно сказать, что сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать русской поговоркой «нашла коса на камень».

Как мы уже поняли из выступления социального педагога, Татьяны Николаевны Красновой, конфликты бывают разные, и происходят они между разными возрастными категориями: начиная с первоклассников заканчивая взрослыми. Давайте послушаем диалог ученика с учителем (дать текст учителям чтобы прочитали).

— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил...

 Что произошло? Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват (рассказать про Мирона).  Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт».(Слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу).

Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте? (Гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы).

Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, коллективе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения. Давайте попробуем оценить свой уровень конфликтности. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты. Учителям раздается анкета (Е. И. Рогов « Психология общения», с.268)). Ключ: ответ а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.

Участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения в конфликтной ситуации (Р. Блейк и Дж. Моутон):

  1. сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;
  2. компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;
  3. избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём;
  4. приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

А теперь я познакомлю вас с методикой «Хорошего общения» , которая поможет нам в будущем преодолевать и разрешать конфликты. Но сначала мы должны согласиться с китайской поговоркой: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Когда возникает конфликт, то его участниками являются двое, а значит и решать этот конфликт нужно совместно, сообща.

Итак, первое, что надо делать для ослабления конфликтности,  - это проявлять эмпатию, чтобы приблизить оппонента к нормальному уровню общения . Для этого нужно войти в положение другого человека и попытаться понять его чувства, т. е. сделать то, что называют «влезть в его шкуру», «надеть его ботинки и пройти немного», может быть вспомнить, что и с вами было что-то подобное. Это поможет партнёру по беседе или конфликту более свободно рассказывать всё что он думает и чувствует в данный момент.

Второе средство смягчения конфликта – это валидация, т. е. подтверждение переживаний другого человека, выражение веры и согласия с тем, что они действительно серьёзны.

Третье, что необходимо в ходе конфликта, - это осознание или прояснение ситуации. Отношений и пр. Осознание обычно осуществляется с помощью вопросов, задаваемых с целью получить нужную информацию о проблеме конфликта.

Четвёртое умение, необходимое в конфликте, это – обобщение, т. е. повторение, перефразирование проблемы или её главных моментов, чтобы у каждого участника конфликта была уверенность, что и как было понято в ходе общения и конфликта.

Если вы в позиции слушающего:

  • проявляйте терпимость (не прерывайте, не мешайте)
  • не давайте оценок человеку (если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противостоять вам)
  • не давайте советов (помните. Что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами)

Если вы в позиции говорящего:

  1. Не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось.
  2. Не придумывайте!
  3. Не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях, мыслях.
  4. Не характеризуйте личность оппонента! Вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды…
  5. Не обобщайте! Избегайте слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего оппонента, приводите конкретные факты.

 Если конфликт уже состоялся или он назревает, а вы чувствуете, что ни к чему хорошему он не приведёт, то можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду».  Знания о приемах правильного поведения в конфликтах укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций. Моё выступление мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы:

«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»

Общение в коллективе часто напрямую зависит от характера каждого из нас. Хотите узнать новое о своём характере? Методика «Нарисуем свой характер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать школьных конфликтов

Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....

Презентация "Конфликты в начальной школе"

Представляю методическую разработку и презентацию по указанной теме....

Классный час "Как мы разрешаем конфликты"

рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...

Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ1.     КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ  1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ  1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов.

Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов (из опыта работы)....

Понятие конфликта,типы конфликтов и их причины в педагогической деятельности.

Понятие конфликта,типы конфликтов и их причины в педагогической деятельности....