Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""
методическая разработка (1 класс) на тему

Сисина Татьяна Николаевна

Программа  курса  Театральная  студия Сказка  направлена  на  развитие  у  детей  творческих  способностей.

В  студии  мы  готовимся  к  праздникам, учимся  сценическому  искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_14g.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Ростовская область, Чертковский район, х. Нагибин

                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                  Нагибинская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                      « Утверждаю»

                                                                                                                                         Директор  МБОУ Нагибинская СОШ

                                                                                                                                         Приказ от ________   № ______                    

                                                                                                                                            _____________    Чернова И.М.

                                                                 

                                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 по     курсу  «Театральная  студия  «СКАЗКА»

Уровень общего образования

НАЧАЛЬНОГО    ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ     1  класс

Количество часов   34  часа  в   год

Учитель    Сисина  Татьяна  Николаевна 

Программа разработана на основе

Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности

авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2011 год.

Пояснительная записка.

   Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

      В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

    Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как

дополнительной  среды развития ребенка.

     «Театральная  студия » является предметом внеурочной деятельности в школе.  Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.

    Курс «Театральная  студия «Сказка»  рассчитан на 4 года обучения, 1 час  в неделю .

    Темы разделов программы  повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания.

    Большая роль в курсе «Театр» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.

    Актерский тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Занятия курса взаимосвязаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения.

    Межпредметная связь отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при  инсценировании музыкальных и художественных произведений.

    Данная программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг предполагаемых целей, задач, перечень тем для изучения, количество часов.

    Конструирование занятий предоставляется учителю. Учитель организовывает занятие исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, место расположения школы от профессионального театра, материальной базы и ряда других факторов.

    Курс «Театральная  студия» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.

ЦЕЛЬ.

 Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.

ЗАДАЧИ.

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;
  •  овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

-обучение владению  навыками правильного дыхания;

                    -обучение владению навыками верной артикуляции;

                    -обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

4. Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:

  • обучение навыкам игры с собственным ребенком;
  • изменения отношения к собственному ребенку через игру/в сторону понимания и принятия/;
  • развитие  творческих способностей взрослых;
  • вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Дополнительная образовательная программа  относится к программам художествено-эстетической направленности, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа  актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,  совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

 Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они  сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ».  С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Программа направлена не на  создание из ребенка «универсального актера», а  на воспитание из  него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

         Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

.  развивать интерес к сценическому искусству;

•        развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

•        снимать зажатость и скованность;

•        активизировать познавательный интерес;

•        развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

•   воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

•      развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

•        развивать чувство ритма и координацию движения;

•        развивать речевое дыхание и артикуляцию;

•        развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

•        пополнять словарный запас;

•        учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;

•        научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

•        познакомить детей с театральной терминологией;

•        познакомить детей с видами театрального искусства;

•        познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

•        воспитывать культуру поведения в театре;

Программа предназначена для   детей 7 -10 лет.  Продолжительность  реализации дополнительной образовательной программы   четыре  года.

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические  занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

          На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

         На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Прогноз результативности

       Определение степени творческого развития учащихся проводится  посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.      

К концу первого года занятий ребёнок:

Знает:

•        что такое театр;

•        чем отличается театр от других видов искусств

•        с чего зародился театр

•        какие виды театров существуют

•        кто создаёт театральные полотна (спектакли)

      Имеет понятия:

•        об элементарных технических средствах сцены

•        об оформлении сцены

•        о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

        Умеет:

•         направлять свою фантазию по заданному руслу

•        образно мыслить

•        концентрировать внимание

•        ощущать себя в сценическом пространстве

        Приобретает навыки:

•           общения с партнером

•        элементарного актёрского мастерства

•        образного восприятия окружающего мира

•        адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

•        коллективного творчества

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

             Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

             Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

          Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     Занятия в  Театральной  студии «Сказка» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения , конкурс «Пластические загадки».

       

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя,  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

     Методическое обеспечение:

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

 

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

       6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

       7. Тема «Постановка спектакля»

       Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

  1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
    Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
  2. Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
  3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
  1. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
  2. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
  3. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
  4. Повторное обращение к тексту пьесы.
  5. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
  6. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Учебно-тематический план  I года обучения.

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

3

2.

Театральная игра

13

3.

Культура и техника речи

9

4.

Ритмопластика

6

5.

Основы театральной культуры

3

Итого:

34

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения

п/п

Перечень разделов и тем

Краткое содержание тем

1.

Вводное занятие, заключительное занятие.                      

  • решение организационных вопросов;
  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2.

Театральная игра.

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.  Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

3.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

4.

Ритмопластика.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5.

Основы театральной культуры.

Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  СТУДИИ

Тема занятия

Форма занятия

Дата

                                   1 ЧЕТВЕРТЬ  ( 9  ЧАСОВ)

Тема:» Пластичность» Вводное занятие. Игра   «Театр-экспромт»: сказка «Колобок.

Групповая игра, занятие в классе»

5\09

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

12\09

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

(на свежем воздухе)

19\09

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

26\09

Разучивание стихов ко Дню учителя

Групповая

3\10

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра, (занятие в классе)

10\10

Упражнения  «Голос нежнейший и тончайший инструмент

групповая  игра

17\10

Разбор сценария «Милой мамы нежный  голос»»

Кастинг на роли

Фронтальная работа

24\10

Репетиция праздника

Групповая деятельность

31\10

  1. четверть (7  часов)

10(1)

Репетиция праздника

Групповая деятельность

14\11

11(2)

Репетиция  праздника.

Групповая  деятельность

21\11

12(3)

Праздник «Милой   мамы  нежный  голос»

Выступление  детей

28\11

13(4)

Знакомство с русско-народными зимними играми

Игры на свежем воздухе

5\12

14 (5)

Новый год в разных странах

Фронтальная работа

12\12

15 (6)

Разучивание стихов к Новому году. Репетиция

Групповая деятельность

19\12

16(7)

Новогодний праздник

Актовый зал Выступление детей

26\12

                       3  четверть ( 9 часов)

17(1)

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

16\01

18 (2)

Разбор сценария для поздравления мальчиков и девочек.

Кастинг на роли

Групповая игра. (занятие в классе)

23\01

19 (3)

Эскизы декораций

Репетиция праздника

Групповая деятельность

30\01

20 ( 4)

Репетиция праздника        Групповая деятельность

6\02

21(5)

Поздравления мальчиков

Групповая деятельность

13\02

22 (6)

Репетиция праздника «Для наших мам»

Групповая и индивидуальная деятельность

27\02

23(7)

Праздник «Для наших мам»

Актовый зал Выступление детей

6\03

24 (8)

Праздник «Масленица»

Игры детей на свежем воздухе

13\03

25(9)

Подготовка к празднику « Прощание с Азбукой»

(кастинг, разбор сценария)

Фронтальная работа

20\03

                                           4  четвертьт ( 7 часов)

26(1)

Репетиция праздника

Групповая деятельность

3\04

27(2)

Праздник

« Прощание с Азбукой»

Актовый зал Выступление детей

10\04

28(3)

Знакомство с русско-народными играми

Групповая игра (на свежем воздухе)

17\04

29(4)

Подготовка  к  празднику  9  мая. Разучивание  песен.

Групповая игра (на свежем воздухе)

24\04

30(5)

ПРАЗДНИК  «9 Мая» . Выступление  детей.

Групповая деятельность

8\05

31(6)

Подготовка  к  празднику « Прощание  с  1  классом.

(кастинг, разбор  сценария, роли)

Групповая  деятельность

15\05

32  (7)

Репетиция  праздника.

Групповая  деятельность

22\05

33(8)

ПРАЗДНИК « ПРОЩАНИЕ  С  1  КЛАССОМ»

Праздник  в  классе

25\05

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

  В основу изучения   студии   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,  знания, труд, культура), отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В результате работы по данной программе формируются: а) личностные УУД -  система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, краю, почетание традиций и обычаев народов России и Кубани; б)  метапредметные УУД -  умение добывать знания, освоение способами деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных  ситуациях. Формируются регулятивные УД/ целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция /, обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса; познавательные УД /общечеловеческие, знаково - символические, информационные, логические/, помогающие учащимся владеть информацией; коммуникативные УД/инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией/, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.

5. Формы контроля:

-постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;

-создание классого мини-театра кукол;

-участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;

-изготовление декораций  к постановкам;

-выступления на классных утренниках, школьных, поселковых мероприятиях, в детских садах;

-участие в районных смотрах театральных коллективов;

-анкетирование родителей, учащихся;

-создание портфолио личных достижений учащихся.

Методические рекомендации.

     Преподавание по данной программе дает положительные результаты в обучении и воспитании учащихся. Выпускники начальной школы,  изучающие курс «Театр», имеют  широкий кругозор, обладают эстетическим вкусом, у них  развиты коммуникативные умения: они умеют слушать и слышать другого, свободно участвуют в беседе, понимают чувства и настроения окружающих, осмысливают свои поступки и поступки других людей.

     На занятиях курса используются  активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействия, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми. Включаются  упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, импровизация. Эти методы способствуют развитию такой личности, которая в современных условиях, владея определенным запасом знаний, могла ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить  высказывания со своим замыслом и коммуникативным намерением.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

 пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

      Учащиеся по окончании курса  знакомы с особенностями невербального общения, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

      Занятия курса желательно проводить на последнем уроке, чтобы помочь снять накопленное за день напряжение. Проводить занятия рекомендуем в непринужденной обстановке. Никаких оценок, порицаний. Воспитание улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку даст  возможность раскрыться внутреннему миру ребенка, позволит ему поделиться с учителем своими проблемами. Учитель узнает и откроет  для себя ребенка по-новому.

     У учащихся  воспитывается  культура поведения, умение вести себя в общественных местах, формируется правильная осанка, ребята чувствуют себя уверенно в новых ситуациях.  

   Работа с энциклопедическим материалом учит вести поисковую работу, с интересом проводить свое свободное время. Преподавание каждого раздела программы с творческим замыслом  воспитывает у учащихся креативное мышление. Это помогает им легко пройти адаптационный период при переходе в среднее звено.

     По окончании курса учащиеся владеют  правильным произношением звуков, имеют красивую дикцию, могут  голосом привлечь внимание слушателей.  

    Участие родителей в постановках, совместные поездки на спектакли  сплачивают  классный коллектив. Усиливается  взаимодействие «Школа - класс-семья».

       Наиболее яркие моменты  выступлений, интересных поездок в театр- на фотографии в классный архив, портфолио учащихся.

7.Описание материально-технического обеспечения программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.

  1. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
  2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
  3. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых

  1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
  4. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  5. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
  7. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.

10

2.

Печатные издания.

Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».

        30        

3.

Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Компьютер.
  3. DVD проектор.

1

1

1

4.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с детскими песнями.
  2. Презентации с текстами речевых разминок.
  3. Диски с текстами по сказкотерапии.
  4. Интернет ресурсы.

5.

Игры и игрушки.

1.Бумажные куклы к настольному театру сказок.

2.Куклы, мягкие игрушки для постановок сценок кукольного театра.

3. Спортивный инвентарь для развития равновесия, пластики тела, координаций движений.

15

6.

 Оборудование кабинетов.

1.Ширма.

2.Мультимедио.

3.Телевизор.

4.Материал для изготовления костюмов, декораций.

1

1

1

Согласовано                                                                                                                              Согласовано

Протокол заседания                                                                                                                  Заместитель директора по УВР

методического совета                                                                                                                ________   Титова Л.М.

МБОУ Нагибинская СОШ                                                                                                         ___ _______ 20__ гд

от______ 20___ года №___



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...