Программа внеурочной деятельности "Мой мир" (Арт-терапия)
рабочая программа (1 класс) на тему

Мельник Людмила Николаевна

Одним из средств сохранения психологического здоровья первоклассников, адаптации его к школьной жизни выступает арт-терапия, которая является средством преимущественно невербаль­ного общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста. Изо­бразительная индивидуальная и групповая деятельность позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния: она также является средством свободного самовыражения; вызывает положи­тельные эмоции, формирует активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала и внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

В коррекционно-развивающей программе «Мой мир» акцент делается на такие разновидности изобразительного искусства, как живопись, скульптура, декоративно-прикладное ис­кусство, а также на театральное и хореографическое искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.vn_.deyat_._moy_mir.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности  МОУ «Любомировская СОШ»

социального направления   МОЙ  МИР  (Арт-тератия)  (33 ч.)

Пояснительная записка

Одним из средств сохранения психологического здоровья первоклассников, адаптации его к школьной жизни выступает арт-терагшя, которая является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста. Изобразительная индивидуальная и групповая деятельность позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния: она также является средством свободного самовыражения; вызывает положительные -эмоции, формирует активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала и внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

В коррекционно-развивающей программе «Мой мир» акцент делается на такие разновидности изобразительного искусства, как живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, а также на театральное и хореографическое искусство, где ведущую роль в коммуникации играет визуальный канал.. Играя с песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками, дети создают собственное уникальное изображение. Исполняя различные роли, танцуя, дети учатся выражать свои мысли, чувства, настроения. В процессе индивидуального или группового творчества они получают новые знания, познают социальные нормы и правила, приобретают социальный опыт.

Для успешной реализации программы необходима специально оборудованная комната для проведения индивидуальных и групповых тренинговых занятий, психологической разгрузки школьников; подносы с песком для индивидуальной и групповой работы, «коллекция» миниатюрных фигур людей, животных, растений; глина или солёное тесто, сухие и акварельные краски, цветная бумага.

Программа «Мой мир» разработана для детей 6-8 летнего возраста, ориентирована на достижение второго уровня результатов. Общая продолжительность в 1 классе - 33 часа;  во 2-4 классах -34 часа; по одному занятию в неделю.

Цель программы - сохранение психологического здоровья детей   средствами арт-тсрапии.

Задачи программы:

• формировать у  детей позитивный образ «Я»;

• повысить уровень уверенности;

• развить сенсорные и моторные качества ребенка;

• развить познавательный интерес и творческую активность;

• снизить уровень эмоционального напряжения детей.

Планируемые результаты

В результате освоения программы ученики

Узнают:

о причинах, вызывающих эмоциональное и физическое напряжение;  о способах снятия эмоциональной) и физического напряжения;

• о разновидностях искусства.

Получат опыт:

выражения своих эмоций и чувств в творческой работе;

• межличностного общения и группового взаимодействия;

• преодоления негативных представлений о собственной личности.

Смогут:

самостоятельно снимать мышечное напряжение;

• распознавать свои эмоции и овладевать ими;

• анализировать свое эмоциональное состояние.

В ходе освоения программы ученики получат возможность формирования  универсальных учебных действий:

В сфере  личностных  учебных действий формируется умение делать выбор при поддержке учителя, других участников группы и предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества; делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей социальные правила как основа  общечеловеческих базовых ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики с помощью учители овладевают учебными действиями по формулированию цели своей деятельности; учатся высказывать свое предположение; учатся проговаривать последовательность своих действий; учатся совместно с педагогом и другими участниками группы давать эмоциональную оценку своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); учатся добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и в ходе коллективной деятельности; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

В сфере коммуникативных универсальных, учебных действий обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять своё несогласие; овладевают навыками сотрудничества  в  группе по совместному решению учебной задачи; объективному оцениванию своего вклада в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению.

1 класс

№ п/п

   Наименование тем

Количество часов

                                Форма представления результата

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практи

ческие занятия

Здравствуй, песок

1

1

"Сказка о том, как мы подружились…".

Таинственные следы

1

1

Выставка индивидуальных работ на песке «Таинственные следы», оформленная в кабинете

Игры  волшебника

1

1

Выставка индивидуальных работ на песке «Волшебный мир», оформленная в кабинете

Карта моего внутреннего мира

1

1

Выставка карт внутреннего мира ребёнка, оформленная в кабинете

Котелок отличного

настроения

1

1

Выставка индивидуальных работ «Рецепт напитка «Отличное настроение», оформленная в кабинете

Я - волшебник

1

1

Выставка  индивидуальных работ

на песке «Мой волшебный мир», оформленная в кабинете

Цветные превращения

1

1

Выставка рисунков «Этот разноцветный мир», оформленная в кабинете

Полянка для сказочных друзей

1

1

Выставка групповых работ из манки «Полянка для сказочных друзей», оформленная в кабинете

В стране  новогодних эмоций

1

1

Оформление новогодней открытки «Передай настроение» на стенде

Я - скульптор

1

1

 Представление коллективной скульптуры

Театр масок

1

1

Оформление  стенда  «Лучшие качества человека».

Весёлые и грустные кляксы

1

1

Выставка индивидуальных творческих работ «Весёлые и грустные кляксы»

Добрые и злые кляксы

1

1

 Вставка работ.

В школе волшебников

1

1

Представление коллективного коллажа «В школе волшебников», оформленная  в кабинете

Волшебные зеркала

1

1

Представление коллективной работы на стенде.

Танец  радости

1

1

Вставка работ.

Скульптура гнева

1

1

Вставка работ.

Мы люди – я человек

1

1

Выставка индивидуальных творческих работ

Наша бабочка

1

1

Представление творческих работ

Автопортрет

1

1

Выставка индивидуальных работ

Мое имя

1

1

Выставка индивидуальных творческих работ

Я и моя семья.

1

1

Оформление новогодней открытки

Вместе веселее

1

1

Представление коллективной работы

Удивительное путешествие

1

1

Представление коллективной работы

Семья динозавров

1

1

Представление коллективной работы

Открытки на память.

1

1

Оформление  открытки

Коллаж "Сказочная птица"

1

1

Представление коллективной работы

Путешествие Солнечного зайчика

1

1

Представление коллективной работы

Каракули

1

1

Выставка индивидуальных работ

Лепим свой страх (любое негативное чувство)

1

1

Выставка индивидуальных работ

Рисование по кругу.  

1

1

Обсуждение работ и совместной деятельности

Город  «Счастливое детство»

1

1

Выставка индивидуальных работ

Заключительное занятие.

1

1

Выставка индивидуальных творческих работ

ВСЕГО:

33

Содержание деятельности 

1.  Здравствуй, песок

Тренинг на снижение психофизического напряжения, развитие моторики у пальцев. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой; погладь по плечу; поздоровайся улыбкой; скажи приятные слова всем детям; воздушный поцелуй и др.) "От чистого сердца, с любовью – здравствуйте!". Создание доверительной обстановки. Упражнение  Знакомство". Правило: подружись с песком.  Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Песочный дождик", "Песочный ветер".  Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками.  Этап вербализации: "Сказка о том, как мы подружились…".  Ритуал окончания занятия – "Похвали себя за работу"

2. Таинственные следы

Тренинг на снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, образного мышления;. Знакомство совместно со взрослым с песком (прикосновение к нему; внутренней и внешней стороной ладоней, игра пальцами, рисование узоров). Проговаривание с помощью педагога ощущений, чувств от прикосновения с материалом. Развитие воображения (придумывание существ, которые могли оставить эти следы). Организация групповой рефлексии. Оформление выставки «таинственные следы».

     

  3. Игры волшебника

Тренинг на снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, образного мышления. Коллективное прослушивание начала сказочной истории. Индивидуальное строительство на песке воображаемого игрового пространства, заселение его сказочными персонажами (из «коллекции» миниатюрных фигур). Введение в игровое пространство разрушающих сил. Индивидуальное изменение созданного на песке мира. Разыгрывание под маской сказочного героя ситуации борьбы со злом. Восстановление воображаемого мира на основе придуманного продолжения сказки. Оформление выставки работ «Волшебный мир».

  4. Карта моего внутреннего миря

Тренинг на формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение ребёнка с родителями. Индивидуальное рисование акварельными красками своего внутреннего мира с обозначением того, что уже в себе ребёнок открыл и знает, например, «океан Любви», «гора Смелости», «река Дружбы». Проведение друг для друга «экскурсий» по своим картам. Проговаривание с помощью педагога своих действий (С какого места началось путешествие? Где оно закончилось? Что было сложнее изобразить? Хочется ли что-нибудь изменить? Что больше всего понравилось на своей карте и карте другого?). Оформление работ на стенде в кабинете.

5. Котелок отличного  настроения

Тренинг на развитие воображения, на повышение уверенности в себе. Коллективное приготовление отличного настроения. Обсуждение на тему «Из чего сделано отличное настроение». Выражают свои суждения, эмоции в материале. Работа с пластилином, красками, цветной бумагой. Проговаривание с помощью учителя своих ощущений, чувств от совместной творческой работы. Оценивание своего вклада л общее дело (Что для тебя хорошее настроение? Из какого материала ты это сделал? Почему? Хочется ли тебе что-то изменить? Что бы ты добавил? Почему? Что ты хочешь приготовить ещё"?). Оформление выставки индивидуальных работ «Из чего сделано отличное настроение».

6  Я - волшебник

Тренинг на самокоррекцию: осознание и выражение своих чувств, творческого  воображения. Индивидуальное строительство на песке сказочного мира с использованием свободно выбранных из «коллекции» фигурок. Рассказывание под руководством учителя о созданной сказочной стране (Что это за мир? Какие существа его населяют? Откуда они пришли? Какой у них характер? Какие события будут происходить с героями дальше?). Внесение изменений в созданный сказочным мир. Оформление выставки работ «Мои волшебный мир».

7  Цветные превращения

Тренинг на развитие сенсорных способностей; воображения, навыков бесконфликтного общения. Коллективное прослушивание начала истории «О том, как поссорились Жёлтый и Синий цвета». Выдвижение предложений развития  истории. Проведение в парах эксперимента  по смешиванию красок. Наблюдение за созданием новых оттенков. Создание рисунка «Этот разноцветный мир» в парах  с использованием цветов, полученных и ходе  эксперимента.  Групповая рефлексия. Оформление выставки  рисунков.

8 Полянка  для сказочных друзей

Тренинг на формирование представлений о себе; развитие коммуникативных навыков» творческого воображения. Групповое создание сказочной поляны с использованием цветной манки на основе самостоятельно выбранных из «коллекции»  трёх героев, Соблюдение совместно принятых правил: работать по очереди; не разрушать построенное другими, а дополнять; не ссориться. Групповая рефлексия. Оформление выставки работ,

  9.  В стране новогодних эмоций

Тренинг на расширение представлений о чувствах; формирование умений соотносить цветовую гамму с образом, освоение художественных приёмов изображения определенных эмоций и чувств. Коллективное создание праздничной музыкальной открытки для друга «Передай настроение». Индивидуальное выражение эмоций и настроения в материале (работа с красками, цветной бумагой), музыке или танце. Коллективное составления рассказа «Как началась наша дружба». Групповая рефлексия. Представление открытки на стенде.

 10. Я-скульптор

Тренинг на формирование навыков сотрудничества, развитие творчества. Создание групповой скульптуры «Дерево радости». Индивидуальное выражение состояния в материале. Работа с глиной, пластилином или солёным тестом. Групповая рефлексия. Представление своей скульптуры на выставке.

11. Театр масок

Тренинг на развитие способности доверять другим в группе, оказание помощи детям в выражении своих эмоций, чувств, на развитие рефлексивных действий. Коллективная работа. Использование в театральной игре масок отрицательных сказочных героев. Организация коллективного обсуждения (Какие эмоций у тебя вызывает волк? Какие качества лисы тебе не нравятся? Предположи, какие чувства могут вызвать у окружающих поступки этих героев?). При помощи учителя школьники выстраивают свою речь, анализируют эмоции, настроение. Индивидуальная работа. Придумывание и разыгрывание ситуаций, в которых отрицательные сказочные герои становятся положительными. Групповая рефлексия. Оформление стенда «Лучшие качества человека».

12 Весёлые и грустные кляксы

Тренинг на умение распознавать чувства и эмоции; на стимуляцию их проявления; на развитие наблюдательности и активности. Самостоятельное придумывание волшебной истории «Сказка моей кляксы» с преобразованием увиденного образа, сделанной кляксы. Групповая рефлексия. Оформление выставки работ.

13. Добрые и злые кляксы

Тренинг на умение распознавать чувства и эмоции; на стимуляцию их проявления; на развитие наблюдательности и активности. Самостоятельное придумывание волшебной истории «Сказка моей кляксы» с преобразованием увиденного образа, сделанной кляксы. Групповая рефлексия. Оформление выставки работ.

14. В школе волшебников

Тренинг на расслабление, снятие мышечного напряжения, развитие креативности, способности к абстрактному мышлению детей. Составление коллективного коллажа «В школе волшебников». Работа с цветной бумагой, фотографиями, природным материалом, клеем, цветными карандашами. Индивидуальное изготовление элементов, соединение их в общий сюжет. Проведение под руководством учителя коллективного анализа коллажа (Почему именно эти элементы были выбраны вами? Почему- так расположены элементы на листе? Как они дополняют общую идею коллажа? Прослеживается ли в коллаже сюжет? Хочется ли что-нибудь изменить?). Групповая рефлексия. Представление коллективной работы на стенде.

   15. Волшебные зеркала

Тренинг на  формирование  положительной  "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижения тревожность, выявления  положительных черт личности. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).  Создание доверительной обстановки: упражнения "Волшебная палочка", "Кричалки".  Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.  Упражнения "Волшебные очки", "Превращения", "Шляпа героя ".  Индивидуальная работа: "Я в волшебном зеркале".  Этап вербализации: метод личностной перспективы, рассказ о себе.  Ритуал окончания занятия – рефлексия

16. Танец  радости

Тренинг на  формирование  умения детей распознавать чувства и эмоции и передавать их движением и живописью, развивает умение управлять телом Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).  Создание доверительной обстановки: упражнения "Круг друзей", "Гусеница".  Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Танцы-противоположности", "Передай настроение", "Музыка и движения радости", "Краски радости".  Работа в парах "Повтори движение".  Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто).  Этап вербализации: метод вербальной и невербальной коммуникации.  Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях   

17. Скульптура гнева

Тренинг на  формирование  умения распознавать и изображать в скульптуре "гнев"; способствует элиминации гнева, активизирует ассоциации детей. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).  Создание доверительной обстановки: упражнения "Перо феи", "Гусеница".  Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Танцы-противоположности", "Передай настроение движением", этюды "Я сердит…", "Гнев".  Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто).  Этап вербализации: метод вербальной и невербальной коммуникации, преобразования гнева, создание волшебства.  Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях 

18. Мы   люди – я человек

Тренинг  на мобилизацию творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, на формирование фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей ребёнка  и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

19. Наша бабочка

Тренинг на умение работать в паре    корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, на формирование  нравственного развития личности, обеспечивающее  ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения, на  более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), на формирование открытых, доверительных, доброжелательных отношений с педагогом.

20.. Автопортрет

Тренинг на свободное самовыражение, предполагающее атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; на создание условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

21. Мое имя

Тренинг на свободное самовыражение, предполагающее атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; на создание условий для личностного рост ребёнка, на приобретение  опыта новых форм деятельности, развитие способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

22 . Я и моя семья.

Тренинг  на формирование положительных эмоций, помогающих преодолеть апатию и безынициативность, на формирование более активную жизненную позицию;

23.  Вместе веселее 

Тренинг на свободное самовыражение, предполагающее атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;  на улучшение самооценки, исключение неадекватных форм поведения, налаживание  способов взаимодействия с другими людьми.

24. Удивительное путешествие

Тренинг на формирование навыков сотрудничества, развитие творчества,  на формирование положительных эмоций, помогающих преодолеть апатию и безынициативность, на формирование более активную жизненную позицию;

25. Семья динозавров

Тренинг на формирование положительных эмоций, помогающих преодолеть апатию и безынициативность, на формирование более активную жизненную позицию; на формирование навыков сотрудничества, развитие творчества,   развитие ценных социальных навыков, связанных  с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяющей  решать общие проблемы;  возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

26. Открытки на память.

Тренинг на сближение детей на расширение представлений о чувствах; формирование умений соотносить цветовую гамму с образом, освоение художественных приёмов изображения определенных эмоций и чувств.

27. Коллаж "Сказочная птица"

Тренинг  на создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях,  на  возникновение ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате на мобилизацию целебного потенциала эмоций.

28. Путешествие Солнечного зайчика

Тренинг на    снижение уровня тревожности, помощь в осознании взаимосвязи с окружающим миром и формировании созидательной установки на стремление к коммуникативному общению, через создание коллективной работы.

29. Каракули

Тренинг на формирование релаксации, эмоционального и моторного самовыражения, снятие внутреннего контроля, развитие воображения, получение диагностической информации.   ( Настрой. Рисуем воображаемые каракули в воздухе с закрытыми глазами.  Рисование каракулей на листе ватмана с закрытыми/открытыми глазами. Работа с полученным изображением)

30. «Лепим свой страх (любое негативное чувство)».

Тренинг на снижение экспрессия негативных переживаний, отреагирование страхов, фантазий в ином восприятии, развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом, развитие моторики и становление произвольной регуляции деятельности.

31. Рисование по кругу.  

Тренинг  на  создание в группе эмоционально благоприятного фона: развитие навыков общения, формирование положительного принятия детьми друг друга; формирование у детей отрицательного отношения к проявлению негативных качеств; обогащение  и активизирование речи детей. Сочинение и инсценировка общей истории.  Изодеятельность  по кругу. Обсуждение работ и совместной деятельности. Рефлексия занятия. Расставание «Подарим друг другу улыбку»

32. Город счастливое детство

Тренинг   на сплочение группы, укрепление уверенности в своих возможностях, снятие напряженности во взаимоотношениях со сверстниками; развитие навыков общения;  умение  детей, открыто выражать свои чувства; активизацию монологической  речи  детей

33.  Заключительное занятие.

Тренинг  на проявление «Я-концепции», самооценки, самопринятия. Материал: по выбору ребенка. Ребенок рисует или изготавливает композицию «Что было? Что есть? Что будет?». Рефлексивный анализ.

Диагностическо-методический инструментарий к занятиям

Я и другие

Форма, метод: Коррекционная игра.

Цепь: Выяснить, как ребенок оценивает себя в сравнении с другими детьми. Важно, чтобы он задумался над тем, что другие с ним поступают точно так же, как и он с ними. Результаты этого теста станут поводом для этической беседы на эту же тему.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: На доске  показать образец заполнения листочка с ответами. Страница делится пополам вертикальной линией. В левой колонке пишем «Я», а в правой — «Другие» Детей просят написать одно под другим все свои качества, а также качества, которые они наблюдают у одноклассников. Например:

Я                                                     Другие

Честный                                            Не помогают мне

Добрый                                             Жадные

Смелый  

Не злой

Помогаю другим

      Вариации: Можно задавать готовые качества. Важно, чтобы дети их понимали и умели достаточно четко определять. В 3—4 классах тест может предлагаться под названиями: «Как ко мне относятся другие?», «Почему ко мне относятся хорошо (плохо)?», «Что мне необходимо сделать, чтобы другие относились ко мне хорошо?».

Обработка результатов: Важны не количественные данные — кто больше качеств выделит у себя и у других, а представление об общем климате взаимоотношений в классе. Сопоставление «Я — другие» всегда высвечивает много скрытой и неожиданной информации.

Выводы: В конце серии целенаправленных дел дети должны отчетливо понять, что свое поведение каждый человек обязан корректировать по отношению к другим людям. «Как ты, так и к тебе» — главный результат коррекции поведения.

Я поступаю так

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.

Оборудование: Распечатки теста.

Реализация: Детям раздаются листочки с утверждениями, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.

       Я поступаю

так

Когда меня обижают, я даю сдачи. Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже.

Когда другие дети плюются, и я плююсь.

Когда другие дети говорят нехорошие слова, и я говорю тоже. Когда дети обижают животных, я тоже так делаю.

так

Когда меня обижают, я молча ухожу. Я никогда не обзываю других.

Когда другие дети плюются, я никогда не плююсь.

Когда другие дети говорят нехорошие слова, я никогда их не повторяю. Когда дети обижают животных, я так не делаю

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для понимания ситуации и воспитания утверждениями.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог.

Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения.

Какой Я

Форма, метод: Упражнение-конкурс.

Цель: Выявление особенностей характера. Воспитатель говорит детям: нужно сказать о себе как можно больше и как можно короче. Воспитатель будет следить за количеством слов и предложений. А дети будут следить за содержанием сказанного.

Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса воспитатель приведет пример и расскажет о себе в трех предложениях. Например: «Я уважаю и люблю своих воспитанников. Я требователен к ним, потому что я хочу...». Призы вручаются за точное выполнение условий конкурса.

Реализация: Ребенку нужно сказать все самое главное о себе в трех предложениях. Все дети класса слушают и оценивают правдивость самооценки. Побеждают те, кто использовал минимальное количество слов или предложений. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности. Например, ребенок говорит, что он добрый, а одноклассники называют его злым.

Вариации: Можно варьировать число предложений. Можно задавать конкретную тему или ситуацию. Использовать в зависимости от возраста, опыта детей и имеющихся возможностей.

Обработка результатов: Воспитатель, проводя этот конкурс, получает информацию о том:

1) как ребенок оценивает себя, какие свои качества считает важными и главными;

2) как его оценивают одноклассники;

3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.

Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качествах. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

Мой характер

Форма, метод: Тест-игра

Цель: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.

Оборудование: Листы бумаги, ручки .

Реализация: Воспитатель предлагает детям записать понятные им черты своего характера. Потом листочек делится на две колонки и вместе с учителем дети расписывают черты своего характера на положительные и отрицательные. Параллельно воспитатель ведет запись. Дети должны определить особенно плохие и хорошие качества.

Мой характер

Хорошие качества                                    Плохие качества

Не обижаю слабых.                          Не довожу дело до конца.

Помогаю маме по дому.                Не могу вовремя лечь спать.

Учусь на «4» и «5».                               Без разрешения смотрю телевизор.

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для воспитания утверждениями. Зависит от возраста детей, их способности вычленять черты характера и поведения.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если воспитатель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог.

Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения в сочетании с другими методиками.

Узнай себя

       Форма, метод: Анкета -игра.

Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся класса.

Оборудование: распечатка текста.

Анкета

Это правда, что ты:

  1. Быстро находишь ответ на любой вопрос?
  2. Часто бываешь не в настроении?
  3. Не можешь долго выполнять трудную работу?
  4. Быстро, не колеблясь, принимаешь решения?
  5. Отвлекаешься на уроках?
  6. Не всегда прислушиваешься к советам?
  7. Не раздумывая принимаешься за новое дело?
  8. Не любишь подчиняться правилам?
  9. Говоришь громко и быстро?
  10. Не всегда доводишь работу до конца?

Реализация:  Детям   предлагается   анкета.   Устанавливается

время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, воспитатель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.

Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсивность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — отсутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Остров забияк

Форма, метод: Игра.

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — продолжает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев всем известных хулиганов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Петушки-драчуны

Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись.

Пусть попробуют все, кто захочет.

После игры  проводится  этическая беседа:

  1. Как со стороны выглядела драка петушков?
  2. За что поссорились петушки?
  3. Можно ли было избежать ссоры и драки?
  4. Хорошо ли тому, кого бьют?
  5. Что чувствует более сильный?
  6. Как помириться петушкам?
  7. Какой вред приносит драка?

Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа дополняются новыми подробностями. Например, в беседе можно затронуть вопросы:

Должны ли в драке быть правила?

Возможна ли драка без правил?

Не лучше ли драться без рук?

Можно ли бить лежачего? и т. п.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.

Поссорились и помирились

Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация:

Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

План этической беседы:

  1. Что лучше — ссориться или дружить?
  2. Пользу или вред приносят ссоры?
  3. Как помириться, если вы уже поссорились?
  4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
  5. Нужно ли прощать обиды?
  6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? и т. д.

Вариации: в зависимости от конкретных возможностей и потребностей.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Педагог решает, какую дальнейшую работу проводить для коррекции поведения.

Узнай себя

Форма, метод: Тест-игра.

Цепь: Выявление преобладающего настроения.

Оборудование: Изображения детских лиц

Реализация: Раздайте детям карточки с изображением лиц. Пусть каждый узнает себя и отметит.

Вариации:

А) Попросите детей нарисовать свое лицо (покажите, как это делается);

Б) Попросите каждого ребенка нарисовать лица двух-трех своих товарищей.

Обработка результатов: Рисунки просматриваются, анализируются, данные сопоставляются с результатами наблюдений.

Кто симпатичней?

Форма, метод: Игра.

Цель: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть — так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания

Упрощаются или усложняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

программа художественной эстетической направленности изо-терапия

программа художественной эстетической направленности изо-терапия...