ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.
статья на тему

 

ФГОС представляет собой систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Достаточно непростая сложилась ситуация при создании базы данной образовательной реформы. Первое испытание выпало на долю учителей начальных классов. Вместе с этим возникла проблема готовности педагогов к внедрению новых стандартов. Учителя начали внедрять новые пути реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.

С.А.Порватова 100-644-702,

 И.Б.Саплина 238-485-659,

г. Губкин МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

Учителя, как местные светочи  науки,

должны стоять на полной высоте

собственных знаний в своей  специальности.

Д.И. Менделеев

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС -  система требований  к  структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Основной результат образования: овладение школьником  набором действий,  позволяющих  ставить и решать, проблемы,  важнейшие жизненные и профессиональные задачи.  

Достаточно  непростая  ситуация  сложилась  при  создании  базы  данной  образовательной  реформы. Были изданы  документы  федерального  уровня  с  обозначенными  идеями  и  направлениями, такие  как: содержание  общего  образования, Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования, Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

Надо  признать, что  новый  образовательный  стандарт  ворвался  в  повседневную  жизнь  школы,  не  соизмеряясь  с  силами  и  возможностями  учителей. Первое  испытание  выпало  на  долю  учителей  начальных  классов. Вместе  с  этим  возникла  проблема  готовности  педагогов  к  внедрению  новых  стандартов. В  стандартах  второго  поколения  зримо  прописан  образ  будущего  выпускника  школы, который  будет  обладать  не  только  запасом  знаний, но  и  будет  готов  к  постоянному  обновлению  и  даже  преобразованию  своего  знания. Мечта  любого  педагога – вырастить  человека, обладающего  такими  качествами.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. [1, 15]

Учителю начальных классов необходимо было сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.

Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления.         

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, можно достичь результатов, определенных стандартом:

  • Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно.
  • Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя.

Вместе  с  тем, введение  ФГОС  второго  поколения  кардинально  изменило  представление  педагогов  о  том, какими  должны  быть  содержание  начального  образования  и  его  образовательный  результат. Новым  для  учителей  начальных  классов, стало  понятие  «универсальные  учебные  действия». Как  развивать  ученика, нам  знакомо, а  вот  как  перестроить  сформировавшиеся  убеждения  и  поступки  учителя – взрослого  человека - стало  самой  серьёзной проблемой  для  педагогов школы. [4, 12]

Учителя активно  используют  в  своей  работе  следующие  технологии:

   -  проблемного  обучения;

   -  работу  в  паре  и  в  группе;

   -  обучение  посредством  диалога;

   -  развития  речи;

   -  продуктивного  чтения;

   -  исследования  и  проектирования  изучаемой  проблемы;

   -  формирования  самоконтроля  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

  -  формирования  самооценки  в  процессе  выполнения  учебного  задания;

   -  здоровьесбережения.  

На уроках у учителей начальных классов часто можно наблюдать игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно на уроках  учителя используют  различные элементы соревнования, создание ситуации успеха.

Педагоги организуют работу детей в паре, в группах, не меняясь и не переходя с одного места на другое, так как на первых порах (в первом классе)эта пересадка занимает много полезного времени урока. Учитель просто делает установку на работу в группе: 1 и 3 парты поворачиваются к детям, сидящим сзади них. Дети учатся распределять обязанности в группе, выбирают командира, который будет защищать их работу.

Работу в группах учителя  начинают с выработки основных правил:

  • Полное внимание к однокласснику
  • Серьезное отношение к мнению других
  • Терпимость, дружелюбие
  • Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет право на ошибку.        

В процессе этого у детей формировались личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. [7, 7]

Овладение учениками универсальными  учебными  действиями происходит на каждом уроке. С первой минуты урока учителя включают детей в организацию своей учебной деятельности, дают им возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Вместе с учителем учатся составлять план действий по решению проблем.  

Такая методика позволяет приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. Большое внимание учителей начальных классов уделяется рефлексии, т.к. она предполагает осознание детьми всех компонентов учебной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает  определенные возможности для формирования УУД.

Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент учителя делают на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно в дальнейшем активное овладение предметным содержанием. В 1 классе ученики накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем успешно овладевать знаниями.

Делается  многое, но  всё  же  сегодня  учителю  совсем  непросто  даётся  формирование  регулятивных  и  коммуникативных  универсальных  учебных  действий. Для  того чтобы  достичь  результата, учителю  приходится  перестраиваться  внешне  и  внутренне. Учителю  недостаточно  только  тщательно  подготовиться  к  уроку, необходимо  ещё  психологически  настроиться  на  то, что  учение  сам, под  руководством  учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает  усвоенный  материал. Ученики  и  учителя  готовы  и  способны  к  реализации  таких  требований  новых  стандартов.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Вот  важнейшее условие успешного развития России.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Список использованной литературы.

  1. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
  2. Дашковская О. Готова ли начальная школа к новым стандартам? // Первое сентября. - 2010. - №04. с. 6-7
  3. Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение, 2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
  5. Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // Портал Система образования Омской области: URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Дидактические  требования   к   современному   уроку. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе

И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей....

"Формирование семантических представлений учащихся в начальных звеньях образовательного процесса"

В  представленной методической разработке предлагается рассмотрению иной -  инновационный подход в изучении музыкального языка, разработанный в Лаборатории музыкальной семантики Уфимск...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях

В данной статье представлены элементы педагогической технологии развития учащихся начальной школы с сохранением их физического, психического и духовно-нравственного здоровья....

Портфолио на Областной конкурс лучших учителей начальных классов образовательных учреждений Саратовской области на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности

Портфолио на Областной конкурс лучших учителей начальных классов образовательных учреждений Саратовской области на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельност...

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...