Рабочие программы
рабочая программа (4 класс) по теме

Кузьминская Наталия Евгеньевна

Представлены рабочие программы по русскому языку, окружающему миру и технологии  на 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx57.17 КБ
Microsoft Office document icon okr_mir.doc172.5 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologiya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                Утверждено:

Руководитель МО                Директор школы

___________________                ________________О.В.Щукина

Протокол №________                Приказ №_______

от «____»_________2013 г.                                                        от «___»__________ 2013 г.  

Рабочая программа

по русскому языку

4 класс

на 2013 – 2014 учебный год

      Составитель:

Кузьминская Н.Е.,

      учитель начальных

      классов

п. Уемский

Приморского района

Архангельской области

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». –  М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы С. В. Иванова. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

•   ознакомление учащихся с основными положениям науки о языке;

•  формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

•  развитие устной и письменной речи учащихся;

•  развитие языковой эрудиции школьника, его интерес к языку и речевому творчеству.

  В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с  основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

 В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде  списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу  языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочих недели), в том числе количество часов на изучение регионального компонента – 14. В рамках данного учебного курса предусматривается проведение разных видов контроля знаний и умений учащихся.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

(примерное распределение КИМ по четвертям):

КИМ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольные работы

2

2

2

2

8

Диктанты

2

2

3

2

9

Словарные диктанты

2

2

4

3

11

Списывание

1

1

1

3

Тесты

-

-

-

1

1

Развитие речи

 (сочинения, изложения)

6/-

6/1

9/1

7/1

30/3

Итого:

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Шукейло В.А. Русский язык. 1 – 4 классы: сборник проверочных и контрольных работ. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  • Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Михайленко Е.В., Михеева Г.В. Русский язык. Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006.
  •       Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов. – Архангельск, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4классе учащиеся должны:

            Знать:

  • изученные части речи;
  • значимые слова.

Различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные
  • твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • предлог и приставку;
  • корень, суффикс, приставку, окончание;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;  словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами;
  • слово и предложение;
  • многозначные слова, синонимы, антонимы;
  • текст .

Приводить примеры:

простого двусоставного предложения.

Кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и интонации.

Выделять, находить:

Грамматическую основу простого двусоставного предложения;

В простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные).

Решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные членные (в простом предложении);
  • пользоваться словарями;
  • использовать алфавит при работе со словарем;
  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- звонкие и глухие согласные в корнях;

- непроизносимые согласные;

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;

- удвоенные согласные;

- безударные согласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные , непроверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;

- не с глаголами;

- безударные падежные окончания имен существительных, прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения;

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное  как части речи   (значение и морфологические признаки);
  • разбирать простое предложение по членам;
  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;

Находить место возможной ошибки и использовать способы проверки при   написании:

  • суффиксов имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
  • наречий, оканчивающихся на шипящий; гласных на конце наречий;
  • запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • выделять основную мысль текста;
  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
  • составлять план текста (при помощи учителя);
  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

Содержание тем учебного курса

4 класс (4 часа в неделю, 136 часов)

Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика.

Повторение изученного на основе фонетического анализа слова

Состав слова. 

Повторение изученного на основе разбора слова по составу словообразовательного анализа .

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание. Сложное предложение.

Морфология.

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение.

Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Блок «Развитие речи»

Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки (из них 20 часов контрольные работы, 2 часа педагогическая диагностика) (33 часа)


Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид и форма контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1 четверть (32 час)

«Развитие речи»

1

Повторение. Пишем письма

1

«Как устроен наш язык»

2

Повторяем фонетику и словообразование

1

«Правописание»

3

Вспоминаем изученные орфограммы 

 РК Волнушка, губник.

1

«Развитие речи»

4

Повторение. Пишем письма

1

«Как устроен наш язык»

5

Повторяем признаки имени существительного

 РК Рыбак, сеть, Белое море.

1

«Правописание»

6

Повторяем правила правописания окончаний имен существительных 1 склонения

1

7

Повторяем правила правописания окончаний имен существительных 2 склонения

РК Баренцево море, город Северодвинск.

1

8

Повторяем правила правописания окончаний имен существительных 3 склонения

1

«Развитие речи»

9

Пишем письма.

1

«Как устроен наш язык»

10

Морфологический разбор имени существительного

РК промысел, У.И. Бабкина.

1

11

Морфологический разбор имени существительного

1

12

Входной контрольный диктант №1

1

Итоговый

«Правописание»

13

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

14

Контрольное списывание

1

Итоговый

«Развитие речи»

15

Рассуждение 

РКМ В глубь веков. История северного края.

1

«Как устроен наш язык»

16

Повторяем признаки имени прилагательного

РКМ В глубь веков. Первые поселения.

1

«Правописание»

17

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

«Как устроен наш язык»

18

Морфологический разбор имени прилагательного

1

19

Контрольная работа. Тема: «Повторение изученного в 2-3 классах»

1

Итоговый

«Развитие речи»

20

Типы текста

1

«Правописание»

21

Буквы о-ё после шипящих и ц

1

22

«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

1

«Как устроен наш язык»

23

Повторяем местоимение

1

«Правописание»

24

Орфограммы приставок

1

25

Разделительный твердый и разделительный мягкий знак

1

«Развитие речи»

26

Изложение

1

Текущий

«Как устроен наш язык»

27

Разбор по членам предложения

1

28

Контрольная работа за 1 четверть

1

Итоговый

29

Синтаксический разбор предложения

1

«Правописание»

30

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

31

Контрольный диктант №2 за 1 четверть

1

Итоговый

32

Работа над ошибками.

1

                                                              II четверть (32 часа)

«Как устроен наш язык»

33

Синтаксический разбор предложения

1

«Развитие речи»

34

Деление текста на абзацы

1

«Как устроен наш язык»

35

Глагол

1

«Правописание»

36

Правописание приставок в глаголах

1

37

Правописание не с глаголами

1

«Как устроен наш язык»

38

Вид глагола

1

39

Начальная форма глагола

 РКМ Первый морской порт России.

1

40

Личные формы глагола

1

41

Лицо и число глаголов

РКМ Пётр Первый в Архангельске.

1

«Развитие речи»

42

Изложение

1

Текущий

«Правописание»

43

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

«Развитие речи»

44

Описание

1

«Правописание»

45

Правописание -ться и -тся в глаголах

РКМ Новодвинская крепость.

1

«Развитие речи»

46

Связь абзацев в тексте

1

«Правописание»

47

Контрольная работа «Глагол как часть речи»

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

48

Спряжение глаголов

1

«Правописание»

49

Правописание глаголов

РК Мой край.

1

50

Контрольный диктант№3 Тема: ь знак после шипящих в глаголах, тся и ться в глаголах

1

Итоговый

51

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов

1

52

Правописание безударных окончаний глаголов

1

53

Контрольное списывание

1

Итоговый

«Развитие речи»

54

Роль слов в тексте

1

«Правописание»

55

Правописание глаголов

1

«Развитие речи»

56

Контрольное изложение

1

Итоговый

«Правописание»

57

Правописание глаголов

1

58

Итоговая контрольная работа за первое полугодие

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

59

Настоящее время глагола

1

«Правописание»

60

Контрольный диктант №4 за I полугодие

1

Итоговый

25

61

Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам

1

26

62

Правописание суффиксов глаголов

1

23

«Как устроен наш язык»

63

Прошедшее время глагола

1

24.12

«Правописание»

64

Правописание слов в словосочетаниях

1

05.03

III четверть ( 40 часов)

«Как устроен наш язык»

65

Будущее время глагола

1

«Правописание»

66

Правописание суффиксов глаголов

1

«Развитие речи»

67

Изложение с элементами сочинения

1

Текущий

«Как устроен наш язык»

68

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

69

Условное наклонение глагола

1

«Правописание»

70

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

«Развитие речи»

71

Работа с текстом.

 РК Сёмга, сиг, язь, уха

1

«Как устроен наш язык»

72

Повелительное наклонение глагола

Словообразование глаголов

1

«Развитие речи»

73

Работа с текстом

1

«Как устроен наш язык»

74

Глагол в предложении

1

«Правописание»

75

Правописание глаголов

1

76

Правописание глаголов

1

«Развитие речи»

77

Работа с текстом

1

«Правописание»

78

Контрольная работа. Тема: «Время глагола»

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

79

Морфологический разбор глагола.

РКМ Архангельская область-часть мира.

1

80

Морфологический разбор глагола

1

«Развитие речи»

81

Изложение с элементами сочинения.

1

Текущий

«Правописание»

82

Контрольный диктант №5 Тема: «Правописание глаголов»

1

Итоговый

83

Работа над ошибками.

РКМ Архангельск-ворота в Арктику.

1

«Как устроен наш язык»

84

Наречие

1

85

Наречие

1

86

Как образуются наречия

1

«Правописание»

87

Правописание гласных на конце наречий

1

«Развитие речи»

88

Учимся писать сочинение

1

Текущий

«Как устроен наш язык»

89

Морфологический разбор наречий

1

90

Морфологический разбор наречий

РК Северное сияние, мороз, стужа.

1

«Развитие речи»

91

Контрольное изложение

1

Итоговый

«Правописание»

92

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

1

«Развитие речи»

93

Учимся писать сочинение

1

Текущий

«Правописание»

94

Контрольный диктант №6 Тема: «Правописание наречий»

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

95

Работа над ошибками.

Имя числительное

1

96

Итоговая контрольная работа. Тема: «Глагол, наречие».

1

Итоговый

«Развитие речи»

97

Работа с текстом

1

«Как устроен наш язык»

98

Изменение числительных

1

«Правописание»

99

Контрольный диктант №7 Тема: «Орфограммы, изученные в III четверти»

1

Итоговый

100

Работа над ошибками. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

1

101

Слитное и раздельное написание числительных

1

102

Правописание мягкого знака в именах числительных

1

«Правописание»

103

Правописание числительных

1

«Развитие речи»

104

Учимся писать сочинение

1

Текущий

IV четверть (32 часа)

«Как устроен наш язык»

105

Связь слов в предложении. Словосочетание.

1

«Развитие речи»

106

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

107

Учимся писать сочинение-рассуждение

1

Текущий

«Правописание»

108

Правописание слов в словосочетаниях

1

«Как устроен наш язык»

109

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

«Правописание»

110

Правописание  слов в словосочетаниях

РК Бобр, выдра

1

«Как устроен наш язык»

111

Связь слов в словосочетании. Управление.

1

112

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1

«Правописание»

113

Правописание слов в словосочетаниях

1

«Как устроен наш язык»

114

Словосочетание в предложении

1

«Развитие речи»

115

Учимся писать сочинение-рассуждение

1

Текущий

«Правописание»

116

Контрольный диктант №8 Тема: «Правописание слов в словосочетаниях»

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

117

Работа над ошибками. Сложное предложение

Как связаны части сложносочиненного предложения

1

«Развитие речи»

118

Учимся писать сочинение

1

Текущий

«Правописание»

119

Контрольное списывание

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

120

Как связаны части сложноподчиненного предложения

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

1

121

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

122

Контрольная работа. Тема: Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании

1

Итоговый

«Развитие речи»

123

Учимся писать сочинение

1

Текущий

«Как устроен наш язык»

124

Сложное предложение

1

«Развитие речи»

125

Контрольное изложение

1

Итоговый

«Как устроен наш язык»

126

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

«Правописание»

127

Педагогическая диагностика

1

Итоговый

128

Повторение пройденного: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе

1

129

Итоговый контрольный диктант №9 за 4 класс

1

Итоговый

130

Работа над ошибками

1

131

Повторение пройденного: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе. РК Стрелолист, тимофеевка.

1

«Как устроен наш язык»

132

Итоговая контрольная работа за 4-й класс

1

Итоговый

«Развитие речи»

133

Работа над ошибками. Играем в игры, связанные с развитием речи.

1

«Правописание»

134

Повторение пройденного: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе

1

135

Повторение пройденного: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе

1

136

Повторение пройденного: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе

1




Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                Утверждено:

Руководитель МО                Директор школы

________________                _______________О.В.Щукина

Протокол №_____                Приказ №_______

от «____»_________2013 г.                                                        от «____»__________ 2013 г.  

Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс

на 2013 – 2014 учебный год

      Составитель:

      Кузьминская Н.Е.,

      учитель начальных

      классов

п. Уемский

Приморского района

Архангельской области

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». –  М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

  Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда  на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

   Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
  • обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.  Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочих недели), в том числе количество часов на изучение регионального компонента – 8.

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 – 4 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов. – Архангельск, 2010.
  • Окружающий мир: 1 – 4 классы: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З.А.  – М.: Вентана – Граф, 2009.
  • Артемова М.Н., Колбасенко М.Н., Макарова О.В. Окружающий мир. Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006.

Характеристика контрольно-измерительных материалов.

КИМ

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

Практическая работа

-

2

-

-

2

Проверочные работы

1

1

1

1

4

Итого:

1

3

1

1

6

Общая характеристика учебного предмета

Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:

* формирование социального опыта школьника, осознания им элементарного взаимодействия в системе «человек—природа—общество»;

* воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;

* понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

* воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основные задачи предмета:

– формирование социального опыта школьника,

- осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа общество»,

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

*устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа-общество»;

*осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно- эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

*подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

*подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Программа Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недель).  

Экскурсии (4 часа за год). В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы проводятся во время изучения нового материала по темам:

- Составление режима дня школьника для будней и выходных.

- Подсчѐт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

- Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов).

- Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс (70 ч)

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие  сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление  гриппе, аллергии и др.).

Человек часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться? ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России:  Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки  в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.  Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчѐт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов). Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Оценка деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей  делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. При письменной проверке знаний по предмету целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

В течение учебного года планирование предусматривает форму контроля: итоговое тестирование. Итоговый контроль по окружающему миру составлен в соответствии с учебником «Окружающий мир» и программой Виноградовой Н.Ф. Оценка знаний и умений проводится в форме итоговых тестов за каждую четверть. Тестовые задания выполняются в течение целого урока. Каждому заданию даются три или четыре варианта ответа. С целью выявления степени усвоения программного материала проводится следующее количество итоговых тестов: 4 (в конце каждой четверти).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

 К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;

права гражданина и ребёнка в России;

основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

полезные и вредные привычки;

эмоциональные  состояния  и  чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»

объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания  на контурной карте,  представленные в рабочей тетради.


Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид и форма контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1 четверть

Человек – живое существо (организм)

1.

Общее строение организма человека

1

2.

Нервная система. Головной и спинной мозг

1

Текущий

3.

Опорно-двигательная система

1

Текущий

4.

Пищеварительная система

1

Текущий

5.

Дыхательная система

1

Текущий

6.

Кровеносная система. Кровь и ее значение

1

7.

Сердце – главный орган кровеносной системы

1

Текущий

8.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

9.

Кожа, ее строение и значение

1

Текущий

10.

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

1

Текущий

11

Слух. Гигиена слуха

1

Текущий

12.

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

1

Текущий

13.

Урок обобщения «Органы чувств».
Проверочная работа №1

1

Контрольный

14.

Эмоции и чувства человека

1

15.

Эмоции и чувства человека

1

Текущий

16.

Внимание, его роль в жизни человека

1

17.

Память, ее значение в жизни человека

1

Человек и здоровье

18

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. РК Экология родного края.

1

Текущий

2 четверть

Человек и здоровье

19

Правильное питание. Закаливание.

1

Текущий

20

Вредные привычки. Курение

1

Текущий

21

Вредные привычки. Алкоголь.

1

22

Вредные привычки. Наркотики

1

23

Урок – обобщение  «Здоровый образ жизни». Проверочная работа № 2

1

Контрольный

24

Практическая работа №1  «Когда дом становится опасным»

1

Практический

25

Улица полна неожиданностей

1

Текущий

26

Опасности в лесу. Практическая работа № 2 «Помощь при травме»

1

Практический

27

Что нужно знать о болезнях

1

Текущий

Человек – часть природы

28

Чем человек отличается от животного. Человек умеет мыслить и говорить.

1

Текущий

29

Счастливая пора детства

1

Текущий

30

Человек от рождения до старости

1

Человек среди людей

31

Поговорим о доброте

1

32

Что такое справедливость

1

3 четверть

Человек среди людей

33

Умеешь ли ты общаться

1

Текущий

Родная страна: от края до края

34

Природные зоны России. Антарктида.

1

Текущий

35

Тундра

1

Текущий

36

Тайга. РК Красная книга Архангельской области.

1

Текущий

37

Смешанные леса. РК Заповедники и заказники Архангельской области.

1

Текущий

38

Степь и пустыня

1

Текущий

39

Влажные субтропики

1

Текущий

40

Проверочная работа № 3  «Природные зоны России»

1

Контрольный

41

Почвы России. РК Виды почв Архангельской области.

1

Текущий

42

Рельеф России. РК Значение и охрана почв края.

1

Текущий

43

Как возникали и строились  города

1

Текущий

44

Россия и ее соседи: Япония, Китай, Финляндия.

1

Человек - творец культурных ценностей

45

Что такое культура.

1

Текущий

46

Как возникла письменность

1

Текущий

47

О первых школах и книгах

1

Текущий

48

Как учились в России при Петре I

1

Текущий

49

Первые университеты в России

1

50

Школа в 19 веке.

1

51

Русское искусство до 18 века

1

52

Русское искусство до 18 века

1

Текущий

4 четверть

Человек - творец культурных ценностей

53

Искусство России 18 века

1

54

Искусство России 18 века

1

Текущий

55

Поэты  и писатели 19 века

1

Текущий

56

Композиторы 19 века

1

Текущий

57

Художники 19 века

1

Текущий

58

Искусство России 20 века

1

Человек-защитник своего Отечества

59

Почему люди воюют

1

60

Как Русь боролась с половцами

1

61

Как русские воины победили шведских захватчиков

1

Текущий

62

Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1

Текущий

63

Отечественная война 1812 года

1

Текущий

64

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. РК Сычёва «Обелиск на сельской улице»

1

Текущий

65

Русский язык - государственный язык России

1

66

 Обязанности граждан России. РК Что даёт наш край стране.

1

Текущий

67

Символы государства

1

Текущий

68

Урок – обобщение. Проверочная работа № 4 «Мы живём в Российском государстве»

1

Контрольный




Предварительный просмотр:

                           МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                Утверждено:

Руководитель МО                Директор школы

________________                _______________О.В.Щукина

Протокол №_____                Приказ №_______

от «____»_________2013 г.                                                        от «____»__________ 2013 г.  

Рабочая программа

по технологии (труду)

4 класс

на 2013 – 2014 учебный год

      Составитель:

      Кузьминская Н.Е.,

      учитель начальных

      классов

п. Уемский

Приморского района

Архангельской области

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». –  М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы Е.А. Лутцевой. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы, гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразователь-ной, проектной деятельности человека и овладения элементарными техника -технологическими знаниями, умениями и навыками.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.

Первый — репродуктивный — благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-техпологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.

Второй — творческий — предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную; поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения и разработки замысла изделия (создание ясного целостно представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов,  инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) допрактической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учигель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочих недели), в том числе количество часов на изучение регионального компонента – 7.

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Лутцева Е.А. Технология: учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов. – Архангельск, 2010.
  • Ногина Р.М., Костина Л.Н. Технология (труд). Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4классе учащиеся должны:

Иметь представление:

- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;

- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;

- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;

- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);

- о понятиях «технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др).

Знать:

- современные профессии, появившиеся в ХХ – ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием;

- технические изобретения конца Х1Х – начала ХХ века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.)

- названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок и их назначение;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);

- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;

- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;

- петельную, крестообразную строчки и их варианты;

- луковичный и клубневой способы размножения растений;

Уметь:

- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

- эстетично оформлять изделия;

- соединять детали из ткани петельной и крестообразными строчками;

- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т. д.)

Самостоятельно:

- разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

- организовывать их; распределять обязанности в группе;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;

При помощи учителя:

-выбирать темы для практических и проектных работ;

- искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Содержание учебного курса

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов  с определёнными заданными свойствами в различных профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, пенопласт стеклоткань, и др.).

Основы технико-технологических знаний и умений. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины  и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Агротехнические приемы выращивания луковичных растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих пород животных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости  от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её фрагментами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника XX-XXI веков. Её современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование  опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.  

Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

Из истории техники и технологии

Преобразовательная деятельность человека в XX  веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) а в промышленности и быту. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала XX века – телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX века – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

Изменений типовой программы в данной рабочей программе нет.


Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид и форма контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

2

3

4

5

6

7

I четверть

Современное производство. Совершенствование технологий производства.

1-2.

Штучное и массовое. Подставка под ручки.

2

Текущий

3-4.

Быстрее, больше. Панно в технике чеканки.

2

Текущий

5.

Как делают автомобили.

1

Текущий

6.

Макет автомобиля «Микроавтобус». Изготовление колёс.

1

Текущий

7.

Изготовление кузова.

1

Текущий

8.

Сборка автомобиля.

1

Текущий

Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья.

9.

Чёрное золото.

1

10.

Что изготавливают из нефти. Горюче-смазочные материалы.

1

11.

Что изготавливают из нефти. Синтетические материалы.

1

12.

Что такое вторичное сырьё?

1

Текущий

13.

Изготовление изделий из пластиковых бутылок.

1

Текущий

14.

Природа в опасности.

1

Текущий

15.

Выставка плакатов.

1

Текущий

16.

Новые технологии в земледелии и животноводстве.

1

Текущий

17.

Изготовление кормушки.

1

Текущий

18.

Цветочная сказка.

1

II четверть

Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья.

19.

Уход за растением.

1

Жилище человека. Совершенствование строительных технологий.

20.

О чем рассказывает дом.

РК Русская изба на севере.

1

21.

Дом для семьи. РК Архитектурные постройки русского севера.

1

Защита

22.

Проект: Макет посёлка из загородных домов.

1

Защита

23.

Проект: Макет посёлка из загородных домов.

1

Защита

24.

В доме. Это нужно знать.

1

Текущий

25.

Как дом стал небоскребом.

1

Текущий

26.

Экскурсия на предприятие. РК Целлюлозно-бумажное производство в Архангельской области.

1

27.

Какие бывают города.

1

28.

Города будущего. Макет здания.

1

Текущий

Дизайн. Художественное конструирование.

29.

Что такое дизайн. Дизайн предмета школьной мебели.

1

Текущий

30.

Дизайн упаковки.

1

Текущий

31.

Дизайн  техники. Макет самоката.

1

Текущий

32.

Дизайн рекламной продукции.

1

Текущий

III четверть

Дизайн. Художественное конструирование.

33.

Дизайн интерьера. РК Интерьер крестьянской избы Русского Севера.

1

Защита

34.

Коллективный проект «Интерьер»

1

35.

Дизайн ландшафта.

1

Текущий

36.

Дизайн ландшафта.

1

Текущий

37.

Дизайн одежды.

1

38.

Пять задач дизайнера-модельера.

1

39.

Проект «Дизайн одежды». Конструкция куклы.

1

Текущий

40.

Проект «Дизайн одежды». Конструкция куклы.

1

Текущий

41.

Проект «Дизайн одежды» Отделка одежды вышивкой. РК Знакомство с народной вышивкой Русского Севера.

1

Защита

42.

Проект «Дизайн одежды». Отделка одежды вышивкой. РК Знакомство с народной вышивкой Русского Севера.

1

Защита

43.

Проект «Дизайн одежды». Отрезное платье. РК Беломорские узоры.

1

44.

Проект «Дизайн одежды». Отрезное платье. РК Беломорские узоры.

1

45.

Аксессуары в одежде. Изготовление аксессуаров.

1

Текущий

46.

Аксессуары в одежде. Изготовление аксессуаров.

1

Текущий

Компьютерный мир. Информационные технологии.

47.

Зачем человеку нужна информация. Что такое компьютер.

1

48.

Зачем человеку нужна информация. Что такое компьютер.

1

Текущий

49.

Практикум овладения компьютером. Как создать документ.

1

Текущий

50.

Практикум овладения компьютером. Форматирование текста.

1

Текущий

51.

Практикум овладения компьютером. Как вставить картинку в документ.

1

Текущий

52.

Практикум овладения компьютером. Создание таблиц.

1

Текущий

IV четверть

Компьютерный мир. Информационные технологии.

53.

Создание телефонной странички.

1

Текущий

54.

Создание телефонной странички.

1

Текущий

55.

Компьютеры в быту.

1

Текущий

56.

Компьютеры в медицине.

1

Текущий

57.

Компьютеры и прогнозирование погоды.

1

Текущий

58.

Компьютеры в учреждениях, на предприятиях.

1

Текущий

Совершенствование технологий: достижения и проблемы

59.

Будущее начинается сегодня.

1

60.

Коллективный проект «Город будущего».

1

61.

Коллективный проект «Город будущего».

1

Защита

62.

Коллективный проект «Город будущего».

1

Защита

63.

Коллективный проект «Город будущего».

1

Защита

64.

Научно-технические открытия и достижения 20 века. РК Знакомство с конструкцией «карбас», «лодья».

1

65.

Как добывают нефть и газ.

1

66.

Как питаются космонавты.

1

Текущий

67.

Как люди совершают открытия.

1

68.

Проверь себя «Проблема и способ решения».

1

Контрольный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...