Программа дополнительного образования "Развитие математических способностей учащихся"
материал (3 класс) на тему

БАЖЕНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Можно использовать как программу дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bazhenovoy_i.n.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ ДОД «ДДТ с. Ракитное»

                __________________ /Т.М.Сидоренко./

                     (подпись, печать)

  Приказ №_____ от «_____» _______2014г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Развитие математических способностей учащихся»

Кружок «Занимательная математика»

Возраст обучающихся: –9-10 лет

Срок реализации программы: – 1 год

Количество обучающихся в группе: – 14 чел.

Количество часов в год: – 64часа

Автор составитель –Баженова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования (совместитель)

с.Сальское.

2014г

Пояснительная записка

        Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать  ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.  

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку ко взрослой жизни.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Задачи:

  • Повышение эрудиции  и расширение  кругозора.
  • Формирование приемов умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 
  • Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики и русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данных точных наук, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Учебная группа сформирована из детей   3 класса.

Возраст детей…8-10 лет…

Кружок создан  на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу , в год 64 часа.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в олимпиадах, международных играх «Вот задачка» и «Умница»;
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

Форма подведения итогов.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Математический КВН.

-Всероссийский конкурс по математике «Вот задачка»

Учебно-тематический план

№п/п

                             Наименование разделов и тем

 Общее количество

часов

            В том  числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1 час

0,30

0,30

2

Как люди научились считать

3

Знакомьтесь, Архимед!

1 час

4

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

1 час

0,20

0,40

5

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5 час

0,20

0,40

6

Занимательная геометрия.

11 часов

1

10

7

Загадки- смекалки

1

0,60

8

Практикум «Подумай и реши».

1

0,60

9

Развитие познавательных способностей.

15 час

1 час

14

10

Газета любознательных».

2

1 час

11

Задачи с многовариантными решениями.

2 часа

0,5

1.5

12

Открытие нуля

1 час

0,20

0,40

13

Посещение компьютерного класса

3 часа

0,30

2.30

14

Комбинирование элементов знаковых систем.  

1 час

1 час

15

Олимпиадные задания по математике.

11 час

1

10 час

16

Компьютерные математические игры.

1 час

0,60

17

Вычисление площади фигур.

2 часа

0,30

1.30

18

Сочинение «Место математики в моей жизни»

1 час

0,20

0,40

19

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1 час

0,60

20

Итоговое занятие «Математический КВН».

1 час

0,60

21

Круглый стол «Подведём итоги»

1 час

1 час

Календарно – тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата проведения

1.

  • Вводное занятие.

03.10

2.

  • Как люди научились считать

06.10

3.

  • Знакомьтесь, Архимед!

10.10

4.

  • Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

13.10

5.

  • Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5.1

  • Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.

17.10

5.2

  • Экспромт - задачки и математические головоломки.

20.10

5.3

  • Логические математические задания.

24.10

5.4

  • Ребусы.

27.10

5.5

  • Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

31.10

6

  • Занимательная геометрия.

11 ч

6.1

  • Головоломки.

6.1.1

  • Колумбово яйцо.

03.11

6.1.2

  • Головоломка Пифагора

07.11-10.11

6.2

  • Оригами.

6.2.1

  • Работа над проектом «Во поле берёза стояла»

1 ч

14.11

     6.2.2

  • Работа над проектом «Во поле берёза стояла» (окончание)

1 ч

17.11

6.3

  • Геометрические фигуры.

6.3.1

  • Объёмные  геометрические фигуры.

21.11

6.3.2

  • Моделирование из объёмных геометрических фигур.

24.11

6.3.3

  • Моделирование из объёмных геометрических фигур( окончание).

28.11

         6.3.4

  • Симметрия фигур.

01.12

      6.3.5

  • Соединение и пересечение фигур.

05.12

6.3.6

  • Турнир по геометрии

08.12

7.

  • Загадки- смекалки

составление загадок, требующих математического решения

12.12

8.

  • Практикум «Подумай и реши».

15.12

9.

  • Развитие познавательных способностей.

15ч

9.1

  • Тренировка внимания

9.1.1

  • Игры на внимание.

1 ч

19.12

9.1.2

  • Интерактивные игры на внимание.

22.12

9.1.3

  • Развитие концентрации внимания.

26.12

9.1.4

  • Тренажёры на развитие внимания.

16.01

9.2

  • Тренировка памяти

 3ч

9.2.1

  • Тренировка слуховой памяти.

19.01

9.2.2

  • Тренировка зрительной памяти.

23.01

9.2.3

  • Тренажёры на развитие памяти.

26.01

9.3

  • Поиск закономерностей

4 ч

9.3.1

  • Числовая и буквенная закономерность.

1 ч

30.01

9.3.2

  • Поиск закономерностей. Логические  задачи.

02.02

9.3.3

  • Логические  задачи.

06.02

9.3.4

  • Логически – поисковые задания.

09.02

9.4

  • Совершенствование воображения

9.4.1

  • Работа с изографами и числографами.

13.02

9.4.2

  • Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

16.02

9.4.3.

  • Рисование предметов с помощью цифр

20.02

9.5

  • Развитие быстроты реакции

1 ч

27.02

9.5.1

  • Игры на развитие реакции.

02.03

10.

  • «Газета любознательных».

10.1

  • Поиск и сбор информации

06.03

10.2

  • Выпуск газеты

09.03

11

  • Задачи с многовариантными решениями.

11.1

  • Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

13.03

11.1

  • Решение задач в парах

16.03

12

  • Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»

20.03

13

  • Посещение компьютерного класса

3 ч

13.1

  • Работа с программой Paint

1

30.03

13.2

  • Работа с программой PowerPoint

2

03.-06.04

14

  • Комбинирование элементов знаковых систем.  

составление суперпримеров

10.04

15

  • Олимпиадные задания по математике.

11ч

15.1

  • Занимательные задачи.

13.04

15.2

  • Логические задачи для юных математиков.

17.04

15.3

  • Задачи повышенной трудности.

20.04

15.4

  • Решение нестандартных задач.

24.04

15.5

  • Математические тренажёры на умножение.

27.04

15.6

  • Математические тренажёры.

04.05

15.7

  • Блиц – турнир по решению задач

08.05

15.8

  • Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

11.05

15.9

  • Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

15.05

15.10

  • Решение задач на противоречие

15.11

  • Участие во всероссийском конкурсе «Вот задачка».

По мере проведения

олимпиад

16

  • Компьютерные математические игры.

17

  • Вычисление площади фигур.

17.1

  • создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

17.2

  • проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

18

  • Сочинение «Место математики в моей жизни».

18.05

19

  • Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1 ч

22.05

20

  • Математический КВН

1 ч

25.05

21

  • Круглый стол «Подведём итоги»

1 час

29.05

  • ИТОГО

64ч

Воспитательная работа

Для воспитания любознательности, привития интереса к математике и другим наукам на кружке проводятся следующие внеклассные мероприятия:

-Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Математический КВН.

Работа с родителями:

-Проведение родительского собрания «занимательная математика».

- Помощь при подборе информации для выпуска «Газеты любознательных».

- Помощь в организации и проведении математического КВН.

- Участие в круглом столе

Используемая литература:

1.Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

2.Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001

3.Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

4.Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

5. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

6. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

7.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

8.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
9.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
10.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
11.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
12.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
13.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
14.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"

Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....

Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.

Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...