«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»
статья (4 класс) на тему

Шашкова Ольга Леонидовна

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»

К. Роджерс

 

               Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

               Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennoe_obrazovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»

                                                           Мухаметшина Р.И., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 12  

                                          Шашкова О.Л., учитель начальных классов

первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 12  

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»

К. Роджерс

               Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

               Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как показывает практика, одаренность не всегда проявляется в школьной деятельности. Важнее то, что в обычной общеобразовательной школе обучаются способные, талантливые ученики, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов и  поэтому реализовать себя в полной мере в пределах школьной программы детям недостаточно. Отсюда возникает необходимость создания условий для реализации интеллектуальных возможностей, творческих способностей школьников, способности добиваться успеха и социального признания уже со школьных лет. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, внутреннюю логику, определяющую индивидуальность.

                На протяжении последних пяти лет методическое объединение учителей начальных классов МБОУ СОШ № 12 Вахитовского района г. Казани работает над темой «Одаренные дети и особенности работы с ними». Для нас важно именно в школе  выявить  детей, интересующихся различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь детские планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть своим способности. В рамках  общеобразовательного пространства нашей школы сложилась система работы с одаренными детьми следующего содержания:

  1. Психолого – педагогический анализ развития учащихся.
  2. Выявление одаренных и талантливых детей.
  • анализ успехов и достижений учащихся;
  • создание банка данных учащихся;
  1. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
  • внедрение элементов и систем развивающего обучения;
  • дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • организация и участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
  1. Организация воспитательного процесса.
  • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
  • создание системы стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);
  • организация досуга учащихся с целью развития познавательной активности, расширения кругозора (экскурсии, туристические поездки, взаимодействие с различными организациями города);
  1. Работа с родителями одаренных детей.
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • поддержка и поощрение одаренных детей.

           В нашей школе создана пространственно - предметная образовательная среда через элективные курсы, факультативные занятия. В рамках каждого урока создаются условия для формирования и развития познавательной активности детей. Также накоплен большой опыт организации различных форм индивидуальной и коллективной внеурочной работы:

  • предметные кружки;
  • интеллектуальные конкурсы, марафоны знаний;
  • школьные научные конференции;
  • организация проектной и исследовательской деятельности;
  • предметные олимпиады;
  • экскурсии;
  • ежегодный школьный конкурс "Еврос".

Немаловажная роль в этом направлении отводится и самому педагогу. Он должен хорошо разбираться не только в трудностях своего предмета, но и в большей степени выявлять индивидуальные особенности своих учеников. Учитель должен быть Личностью творческой, увлеченной своим предметов, владеть современными научными методиками и технологиями обучения, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным, эрудированным. Каждый учитель, определяя для себя методическую тему, выбирает свой путь реализации намеченных целей и задач, выстраивает алгоритм своей деятельности:

  • "Развитие творческих способностей младших школьников",

Асхатова Д. К.;

  • "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности", Зенина И. Н.;
  • "Использование ИКТ на уроках и во внеурочной работе", Суркова А. М.;
  • "Развитие орфографической зоркости младших школьников",

Шашкова О. Л.;

  • "Созидание как основа саморазвития учеников начальной школы", Черемисова М. В.;
  • "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и математике в начальных классах. Каноны.», Мухаметшина Р. И.

        Все учителя начальных классов нашей школы - это мастера своего дела, которые работают на результат, готовые поделиться своими идеями с коллегами. А самое главное мы  обладаем желанием вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, чтобы дети могли заявить о себе, применить свои умения уже в стенах школы, самореализоваться  и быть успешными.

       В рамках обмена опытом предлагаем разработку занятия школьного объединения  «Учусь мыслить…» по программе, созданной учителями нашей школы.

Занятие 1

  1. Составьте слово, начинающееся  с буквы Ф, из букв

Т Ы Ф К У Р

  1. Шарада:

Чтоб отгадать имей терпение:

С  Л я – часть лица,

С  Б – растение.

  1. Грамматическая арифметика

Домна + ил = напиток

Ремонт + лов = известный русский поэт

Рота + сени = рыба

Весна + рок = известный русский поэт, описывающий тяжелую долю крестьян

  1. Разгадай головоломку

« Внимание! 31 марта три обсерватории прислали нам запись сигналов с Марса. Попробуй расшифровать их.

Я  ЛЕР  ПАМЫ  ВРЕПС

ЯЛ  ЕРПА  МЫ  В  РЕПС

ЯЛЕРПА  МЫВ  РЕП  С»

  1. Восстанови пословицу, вставь гласные

Б з  тр д  - н  в т щ шь   р б к  з пр д

  1. Фразеологизмы. Напиши одним словом и впиши антонимы

Баклуши бить –

Намылить шею –

Зарубить на носу –

Кануть в лету –

У черта на куличках –

  1. Определи отношение между отношениями и заполни пропуск

Черное \ белое = огонь \ …..

Сила \ доброта = ….\ злость

Война \ смерть = ….\ жизнь

Лампа \ … = радио \ звук

Змея  \ нора = ….\ конура

Музыка \ ноты = речь \ …

Доска \ аксод = парта \....

  1. Разгадай канон:
  1. Жарко
  1. Х
  1. Хорошо
  1. П
  1. Много
  1. ?

  1. Венера
  1. П
  1. Фобос
  1. С
  1. Солнце
  1. ?

  1. Красная
  1. ?
  1. Серая
  1. Ш
  1. Белый
  1. К

  1. Найди закономерность и запиши слово в скобки нижнего ряда

Слава (сапог) порог                                      конверт(балкон) булка

Плешь (…)надел                                            манера(…..) кирка

  1.  Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась

буква И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Педсовет «Современные подходы в работе с одаренными детьми».

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Раннее выявление, обучение и воспитание од...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....