Экологическое воспитание учеников начальных классов, путем социально –педагогического партнерства
статья на тему

Чикивчук Оксана Васильевна

В данной статье приведено описание экологического воспитания учеников начальных классов, путём социально-педагогического партнёрства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учеников начальных классов путем социально –педагогического партнерства

     Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон.

      Социальное партнерство в сфере образования – это особый тип организации совместной деятельности для решения педагогических задач, участники которого имеют общие цели и интересы. Такое взаимодействие становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально – экономическим условиям.

       Итогом становления социально – педагогического партнерства, как явления, будет считаться:

*интеграция усилий всех социально – педагогических партнеров с целью развития образовательной среды учреждения,

*оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур,

*разработка инновационных методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта,

* привлечение в образовательный процесс большого  количества социально – педагогических партнеров для расширения социально – культурного пространства образовательной среды.

      Организацию социально – педагогического партнерства в экологическом воспитании школьников мы представляем как триединство основных образовательных компонентов, формирующих эколого  – социальное сознание: научно – исследовательских, игровых, познавательных, социально – значимых.

       Научно – исследовательские факторы социального партнерства:

*Привлечение научного сообщества района для выполнения учащимися научно – исследовательских работ, посвященных проблемам орнитологического, ботанического, экологического и синэкологического описания города.

*Представление и защита работ в рамках районных и городских научно – практических конференций с привлечением специалистов профильных сообществ.

   Итогом внедрения данных факторов в процесс экологического воспитания стало активное социо – экологическое поведение детей.

     Для реализации научно – исследовательского направления педагог должен иметь соответствующую мотивацию и инструментарий: самостоятельно вести социально – педагогическую исследовательскую деятельностью Образовательное пространство может формироваться лишь при условии повышения квалификации педагога, управляющего им.

      Игровые познавательные факторы социального пространства:

*Формирование активной гражданской позиции юных граждан происходит при непрерывном включении их в такие игровые деятельности, которые способствуют развитию и укреплению значимой для них социальной роли.

     Мной используются в работе игровые технологии, позволяющие в интересной интерактивной форме формировать значимые качества личности.

    Мы создали экологическую тропу и птичью аллею в Александровском парке, провели комплексный мониторинг парковых экосистем; актуализировали основные экологические проблемы района и города через цикл уличных акций.

    Высокая результативность проводимых игровых познавательных мероприятий

                       Виды деятельности

                        Уровень

Научно – практические конференции

Районный, городской

Игровые программы

Районный, городской

Посещение тематических выставок в музеях

Районный, городской

Тематические акции

Районный, городской, Всероссийский

Творческие мастерские (декоративно – прикладное искусство)

Районный, городской

Эколого – туристские марафоны

Районный, городской

Конкурсы экологической и эколого – краеведческой тематики

Районный, городской, Всероссийский

заключается в том, что они являются цикличными, системными и объединяют младших школьников в рамках функционирования созданного «Клуба любителей природы» (Таблица1) Данное объединение учащихся способствует формированию социального компонента сознания. То есть закрепляет важнейшие социально – культурные понятия, необходимые для успешной адаптации в городской среде.

Таблица 1.Основные виды деятельности «Клуба любителей природы»

     В рамках заседания Клуба проводятся игровые мастерские, социальные акции (мониторинг экологического состояния городской среды с представлением результатов в Центр экологического образования района), театрализованные представления (для детей с ограниченными возможностями и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию).

     Развитие эмоциональной среды ребенка способствует формированию успешного, самодостаточного человека.

    Социально – значимые факторы. Включение школьников в социально-значимую деятельность является важнейшим фактором развития личности. Мы посещаем детей, находящихся в лечебных учреждениях (создали детскую агитбригаду для выступлений с театральными композициями экологической тематики), участвуем в городских акциях по сбору подарков для нуждающихся детей из детских домов и интернатов, проводим внутри - школьный мониторинг по формированию основ здорового образа жизни (праздники « День бутерброда», « Мы состоим из того, что едим» и т.д.).

    Основой социального партнерства в области экологии считаю активное взаимодействие школьников, ученых, педагогов, методистов района и жителей города через сферу эмоционально – чувственного восприятия городской среды(таблица2).

     Социально –педагогическое партнерство, при реализации ведущих потребностей ребенка в образовании и воспитании, является важнейшим элементом формирования успешной личности гражданина будущего и от того, как мы организуем его, будет зависеть и структура нашего общества.

Таблица2.Основные социальные партнеры «Клуба любителей природы»

Учреждение

Сфера сотрудничества

ВНИИЗР,СПбГАУ, ЛГУ

Научно - исследовательская деятельность

ГДТЮ (ЭБЦ «Крестовский остров»), ДДЮТ Пушкинского района, ДДТЮ Г. Павловска, ДТДМ Колпинского района, ДДЮТ « У Вознесенского моста», ДДЮТ Фрунзенского района, Экологический центр « Водоканал СПб»

Игровая познавательная деятельность

Балтийский фонд Природы, всероссийское экологическое движение « Зеленая планета», Экологические фонды, библиотеки, музеи

Акции, посещение тематических мероприятий и выставок.

      Хочется надеяться, что воспитание гражданина, настоящего патриота своей страны, в том числе и через экологический компонент, будет способствовать раскрытию социального потенциала и реализации социального заказа нашего социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в начальных классах лицея №35 ОАО "РЖД"

Материал предназначен для проведения педагогического совета. Есть презентация....

Экологическое воспитание в начальных классах Лицея №35 ОАО "РЖД"

Материал предназначан для педагогического совета....

Как узнать уровень воспитанности ученика начальных классов

Подобрала материал по оценке уровня воспитанности для учащихся начальных классов, который использую....

Экологическое воспитание в начальных классах

Маленький человек должен любить всё живое,ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания ...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...