Программа "Азбука вежливости и этикета".
рабочая программа (3 класс) на тему

Кузьмина Елена Влaдимировна

Программа по внеурочной деятельности "Азбука вежливости и этикета".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_vezhlivosti.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Азбука вежливости и этикета

Срок реализации программы 1 год

Программа рассчитана на детей 9 лет


Составила: Кузьмина Е.В.


Пояснительная записка

 
В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.

 
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

 
Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости и этикета». 

Программа "Азбука вежливости и этикета" рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Особое внимание нужно уделить групповой форме работы с детьми.


Цель программы:

 создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.


Задачи  программы:

Образовательные: 

- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.

- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивающие:

-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям; 

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.


Планируемые результаты: 


У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: 

Регулятивные УУД:


  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.


Познавательные УУД:


  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.


Коммуникативные УУД:


  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).



Предметными результатами является сформированность следующих умений:


-к концу первого полугодия обучения:

● развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу;

● активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.


-к концу учебного года обучения: 

● накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.


Содержание программы


Раздел 1. Общение (4 часа)

Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг.

Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – необходимая черта человека.

Познакомить с правилами поведения в школьной столовой, дежурства в столовой. 


Раздел 2. Общие правила этикета (4 часа)

Дать понятие «внешний вид» ( одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.

Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.


Раздел 3. Правила гостеприимства(5 часов).

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение ,извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.


Раздел 4.Посещение общественных мест.(5 часов)

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом; посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.

Посещение школьной библиотеки. Этикетные формулы общения в библиотеке.

Определить значимость книг в жизни человека. Научить бережному отношению к книгам, учебникам. Показать способы «лечения» книг.

Ознакомить с правилами поведения на природе.


Раздел 5. Взаимоотношения (8 часов)

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. В разделе предлагаются занятия, способствующие воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. 

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговоров по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

Освоение правил поведения у больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова одобрения, поддержки. Шутка как способ утешения больного. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.


Раздел 6. Вежливость и торжество(8 часов).

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно - ролевая игра «Мы на дне рождения!»

Какое событие может быть праздником? Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.


Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

-беседа;

-сюжетно-ролевая игра;

-игра-спор;

-подвижная игра;

-учебная игра;

-конкурс;

-праздник.

- экскурсии


Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер;

проектор;

экран;

дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации и др.)

настольные игры;

книги.


Формы подведения итогов:

- конкурс;

- КВН;

- игры;

- КТД


Список используемой литературы


  1. Васильева- Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983. 

  2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.

  3. Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.

  4. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.

  5. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.

  6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.

  7. Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.

  8. Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.

  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.

  10. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.

  11. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.




Учебно - тематический план



Наименование темы 


Количество часов



Общение 4 ч



1


Будем знакомы. Учимся представляться.


1


2


Утреннее приветствие.


1


3


Пора спать. Прощание перед сном.


1


4


Правила поведения за столом. Хорошие манеры.


1



Общие правила этикета 4 ч



5


Этикет внешнего вида школьника.


1


6


Правила личной гигиены.


1


7


Откуда берутся грязнули? 


1


8


Надо – хочу - нельзя.


1



Правила гостеприимства 5 ч



9


Правила гостеприимства. К вам пришли гости.


1


10


Прощание с гостем.


1


11


Вместе ладно да дружно, а врозь нескладно да скучно.


1


12


Правила расставания.


1


13


Прощание с близким перед отъездом.


1



Посещение общественных мест 5 ч



14


Правила поведения в общественном транспорте.


1


15


Правила поведения в библиотеке.


1


16


Идем в театр. Правила поведения в театре.


1


17


Поведение в кафе. Посещение мест общепита.


1


18


Правила поведения в парикмахерской.


1



Взаимоотношения 8 ч



19


Обращение к знакомому взрослому.


1


20


Обращение к незнакомому взрослому на улице.


1


21


Правила поведения по телефону. Сотовый телефон – это роскошь или необходимость?


1


22


Вы заболели. Правила общения в поликлинике.


1


23


В доме больной. Правила поведения у постели больного.


1


24


Сострадание. Утешение.


1


25


Милосердие. Забота.


1


26


Милосердие. Забота.


1



Вежливость и торжество 8 ч



27


О том, как быть уступчивым.


1


28


Вежливая просьба.


1


29


Зачем быть вежливым?


1


30


Правила поведения на торжественных событиях, на праздниках в школе.


1


31


Поздравления и пожелания.


1


32


Ситуации, которых не должно быть.


1


33


Рыцарский турнир.


1


34


Праздник вежливых ребят.


1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

Заседание кружка «Веселый этикет» 1 класс Тема: Будьте взаимно вежливы.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 100%; widows: 2; orphans: 2; } Цели и задачи: Воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего ш...

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

Классный час "Вежливость и этикет"

Цели: формировать навыки вежливого общения, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; познакомить с элемента...

Информационно-игровая программа: "Вежливость. Культура. Этикет" ________________________________________

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществеЗадачи:·         Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.·...

Беседа "Вежливость и этикет"

Цель:  продолжать знакомить детей с правилами  этикета.Задачи:- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;- раскрыть значение слова «Здравствуйте»;- закреплят...