Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
статья на тему

Луценко Валентина Ивановна

Реализация деятельностного метода обучения позволяет нам не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход  на уроках

в начальной школе

                                                                 Луценко В.И.

                                                      учитель начальных классов

Современное общество живет в эпоху постоянного  увеличения объемов информации, обновления знаний.  Появляется  много способов освоения информации. Слайд 1

  Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Слайд 2,3

       Основой Стандарта нового поколения является  системно- деятельностный подход в обучении как методология ФГОС НОО Слайд 4

      Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий Слайд 5. 

  Как сказал А. Дистервег «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”  Слайд 6 ,7

     Что значит «деятельность»? Это целеустремленная система, нацеленная на результат,  психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Слайд 8

    Основные задачи образования не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, организовать учебный  процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Слайд 9

   Позиция учителя при системно-деятельностном подходе: приходить к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

    Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Слайд 10

    Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий: 

проблемно-диалогическая технология; технология оценивания; технология продуктивного чтения; коллективные способы обучения  (КСО);технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения.

    Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели; 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего

осознанно применять приобретённые знания;

   формирование у школьников умения контролировать свои действия как

    после их завершения, так и по ходу;

    включение содержания обучения в контекст решения значимых  жизненных задач.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Слайд 11

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Слайд 12

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

  Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Ответ один-только с помощью действия.

     Содержание УМК «Перспективная начальная школа», по которому  работает наша начальная школа, доступно каждому ученику, т.к. создаются условия для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования, что обеспечивает системно-деятельностный подход, положенный в основу Стандарта. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Ученик, решая конкретные практические задачи, начиная со 2 класса, вынужден постоянно обращаться к системе словарей, которые включены в особый том учебника. В УМК разработана система заданий, не позволяющая ученику ответить на вопрос или вы полнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек  знаний  в другой книге данного комплекта или несколько ином источнике информации (справочнике, Интернете), такая словарная и орфоэпическая работа ранее не практиковалась, как система работы. Слайд 13

        Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока.  Например,   тема: «Сложные слова».Задание: исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у других –два.                                                                                                                                             -А что, существуют слова с двумя корнями? Какой вопрос возникает?                                        (Сколько корней в слове мухоловка?)

 Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.                                                                                                                                             -Как же быть? Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают),  теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня?

 Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)                                                                            - Почему их назвали сложные? Сформулируйте тему урока. Нарисуйте схему сложных слов.  В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику  сравниваем, правильно ли открыли новый материал. Слайд 13

    Также  использую логически-поисковые задания. Например, назвать  лишнее слово из ряда:  метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ:  лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.

         При изучении темы: «Правописание парных согласных в конце слова»  ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (У детей разные варианты записи, выясняем кто прав). Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

  Этап воспроизведения знаний необходим для развития речи учеников и углубления понимания полученных знаний. На этом этапе использую продуктивные задания, в процессе выполнения которых ученики могут самостоятельно выразить понятые знания и реализовать полученный продукт. Продуктивные задания  делятся на устные и письменные.

     К устным продуктивным заданиям  можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока

-придумай научно-популярное название уроку

-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами

       Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме

- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

 Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, ввожу на уроках русского языка более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Одним из видов таких заданий являются задания на группу.

       Сначала задание предлагается на наиболее трудном уровне. Получив его, ученики сами должны определить возможность разделения слов на группы. Например задание:

-     Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Слайд 14

Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня,  рожь.

В результате предложенные слова группируются:

по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам; по склонениям; по наличию орфограмм; по количеству слогов.

Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять:

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

    Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Словарная работа», «Работа по развитию речи», «Поход в музейный дом». Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти ответ, а это вызывает интерес. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок: она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя, что приводит к формированию развития личности ребенка. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.

   Рассмотрим пример фрагмента уроков математики, на которых реализуется деятельностный метод обучения. Слайд 15

   Так  в 1 классе предлагалось задание: как разными способами набрать 8 рублей?  Ученики через учебную деятельность повторяют состав числа 8 и сложение.1+1+1+1+1+1+1+1=8

                    2+2+2+2=8

                    5+2+1=8

                    5+1+1+1=8 и т.д.

  Во 2 классе, задание, что можно сделать с этими числами? Слайд 16

3

9

10

12                          5

20

100

 Их можно прочитать, сравнить, выполнить действия с числами 1-го столбика и 2-го столбика. Найдите сумму каждой пары.

- Умножим каждое число 1-го столбика на 5. Где затруднились? Это новая тема. Как быть?

- Чем будем заниматься сегодня? Что поможет решению нашей проблемы?

Также во 2 классе при изучении темы «Как найти неизвестное слагаемое»на этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется мотивирующий приём постановки учебной проблемы – «актуальность»).

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение: Слайд 17

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

х = 6 + 2

 

 

х = 6 – 2

 

 

х = 6 - 2

х = 8

 

 

х = 4

 

 

х = 3

- Почему сразу не можем ответить? Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

  • проверить правильность, определяя части, целое;
  • проверка вычисления;
  • догадка – подставить число вместо х. 

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки:

     Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт, как говорилось ранее и работа в парах. На этапе закрепления новой темы, например, я предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указывается необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешается учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В конце урока проводится рефлексия Слайд 18,19

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

 

научился, смог…

 

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

                             где можно применить новое знание?

                             нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок

    Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет нам не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Как гласит народная мудрость: Слайд 20

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

презентация "Реализация системно-деятельностного подохода на уроках в начальной школе"

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...