экологическая работа в школе
учебно-методическое пособие на тему

Кобзева Лариса Ивановна

Материал поможет в экологической работе в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx76.47 КБ

Предварительный просмотр:

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения: с. Большая Поляна, ул. Московская, территория МБОУСОШ

Год закладки:2014

Состояние тропы: хорошее

Протяженность: 225 метров

Режим пользования: познавательные  экскурсии, исследования

Запрещается: ломание веток, срывание растений, ловля насекомых, загрязнение

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута от крыльца школы,  затем движение по территории вокруг школы: липовая аллея, клумба, зеленая аптека, кострище, береза, .

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Цели тропы:

img049.jpg

Разработчик тропы: Зав. УОУ  МБОУ СОШ с. Большая Поляна

1. Вступительное слово руководителя.

- Мы  сейчас совершим путешествие по экологической тропе.

Ее маршрут проложен по самым интересным уголкам  территории нашей школы нашей, и мы с вами выбрали удивительные объекты для исследования и изучения.

На территории нашей школы  произрастает достаточно много растений.

Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья.

Мы порой знаем о растении только лишь их название, да и то не всегда точное.

А ведь каждая травинка – это целый мир – удивительный, на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный.

Очень хочется, ребята, чтобы вы во время нашей прогулки  посмотрели вокруг себя и открыли для себя удивительный, неповторимый мир родной природы,  сделали пусть небольшое, но открытие.

Вы почувствуете как стали добрее.

Удивительное оно рядом, стоит только приглядеться!

Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты

Станции

Название объекта

Содержание работы

(экскурсии, наблюдения, исследования)

№1

начало маршрута

Липовая аллея

1.Беседа о липе «».

2. Художественное слово «Липа – чудо дерево».

№2

Клумба

1.Беседа о многообразии многолетних и однолетних цветочно-декоративных растениях.

2. Рассматривание и сравнение цветков растений разных сортов.

3. Беседа о лекарственных свойствах календулы.

4. Оформление гербария.

5. Хужожественное слово «Сказка о Заморыше или цветок-ногото

№3

Зеленая аптека

Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно. 
Выращивание лекарственных растений на участке школы имеет практическое, познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножить черенками или делением луковиц. Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.
1. Экологический проект «В мире целебных растений».

2.Чтение загадок о лекарственных растений

№4

Кострище

1. Чтение стихотворения «У костра»

2. Правила размещения и сооружения кострища

№5

Береза

Кого удивишь березой? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, которая олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

С его помощью мы познакомимся с методом отпечатков и сможем выяснить степень загрязнения воздуха пылевыми загрязнениями на протяжении всей тропы.

2. Беседа  о березе «Хороша ты в любую пору!»

3. Художественное слово «Легенда о березе», «Хоровод берез», «Березовый сок!»

№6

Хвойные

Стоянка №1 «Липовая аллея»

-Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет.

Липа

(Ирина Козленко)

Посмотрите дети -
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!

Вновь аромат по аллеям плывёт,

Это пахучая липа цветёт,

Липовым мёдом запахло в саду,

Я погулять по аллеям иду!

 

Может, невзрачны у липы цветы,

Нет в них ни роскоши, ни красоты,

Но для пчелы красота не нужна,

К липе за мёдом стремится она!

 

Не зря долгожителем липу зовут,

Четыреста лет наши липы живут!

И есть среди них не один «старый дед»,

Которому  «стукнет» уж  тысяча лет!

 

Растёт наша липка во всех городах,

И дни напролёт наша липка в трудах:

От транспорта пыль и дымы от заводов

Очистит она, сберегая природу!

  

А лыко от липы! Когда-то давно

Незаменимым было оно!

Лапти из лыка плелись для людей,

Каждому в год – пар по двадцать лаптей!

Рогожи, кули, короба и верёвки

Из лыка плели мастера очень ловко!

Чаши, подносы, ложки, ковши,

Игрушки забавные для души,

Телеги и сани, щиты и посуда –

Так лип древесина ценилась повсюду!

 

А нынче для отдыха добрых людей

Посажено липовых много аллей!

        

Стоянка №2 «Клумба»

Стоянка №3  «Зеленая аптека» - отдел на УОУ школы

Ее мы обижаем,

Когда порой срываем,

Решаем, что трава - сорняк,

Не пригодится нам никак -

Такие наши нравы.

Но мы, дружок, не правы!

Спасибо травам и цветам,

Что это всё прощают нам!

- Здесь в отделе «Зелёная аптека» растут растения, которые люди несправедливо считают сорняками. Многие из них приносят пользу человеку. Нужно только научиться их применять.

-А  сейчас проверим как вы знаете эти растения.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

- Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

- Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

- В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, гликозид аукубин, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.  (Полынь)

- В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме и многих других заболеваниях.

Стоянка №4 «Кострище»

У костра

Как весело было ребятам
Без мамы, без дяди, без папы
Резвиться одним у костра.
Не знала беды детвора.

Вот кто-то в огонь бросил палку,
Вот кто-то бросает скакалку…
К огню всем поближе хотелось,
Вокруг костра дети расселись.

Горящие прутья все брали
И весело ими мотали!
Костер разгорался сильнее,
Играли друзья веселее.

Случается так не всегда.
А тут приключилась беда:
У Вовы штаны загорелись,
От страха друзья онемели.

Огонь на штанишках пылает,
Что делать, мальчишки не знают.
Шли взрослые люди, на счастье,
Они одолели несчастье.

Спасли они мальчика Вову.
Но где-то костры горят снова!
С огнем дети снова играют!
Опасно же! Кто забывает?

Огонь – это одновременно завораживающая и пугающая стихия, которая способна обогреть и накормить человека, но в то же время способна обернуться и против нее. Пожар – одна из самых страшных катастроф, поскольку противостоять ему очень сложно.

Известно, что огонь губительно действует на почву, поэтому участок земли, где разводили костер, долгое время не будет плодородным. В связи с этим, нужно правильно выбирать место для размещения будущего кострища на дачном участке. Существует несколько правил:

  • Кострище должно располагаться вдали от деревьев, кустарников и построек, дабы предотвратить возможность распространения огня по территории;
  • Кострище должно располагаться таким образом, чтобы дым и пепел не летел в жилые помещения и не мешал соседям;
  • Рядом с кострищем не должны находится легко воспламеняющиеся предметы, например, канистры с топливом или химикатами;
  • Участок для кострища должен быть тщательно подготовлен.

Подготовка участка, как правило, начинается со снятия верхнего слоя почвы. Затем в земле выкапывается ямка.

Обязательно нужно иметь запас воды, если вдруг придётся потушить пожар.

Стоянка №5 «Берёза»

- Русская береза - очень красивое дерево. Недаром народ сложил очень нежные и напевные песни о березе. В старину девушки играли около берез, водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.

- А сейчас ребята прочитают вам стихотворения о берёзе.

Ю. Алешин
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.

А. Гришин
Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза

И. Агеева
Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Н. Субботина
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят

-Русская береза - очень красивое дерево. Недаром народ сложил очень нежные и напевные песни о березе. В старину девушки играли около берез, водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.

-А слышали ли вы о том, что многие деревья могут улучшать настроение, передавать человеку свою энергию, а значит, бодрость и здоровье? Береза, по утверждению ученых, обладает такими свойствами. Кроме того, она успокаивает. Достаточно подойти к ней и прислониться спиной к стволу. Береза создает настроение уюта, оказывая эмоциональное воздействие формой кроны, ароматом и шелестом листьев.

- Береза - лекарственное растение. Все в ней имеет целительную силу. Почки березы помогают при заболеваниях почек и печени. Настои из листьев уменьшают боли, улучшают общее состояние человека.

Сок березы содержит большое количество витаминов, его применяют как общеукрепляющее средство при различных заболеваниях. В народной медицине используется также и деготь березовый.

На старых деревьях встречается березовый гриб - чага. В народной медицине он также находит применение - им лечатся от рака.

В июне в первый летний месяц, на 50-й день после Пасхи, на Руси отмечается другой христианский праздник - праздник Троицы.

До сих пор сохранился обычай украшать дома, жилища зеленью, цветами, веточками берез. Праздник Троицы был любимым праздником земледельцев. Он знаменовал окончание весенних полевых работ - пахоты и посева. Но, заботясь о будущем урожае, древние славяне связывали с березой магические свойства, способные воздействовать на лесных и полевых духов, от которых, как они думали, во многом зависит хороший урожай, плодородие земли.

3. Исполнение песни «Во поле берёза стояла».

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П.Гвездослав

Поздоровайтесь с хозяином тропы!

Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.

На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги  и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая работа школы и библиотеки

В микрорайоне нашей школы находится детская библиотека № 16, с коллективом которой у нас налажен тесный контакт. Мы проводим разнообразную работу с библиотекой: это ивыставки книг, устные журналы, лит...

Месячник экологической работы

Месячник экологисекой работы....

Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....

Экологическая работа в ДОЛ "Солнечный"

Выступление на экологической конференции....

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»...