Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся начальной школы
статья на тему

Петраш Евгения Александровна

 

Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в школе. Поэтому, своей целью в воспитании младших школьников по данной проблеме вижу в формировании гражданского сознания, в воспитании ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у ребят гражданской позиции в отношении коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся начальной школы

Из опыта работы Петраш Евгении Александровны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №7

п. Майский Кошехабльского района Республики Адыгея

Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в школе. Поэтому, своей целью в воспитании младших школьников по данной проблеме вижу в формировании гражданского сознания, в воспитании ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у ребят гражданской позиции в отношении коррупции.

Антикоррупционное воспитание в школе осуществляется  как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода ученических инициатив во внеурочном образовании:  акции, ученические конференции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.

Начинать профилактику необходимо уже в начальных классах. И тогда, на следующей ступени, учащиеся будут готовы:

  • находить, передавать информацию и распоряжаться ею;
  • рационально планировать и самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • распоряжаться временными ресурсами;
  • действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно;
  • брать на себя ответственность за свои действия;
  • конструктивно решать расхождения и конфликты;
  • принимать самое активное участие в жизни школы, района, а при необходимости брать на себя роль лидера.

Продолжая антикоррупционное воспитание на следующих ступенях образования, из школы выходит наш старшеклассник, с воспитанными в себе ценностными установками:

  • неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом;
  • честность; ответственность за свое действие, поступок, наделенный, в том числе,  и знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для личного благосостояния, благосостояния общества и безопасности государства в целом.

Сразу хочу отметить, что эффект от любых проводимых школьных  мероприятий будет виден не сразу. Формирование антикоррупционного мировоззрения требует времени. И только проводя  систематическую работу, через несколько лет мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям. 

Формируя у младших школьников антикоррупционное мировоззрение, считаю, необходимо строго учитывать возрастные особенности учащихся. С учащимися младших классов говорю о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственности за её судьбу, не употребляя понятие «коррупция». Связываю материал с учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений и с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией. Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения, а система вопросов и заданий обращена  к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

В первом классе обучения на примере литературных произведений, которые могут быть использованы в рамках антикоррупционного просвещения, и изучаемых тем окружающего мира, учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости. В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости. В третьем классе учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека. В течение четвертого года обучения - нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека, о человеческих пороках и достоинствах. Так, в 4 классе изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются элементы нравственного воспитания. Например: в стихотворении «Требуется друг» Агния Барто поднимает серьёзную тему - ведёт откровенный разговор об отношениях между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе, о девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети рассматривают, правильны ли эти поступки и делают вывод: друга надо находить не по его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно. Интересным и важным представляется обсуждение характеристик и деловых качеств героев сказок. В конце курса проводится итоговый разговор на тему «Кто ищет друга без недостатков, тот остается без друзей». Учащиеся пробуют примерить на себя различные роли и поразмыслить, кем бы они хотели быть во взрослой жизни и какие качества для этого требуются.

В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Можно успешно реализовывать антикоррупционное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность, например, курс по экономике. Цель курса – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерциализации. К концу освоения курса учащиеся начальной школы имеют представления: 

  • о товаре как о благе; 
  • собственных затратах; рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем; 
  • услугах как особой форме коммерческой деятельности;
  • материальных затратах; 
  • капитале как о деньгах, приносящих прибыль;
  • рассматривают положительные и отрицательные стороны конкуренции, понятие «штрафы», соблазн получения прибыли любым путем и т. д.

В курсе светской этики ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь). Младшие школьники знакомятся с такими ценностями, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика  с людьми в различных ситуациях;  общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия, и осознают их.

Приобщение школьников к данным нравственным  ценностям  осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий. Построение курса обеспечивает эмоциональное  восприятие, осмысление и обретение опыта деятельности в коллективе. Это позволяет добиться позитивных результатов в ориентировании учащихся на то, что называется добром, а что – злом. Тем самым в сознание учащихся  1-й ступени  школы посредством этого курса закладываются компоненты антикоррупционного сознания. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, бескорыстного служения Отечеству, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги. В то же время воспитывается неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции и юридических аспектов ее проявления в курсах обществознания в основной школе.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на  анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка: полиция, учитель, директор школы. Поэтому целесообразно планировать антикоррупционное мировоззрение младшего школьника через классные часы, беседы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, игры по станциям, конкурсы сочинений и  плакатов,  встречи обучающихся с сотрудниками ОБЭП, обсуждение на уроках и внеурочных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом, понятиями морали и нравственности. В результате в начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?». Цель - воспитать потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Задача - оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо».

Можно рекомендовать учителям начальных классов:

  • включение в план воспитательной работы классных часов (не реже 1 раза в четверть) по данной проблематике;
  • проведение родительских собраний на темы, посвященные нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией.

Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности учащихся, которая должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

План антикоррупционного воспитания младших школьников

МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльского района РА

«Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в школе»

Оформление уголка безопасности в МБОУ СОШ №7

Сентябрь

Создание на сайте школы  странички – «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» с  постоянным  обновлением и пополнением информации

В течение учебного года

Единый классный час,  приуроченный  к Международному  дню борьбы с коррупцией – 9 декабря

 - «Подарки и другие способы благодарности» - 1 класс,

- «Хранители порядка» - 2 класс,

- «Выгодный друг» - 3 класс,

- «Черви, которые мешают нам жить» - 4 класс

Декабрь

  1. Круглый стол  «Исключение из правил»

Участники: обучающиеся начальных классов, классные руководители,  родители

  1. Обмен мнениями  - «Мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели», «Сегодня у нас в семье праздник, поэтому домашнее задание можно не выполнить»
  2. Ты мне, я – тебе: «Дружба по необходимости».
  3. Мой взгляд, моя точка зрения на проблему.

Понимание учащимися, что человек не сами придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.

Знакомство детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий: информационно-просветительского блока «Привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе».

  1. Круглый стол «Откуда берутся запреты?»

Участники: обучающиеся начальных классов, классные руководители

Цели:

- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.

3. Ролевые игры «Распределение поручений в классе», «Разрешенный запрет», «Пропускной пункт», «Исключительные обстоятельства», «Распределение путевок в летний лагерь»

4. Практикумы «Несоблюдение правил дорожного движения», «Экзамен на знание правил школьной жизни»

В течение года

Родительская  конференция по вопросам противодействия коррупции с участием сотрудников милиции и прокуратуры

По плану школы

- Проведение  конкурса  сочинений на  антикоррупционную тему:  «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мы все разные, но у нас равные права», «Что такое справедливость?», «Можно и нельзя» в 3-4 классах

Апрель

- Создание школьного сборника сценарных разработок и творческих работ учащихся «Чистая совесть»

2014-2015 гг.

- Акция «Мое Общественное Мнение»  /перед заседанием 1). МО учителей начальных классов; 2). Общешкольного родительского комитета 1-4 кл/

- Мини-театрализация «Путешествие по сказкам» (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане…», П. Ершов. «Конек-горбунок», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

По плану школы

- Проведение в школе конкурса антикоррупционного плаката среди школьников

- Выставка рисунков на тему «Хорошее и плохое»

По плану школы

Декада общественных дисциплин

Литературно-историческое путешествие  /4 кл/

От традиций «почести» и  «подношения» даров из прошлого до нашего времени.

Мини-театрализация: Художественные образы взяточников и мздоимцев в произведениях И.П. Крылова «Лисица и Сурок»

По плану учителя

Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на совещаниях педагогического коллектива

По плану школы

Работа творческой группы учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся

По плану школы

Информационная и поисковая работа

(организуют и проводят встречи с сотрудниками правоохранительных органов, отвечают за выпуск фотовитрин, газет с целью профилактики противоправных действий, участвуют в пропаганде знаний по правовой тематике среди несовершеннолетних).

Учебные проекты, встречи, дискуссии по плану классных руководителей

В результате проводимой работы, ребята учатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, учителям, ни родителям учеников. У ребенка развивается духовно-нравственное чувствование, формируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни. Воспитываются духовные и нравственные качества личности ребенка, честность, справедливость, развивается активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.

Предложенные методические рекомендации из опыта моей работы являются одним из первых шагов для создания системы воспитательной работы учителя начальных классов. Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Поскольку мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно ребят младших классов, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, непременно дадут положительный результат в формировании антикоррупционного мировоззрения, если работа будет проводиться в системе, начиная с начальной школы и до окончания учеником школы. Потому как школа – это одна большая семья, в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания полноценных личностей и настоящих граждан России.

Список литературы

  • Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя.  М.: Просвещение, 2013.
  • Мудрик А.В.  Общение в процессе воспитания.  М., 2001. Проблема нравственного становления / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
  • Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
  • Этика и право  в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир»: книга для учителя. СПб.: Перспектива, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.  Данное пособие позволяет...

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....